Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (проект Федерального закона, внесен Президентом Российской Федерации)

21 ноября 2002 года

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №42, ст. 5005; 2000, №31, ст. 3205; 2001, №7, ст. 608; 2002, №19, ст. 1792; 2002, №30, ст. 3024) следующие изменения и дополнения:

1. Абзац второй преамбулы изложить в следующей редакции:

«Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, ответственность, порядок взаимодействия между ними и с органами государственной власти Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».

2. В статье 1:

подпункт «в» пункта 1 изложить в следующей редакции: «верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (далее – для целей настоящего Федерального закона, если иное не оговорено отдельно, федеральный конституционный закон и федеральный закон именуются – федеральный закон)»;

пункт 4 после слов «Конституцией Российской Федерации» дополнить словами «настоящим Федеральным законом, другими»;

пункт 5 после первого предложения дополнить предложением следующего содержания:

«Общие принципы и порядок разграничения полномочий договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – договоры о разграничении полномочий) и федеральными законами устанавливаются настоящим Федеральным законом»;

в пункте 6 слова «и федеральным законам» заменить словами «настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам».

3. В статье 2:

абзац второй после слов «лица субъекта Российской Федерации» дополнить словами «иные государственные должности субъекта Российской Федерации»;

дополнить статью абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

«Суды субъектов Российской Федерации создаются в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, устанавливающим судебную систему Российской Федерации, и осуществляют полномочия, определенные федеральными законами, принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут быть изменены иначе как путем изменения настоящего Федерального закона».

4. Статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства

1. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, договоры о разграничении полномочий, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, соглашения о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – соглашения) не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее – предметы совместного ведения), предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия положений указанных актов Конституции Российской Федерации действуют положения Конституции Российской Федерации.

2. Положения конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, а также принятым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения.

В случае противоречия положений конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти применяются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Противоречие федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти Конституции Российской Федерации, а также противоречие нормативных правовых актов актам большей юридической силы могут быть установлены только компетентным федеральным судом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, противоречащие положениям действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти за исключением случаев, когда компетентным федеральным судом указанные нормативные правовые акты или их отдельные положения признаны противоречащими Конституции Российской Федерации либо актам большей юридической силы.

3. Вне пределов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В случае противоречия между федеральным законом, иным нормативным правовым актом федерального органа государственной власти и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предметам ведения субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

4. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, а также в случае, если указанные федеральные законы, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти или их отдельные положения признаны в судебном порядке противоречащими Конституции Российской Федерации или актам большей юридической силы.

После принятия соответствующего федерального закона или иного нормативного правового акта федерального органа государственной власти законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральным законом или иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти в течение двух месяцев. До приведения законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти применяются федеральные законы или иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

5. За нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами».

5. Статью 3.1 исключить.

6. В статье 4:

в пункте 6 слова «законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно» заменить словами «конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации»;

пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются обособленно от других расходов в соответствии с классификациями расходов бюджетов в Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами бюджета субъекта Российской Федерации в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации не допускается, за исключением средств, предусмотренных на обеспечение деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и депутатов»;

в пункте 11 слова «его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности» заменить словами «конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации».

7. В статье 5: в пункте 2:

подпункт «б» исключить;

подпункты «в», «г», «д», «е», «ж», «з», «и», «к», «л», «м», «н» считать соответственно подпунктами «б», «в», «г», «д», «е», «ж», «з», «и», «к», «л», «м»; подпункт «б» изложить в следующей редакции:

«в пределах полномочий, установленных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации»;

подпункт «л» изложить в следующей редакции:

«утверждается структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, если это предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации»;

в пункте 3:

в абзаце втором слова «определяется порядок» заменить словами «принимается регламент и решаются вопросы внутреннего распорядка»;

в абзаце третьем:

после слов «федеральными законами» дополнить словами «и принятыми в соответствии с ними»,

после слов «конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации» дополнить словами «оформляется назначение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и дается согласие на назначение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации»;

дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

«одобряется проект договора о разграничении полномочий»;

абзац девятый считать абзацем десятым;

абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый считать соответственно подпунктами «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж», «з», «и»;

подпункт «б» пункта 4 изложить в следующей редакции:

«осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации принимаются палатой, сформированной в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Иные полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации».

8. Статью 7 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. В случае, если в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации требуется одобрение принятого закона субъекта Российской Федерацией другой палатой, закон субъекта Российской Федерации считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты.

В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов принявшей закон палаты».

9. В статье 8: в пункте 2:

после слова «обнародовать» дополнить словами «конституцию (устав), поправки к ней (к нему)»;

после первого предложения дополнить предложением следующего содержания:

«В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный нормативный правовой акт возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений»;

в пункте 5:

в первом предложении после слов «Конституция (устав)» дополнить словами «поправки к ней (к нему)».

10. В статье 9:

В пункте 5 слова «шесть месяцев» заменить словами «три месяца».

11. Пункт 1 статьи 12 после слов «депутатом Государственной Думы» дополнить словами «членом Совета Федерации».

12. В статье 13:

название статьи изложить в следующей редакции: «Статья 13. Гарантии депутатской деятельности»; пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Гарантии прав депутатов при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, занимаемого им жилого и служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных .средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами»;

пункты 2–4 исключить; пункт 5 считать пунктом 2.

13. Статью 14 исключить.

14. Статью 17 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Структура (перечень) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом (руководителем высшего органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации, если иное не установлено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации».

15. В статье 18:

в пункте 2 слова «шесть месяцев» заменить словами «три месяца»;

в пункте 4 слова «законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления» заменить словами «Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы»;

в подпункте «е» пункта 7 после слов «федеральными законами» дополнить словами «и принятыми в соответствии с ними»;

дополнить статью пунктом 9 следующего содержания:

«9. Гарантии прав высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), занимаемого им жилого и служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами».

16. В статье 19:

в подпункте «к» пункта 1 слова «законодательством субъекта Российской Федерации» заменить словами «конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации»;

дополнить статью новым пунктом 8 следующего содержания:

«8. В законе субъекта Российской Федерации, регулирующем отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), должны устанавливаться основания и процедура отзыва.

Основанием для отзыва может служить только конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечивать отзываемому лицу возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается отозванным, если за отзыв проголосовала не менее чем половина всех зарегистрированных в субъекте Российской Федерации избирателей»;

пункты 8–10 считать соответственно пунктами 9–11; абзац 2 пункта 9 изложить в следующей редакции:

«В случае прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также должностных лиц, которые в соответствии с конституцией (уставом), законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации временно исполняют обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность вновь избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)»;

в пункте 11 слова «шесть месяцев» заменить словами «три месяца».

17. В пункте 2 статьи 21:

подпункт «ж» исключить,

подпункт «з» считать подпунктом «ж».

18. Дополнить федеральный закон главами IV-I и IV-II следующего содержания:

«Глава IV-I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 26–1. Определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации определяются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принятыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.

3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, а также соглашениями.

4. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должны содержать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указание на способ и (или) источник финансирования соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные по содержанию полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Статья 26–2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и осуществляются ими самостоятельно за счет собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 26–3. Принципы определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

1. Определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, договорами о разграничении полномочий и соглашениями полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и (или) за счет субвенций из федерального бюджета.

2. За счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются полномочия, установленные статьей 26–4 настоящего Федерального закона. Указанные полномочия могут в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.

3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные статьей 26–4 настоящего Федерального закона и установленные иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.

Указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти могут устанавливать порядок осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий, регламентировать права и обязанности органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации, их ответственность и в обязательном порядке должны содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление соответствующих полномочий.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, предусматривающие предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление указанных в настоящем пункте полномочий, вводятся в действие ежегодно на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации указанных субвенций.

4. При осуществлении исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий за счет субвенций из федерального бюджета федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

5. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может не предусматриваться в случаях, если установленные указанными актами полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов государственной власти субъектов Российской Федерации, бюджетных учреждений, дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета гражданам и юридическим лицам, существенного увеличения штатной численности государственных служащих субъектов Российской Федерации и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.

6. В целях обеспечения требований настоящий статьи при принятии федеральных законов принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы по предметам совместного ведения не позднее чем в пятидневный срок после их принятия в первом чтении направляются законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Указанные законопроекты не могут быть рассмотрены во втором чтении ранее чем через сорок пять дней после их принятия в первом чтении и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 105 Конституции Российской Федерации.

Законодательные инициативы, внесенные в установленном порядке субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, должны быть рассмотрены не позднее чем в двухмесячный срок со дня их внесения.

Статья 26–4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов:

1) материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе денежного содержания государственных служащих и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

2) организационного и материально-технического обеспечения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации;

3) формирования и содержания собственного архивного фонда субъектов Российской Федерации;

4) управления имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации (в том числе участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых);

5) формирования и использования резервных фондов субъекта Российской Федерации на финансирование непредвиденных расходов;

6) предупреждения и ликвидации последствий территориальных и региональных чрезвычайных ситуаций;

7) передачи объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность;

8) организации и осуществления программ и проектов в области охраны окружающей среды;

9) образования и обеспечения охраны государственных природных заказников, охраны памятников природы;

10) поддержки сельскохозяйственного производства;

11) учета и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения;

12) строительства и содержания автомобильных дорог регионального значения;

13) организации транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным, а также автобусным и речным транспортом регионального и межрегионального значения;

14) организации авиационного сообщения внутри субъекта Российской Федерации;

15) предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение учебного процесса в соответствии с установленными федеральными законами минимальными общенациональными стандартами качества образования, в том числе на выплату заработной платы педагогическим работникам в соответствии с правовым регулированием денежного содержания педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

16) начального и среднего профессионального образования (за исключением образования в федеральных образовательных учреждениях согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

17) охраны памятников истории и культуры регионального значения;

18) организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации библиотеками регионального значения;

19) организации и поддержки музеев (за исключением музеев общенационального значения согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

20) организации и поддержки культуры и искусства (за исключением деятельности учреждений культуры и искусства общенационального значения согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

21) поддержки народных художественных промыслов;

22) поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных учреждениях национального языка и иных предметов этнокультурного компонента;

23) организации оказания медицинской помощи инфекционными и психиатрическими больницами, кожно-венерическими, туберкулезными, наркологическими, онкологическими диспансерами и другими специализированными медицинскими учреждениями, за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений;

24) обязательное медицинское страхование неработающего населения;

25) оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

26) содействия в трудоустройстве безработных, профессиональной переподготовки безработных, организации и финансирования общественных работ для безработных;

27) социальной поддержки ветеранов труда, детей-сирот, беспризорных, семей, имеющих детей, одиноких и многодетных матерей, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъектов Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан;

28) установления и выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе за счет предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований на выплату указанных субсидий;

29) установления и выплаты пособия на погребение;

30) предоставления служебных жилых помещений для государственных служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

31) материально-технического и финансового обеспечения оказания помощи адвокатов в труднодоступных и малонаселенных районах;

32) определения численности нотариусов и границ нотариальных округов в пределах субъекта Российской Федерации;

33) создания условий для участия граждан в обеспечении режима пограничных зон;

34) внешнеэкономических договоров субъекта Российской Федерации;

35) установления, введения в действие и прекращение действия региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

36) осуществления заимствований, обслуживания и погашения внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации;

37) наделения населенных пунктов (групп населенных пунктов) статусом городского, сельского поселения, городского округа;

38) определения границ муниципальных образований;

39) определения административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

2. По вопросам, установленным пунктом 1 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы, определяющие общие принципы правового регулирования по указанным вопросам, которые не могут содержать положений, предопределяющих объем расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимый для осуществления соответствующих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также определяющие порядок и способы указанных расходов.

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в пункт 1 настоящей статьи.

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, самостоятельно осуществляемые за счет и в пределах собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для бюджетов муниципальных образований нормативы отчислений от уплаты федеральных и региональных налогов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогам и сборам и Бюджетным кодексом Российской Федерации зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, и осуществляют выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

5 Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6, 8, 11, 17–20, 26–28, 30, 32 пункта 1 настоящей статьи, а также пунктом 4 настоящей статьи (в части, касающейся установления нормативов от уплаты налогов и сборов в бюджеты поселений и выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств региональных фондов финансовой поддержки поселений) в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Статья 26–5. Возложение на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации

Федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, а также заключенными в соответствии со статьей 26–9 настоящего Федерального закона соглашениями на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации может быть возложено осуществление отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации. В этих случаях применяются требования, установленные пунктами 3–6 статьи 26–3 настоящего Федерального закона.

Статья 26–6. Разграничение полномочий между органами государственной власти краев, областей и органами государственной власти автономных округов

1. В краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 3 статьи 26–3 и статьей 26–5 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономных округов, если иное не установлено федеральным законом либо договором между органами государственной власти соответствующих края, области и автономного округа.

2. Разграничение полномочий, указанных в статьях 26–2 и 26–4 настоящего Федерального закона, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и государственного имущества субъектов Российской Федерации между краем (областью) и входящим в состав края (области) автономным округом осуществляется договором между органами государственной власти соответствующих края, области и автономного округа, а в случае, если договор не заключен, – федеральным законом.

Статья 26–7. Особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

1. В случае, если уставами городов федерального значения – субъектов Российской Федерации Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотрено осуществление местного самоуправления общегородскими органами местного самоуправления, все установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, уставами, законами, иными нормативными правовыми актами этих городов федерального значения полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются общегородскими органами местного самоуправления Москвы и Санкт-Петербурга.

2. В случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, к организации и деятельности общегородских органов местного самоуправления применяются положения федерального закона, регулирующего общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, с учетом требований, установленных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Изъятие у общегородских органов местного самоуправления Москвы и Санкт-Петербурга каких бы то ни было полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации или установление федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти особого порядка их осуществления не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом о статусе столицы Российской Федерации.

Статья 26–8. Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий

1. Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации, и в той мере, в которой указанные особенности обуславливают иное, чем установленное в федеральных законах разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок его продления, а также основания и порядок его досрочного расторжения.

2. Языком договора о разграничении полномочий является русский язык. По договоренности сторон договор о разграничении полномочий может быть составлен и подписан на русском языке и на государственном языке республики в составе Российской Федерации.

3. Порядок подготовки и предварительного согласования договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок подготовки проекта договора о разграничении полномочий исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации до его внесения в федеральные органы государственной власти определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Проект договора о разграничении полномочий, подготовленный и согласованный в установленном в соответствии с настоящей статьей порядке, представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) для одобрения.

Проект договора о разграничении полномочий одобряется или отклоняется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемым большинством голосов от установленного числа депутатов. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) сообщает о результатах рассмотрения проекта договора о разграничении полномочий в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации Президенту Российской Федерации.

5. В случае внесения изменений в одобренный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации проект договора о разграничении полномочий или отклонения его отдельных положений проект договора о разграничении полномочий подлежит повторному предварительному согласованию и одобрению в порядке, установленном в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

6. Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

7. Президент Российской Федерации в течение десяти дней после подписания договора о разграничении полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.

8. Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если федеральным законом об утверждении договора не установлено иное.

Договор о разграничении полномочий имеет силу федерального закона и может быть изменен, действие его может быть приостановлено только путем внесения в него изменений и дополнений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения и вступления в силу договора о разграничении полномочий.

9. Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десяти лет. Действие договора о разграничении полномочий по истечении указанного срока продлевается на тот же срок, если ни одна из сторон договора не позднее чем за месяц до истечения срока его действия не заявила о прекращении его действия.

10. Досрочное прекращение действия (далее – расторжение) договора о разграничении полномочий возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда.

Расторжение договора о разграничении полномочий по взаимному согласию сторон совершается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения и вступления в силу договора о разграничении полномочий.

Расторжение договора о разграничении полномочий по инициативе одной из его сторон возможно в случае нарушения другой стороной положений договора о разграничении полномочий, установленного вступившим в силу решением компетентного федерального суда. Решение компетентного федерального суда является основанием для принятия Президентом Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения о расторжении договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон.

Решение о расторжении договора о разграничении полномочий по инициативе одной из его сторон может приниматься не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующего судебного решения и подлежит официальному опубликованию. В этом случае федеральный закон об утверждении договора о разграничении полномочий признается утратившим действие со дня опубликования соответствующего решения о расторжении договора о разграничении полномочий.

Статья 26–9. Принципы и порядок заключения соглашений о передаче осуществления части полномочий

1. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашение заключается в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено в равной мере на исполнительные органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации федеральным законом.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие соглашениями осуществление части своих полномочий исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют контроль за соблюдением условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

2. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

3. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Соглашения, изменения и дополнения в соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации и официального опубликования в установленном порядке.

5. Порядок подготовки и согласования проектов соглашений, а также порядок утверждения соглашений Правительством Российской Федерации, внесения в них изменений и дополнений определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 26–10. Временное осуществление федеральными органами государственной власти полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Отдельные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти, в случаях:

а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

б) если возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность субъекта Российской Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышает тридцать процентов собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном году;

в) если при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, органом государственной власти субъекта Российской Федерации допускается нецелевое расходование средств, либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов.

2. Не могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию конституции (устава) и поправок к ней (к нему), по установлению системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, изменению статуса субъекта Российской Федерации и изменению границ между субъектами Российской Федерации.

3. В случаях, установленных подпунктом «а» пункта 1 настоящей статьи, решение о возложении соответствующих полномочий на федеральные органы государственной власти принимается Президентом Российской Федерации с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации о временном возложении на федеральные органы государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации должен содержать:

перечень возлагаемых на федеральные органы государственной власти полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

перечень федеральных органов государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти, на которых возлагаются соответствующие полномочия с распределением этих полномочий между ними;

срок, в течение которого полномочия возлагаются на федеральные органы государственной власти, который не может превышать период до устранения обстоятельств, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящей статьи;

источники и порядок финансирования деятельности соответствующих федеральных органов государственной власти.

4. В случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 1 настоящей статьи, отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по составлению, утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются временной финансовой администрацией в порядке, установленном статьей 26–24 настоящего Федерального закона.

5. В случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 1 настоящей статьи, решение о временном осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий, при исполнении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации допущены соответствующие нарушения, принимается Правительством Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций.

6. Решения органов государственной власти Российской Федерации, указанные в настоящей статье, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Глава IV-II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 26–11. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации составляют находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации имущество, средства бюджетов и государственных внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, а также имущественные права субъектов Российской Федерации.

Государственная собственность субъектов Российской Федерации признается и защищается государством равным образом с иными формами собственности.

Статья 26–12. Государственное имущество субъектов Российской Федерации

1. В состав государственного имущества субъектов Российской Федерации входят находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, включая земли и другие природные ресурсы, имущество предприятий и учреждений, другое движимое и недвижимое имущество, необходимое для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Состав государственного имущества субъектов Российской Федерации определяется в соответствии с федеральными законами.

Состав государственного имущества субъектов Российской Федерации может быть изменен только в случае приобретения (отчуждения) субъектом Российской Федерации указанного имущества, а также в соответствии с федеральным законом в случае изменения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых в соответствии со статьями 26–2 и 26–4 настоящего Федерального закона.

3. В целях осуществления полномочий, указанных в статье 26–2 и статье 26–4 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации, находящиеся в государственной собственности субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют цели, условия и порядок деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают за счет собственных доходов содержание государственных учреждений субъекта Российской Федерации, отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 26–13. Распоряжение и управление государственным имуществом субъектов Российской Федерации

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно распоряжаются и управляют имуществом, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать государственное имущество субъектов Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации государственного имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

4. Доходы от использования и приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации поступают в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Статья 26–14. Бюджеты субъектов Российской Федерации

1. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают сбалансированность бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджетов, уровню и составу государственного долга субъектов Российской Федерации, исполнению бюджетных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации, исполнению долговых обязательств субъектов Российской Федерации.

3. Формирование, утверждение, исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и контроль за их исполнением осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ведут учет и представляют федеральным органам государственной власти отчетность об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

5. В бюджетах субъектов Российской Федерации раздельно предусматриваются, используются и учитываются доходы, направляемые на финансовое обеспечение полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 26–2 и 26–4 настоящего Федерального закона, и обеспечение полномочий, осуществляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 26–3 и статьей 26–5 настоящего Федерального закона, а также осуществляемые за счет них соответствующие расходы.

6. Проект бюджета субъекта Российской Федерации, закон субъекта Российской Федерации об утверждении бюджета субъекта Российской Федерации, квартальные и годовой отчеты о его исполнении подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годового отчета о его исполнении проводятся публичные слушания.

Статья 26–15. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

1. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются на основе реестров расходных обязательств соответствующих субъектов Российской Федерации. Реестры расходных обязательств ведутся в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают размеры и условия оплаты труда государственных служащих субъектов Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, другие нормативы и нормы планирования и финансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

4. Порядок осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 26–3 и статьей 26–5 настоящего Федерального закона, устанавливается соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полномочий, осуществляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 26–3 и статьей 26–5 настоящего Федерального закона, может регулироваться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 26–16. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

1. Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

доходов от уплаты региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 26–17 настоящего Федерального закона;

доходов от уплаты федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 26–18 настоящего Федерального закона;

дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 26–19 настоящего Федерального закона;

иных средств финансовой помощи из федерального бюджета в соответствии со статьей 26–20 настоящего Федерального закона;

субвенций из бюджетов муниципальных образований в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации;

доходов от приватизации, реализации и иного использования имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

доходов от приватизации объектов, находящихся в федеральной государственной собственности, расположенной на территории субъекта Российской Федерации, по нормативам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти;

части прибыли государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом субъекта Российской Федерации, и доходов от оказания государственными учреждениями субъекта Российской Федерации платных услуг;

штрафов и пени, иных поступлений в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Состав собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации может быть изменен в соответствии с федеральным законом только в случаях изменения предусмотренных статьями 26–2 и 26–4 настоящего Федерального закона полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

3. В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации зачисляются субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 26–3 и статьей 26–5 настоящего Федерального закона.

4. Учет операций по распределению доходов от уплаты налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, указанных в статьях 26–17 и 26–18 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 26–17. Доходы от уплаты региональных налогов и сборов

1. Перечень региональных налогов и сборов и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по их установлению, введению в действие и прекращению действия устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляются доходы от уплаты региональных налогов и сборов по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Законом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут быть установлены нормативы отчислений от уплаты региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджеты муниципальных образований.

Статья 26–18. Доходы от уплаты федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляются доходы от уплаты федеральных налогов и сборов по единым для всех субъектов Российской Федерации нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и (или) по налоговым ставкам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Законом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут быть установлены нормативы отчислений от уплаты федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджеты муниципальных образований.

Статья 26–19. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

1. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

2. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется и распределяется с целью выравнивания финансовых возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять полномочия, указанные в статье 26–4 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями настоящей статьи и методикой, утверждаемой федеральным законом.

3. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации распределяются между субъектами Российской Федерации, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, определенный в качестве критерия предоставления указанных дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, установленный методикой, утверждаемой федеральным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Использование при определении расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей о фактических доходах и расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в отчетном периоде или показателей о прогнозируемых на плановый период доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации не допускается.

Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год.

Статья 26–20. Иные средства финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

1. В составе федерального бюджета образуется Фонд регионального развития.

Средства указанного Фонда предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидий на условиях долевого софинансирования инвестиционных программ и проектов по развитию общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития.

Отбор инвестиционных программ и проектов для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном правовыми актами федеральных органов государственной власти.

Распределение субсидий Фонда регионального развития между субъектами Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете с указанием субсидируемых инвестиционных проектов и программ.

2. В составе федерального бюджета может быть образован федеральный Фонд софинансирования социальных расходов.

Средства указанного фонда предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидий на условиях долевого софинансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Цели и условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются федеральным законом.

Отбор субъектов Российской Федерации для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном правовыми актами федеральных органов государственной власти.

3. В случае и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетам субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены иные средства финансовой помощи из федерального бюджета в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 26–21. Финансирование полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета

1. Общий объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 26–3 и статьей 26–5 настоящего Федерального закона, определяется по нормативам, указанным в абзаце 4 пункта 3 статьи 26–3 настоящего Федерального закона.

2. Субвенции на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 26–3 и статьей 26–5 настоящего Федерального закона, предоставляются субъектам Российской Федерации из создаваемого в составе федерального бюджета Федерального фонда компенсаций.

Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между всеми субъектами Российской Федерации пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг с учетом объективных условий, оказывающих влияние на стоимость предоставления соответствующих бюджетных услуг, и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту Российской Федерации.

Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций Федерального фонда компенсаций производятся в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 26–22. Заимствования субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Статья 26–23. Организация исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно организуют и осуществляют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

2. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется органами федерального казначейства в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков, начисления и уплаты налогов и сборов в бюджет субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и предоставляют финансовым органам субъектов Российской Федерации соответствующие данные по форме и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Статья 26–24. Введение временной финансовой администрации субъекта Российской Федерации

1. В случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 1 статьи 26–10 настоящего Федерального закона, в субъекте Российской Федерации на срок до одного года по ходатайству Правительства Российской Федерации на основании решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вводится временная финансовая администрация.

Временная финансовая администрация не может вводиться в течение года с момента вступления в полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Руководитель и состав временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. В целях восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации временная финансовая администрация обеспечивает внесение изменений и дополнений в бюджет субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, составление проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, представление их на рассмотрение и утверждение Правительства Российской Федерации, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами».

19. В пункте 3 статьи 27 слова «федеральными конституционными законами» исключить.

20. Статью 30.1 изложить в новой редакции:

«Для высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, законодательство которого по состоянию на 19 октября 1999 года не содержало ограничения числа сроков избрания одного и того же лица на должность, первым сроком из числа двух возможных в соответствии с пунктом 5 статьи 18 настоящего Федерального закона является срок, на который оно было избрано после 19 октября 1999 года. Для высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, законодательство которого по состоянию на 19 октября 1999 года содержало ограничение числа сроков избрания одного и того же лица на должность, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно решить вопрос о том, продолжается ли исчисление, ранее установленное субъектом Российской Федерации, либо оно начинается после вступления в силу настоящего Федерального закона».

Статья 2. Вступление настоящего Федерального закона в силу

«1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, иной порядок введения в действие которых устанавливается настоящей статьей.

2. Статьи 26–3, 26–4, 26–5, 26–6 и глава Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в установленной настоящим Федеральным законом редакции) вступают в силу с 1 января 2005 года.

3. Подпункт «б» пункта 1 и пункт 4 статьи 26–10, статья 26–24 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в установленной настоящим Федеральным законом редакции) вступают в силу с 1 января 2007 года.

4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №26, ст. 3176, 2002, №21, ст. 1915).

5. Правительству Российской Федерации:

до 1 сентября 2003 года внести в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении вытекающих из требований статьи 26–3 и главы IV-II Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в установленной настоящим Федеральным законом редакции) изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также в нормативные правовые акты о разграничении государственной собственности.

до 1 января 2005 года внести в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении вытекающих из требований пункта 3 статьи 26–3 и статьи 26–4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в установленной настоящим Федеральным законом редакции) изменений и дополнений в иные федеральные законы.

6. С 1 января 2005 года положения федеральных законов по вопросам, указанным в пункте 1 статьи 26–4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в установленной настоящим Федеральным законом редакции), которыми предопределяется объем финансирования соответствующих полномочий за счет собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, применяются, если законами субъекта Российской Федерации по указанным вопросам не установлено иное.

7. До принятия федеральных законов, устанавливающих в соответствии с пунктом 9 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в установленной настоящим Федеральным законом редакции) гарантии прав высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, применяются нормы о таких гарантиях прав депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. В случае, если после вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2006 года органами государственной власти края (области) и органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края (области), не будут заключены договоры, предусмотренные пунктом 2 статьи 26–6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» (в установленной настоящим Федеральным законом редакции), Правительство Российской Федерации до 1 января 2007 года вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов, регулирующих отношения соответствующих автономных округов с краем или областями, в состав которых они входят.

9. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления его в силу.