Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Принята 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия)
Настоящая Комплексная программа действий нацелена на углубление и диверсификацию взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), реализацию целей и задач, изложенных в Совместной декларации главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств-членов АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве, подписанной 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия), Соглашении между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития, подписанном 10 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре, Совместной декларации Министров иностранных дел России и АСЕАН о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР, принятой 19 июня 2003 года в Пномпене (Камбоджа), а также Совместной декларации Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, принятой 2 июля 2004 года в Джакарте (Индонезия).
С учетом вышеизложенного Российская Федерация и АСЕАН в соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств намерены там, где это возможно, предпринять совместные действия и меры в следующих областях:
I. Сотрудничество в области политики и безопасности
— проводить регулярные встречи и консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, в рамках диалоговых механизмов Российская Федерация–АСЕАН: ежегодных Постминистерских конференций (ПМК) АСЕАН с Российской Федерацией в формате 10+1, Совещаний старших должностных лиц Российская Федерация–АСЕАН (ССДЛ), Совместного комитета сотрудничества Российская Федерация–АСЕАН (СКС), Совместного планово-распорядительного комитета Российская Федерация–АСЕАН (СПРК);
— создавать по обоюдному согласию новые диалоговые механизмы на соответствующем уровне в различных сферах сотрудничества в случаях, когда это будет признано необходимым;
— расширять и углублять взаимодействие и координацию в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), проводить в случае необходимости отдельные встречи министров иностранных дел Российской Федерации и АСЕАН в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, консультации делегаций по повестке дня этих сессий, а также встречи Постоянных Представителей при ООН;
— проводить консультации по вопросам повестки дня сессий Регионального форума АСЕАН (АРФ);
— продолжить участие в переговорах по вопросу о присоединении пяти ядерных держав к Договору о Зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии;
— организовать в 2006г. юбилейные мероприятия по случаю десятилетия установления диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН.
II. Сотрудничество в области противодействия терроризму и транснациональной преступности
— регулярно проводить Совещания старших должностных лиц Российская Федерация–АСЕАН по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП);
— изучить возможность создания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности, которая на уровне экспертов компетентных органов Российской Федерации и государств-членов АСЕАН будет координировать взаимодействие Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в данной сфере.
1) Противодействие терроризму
В соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств:
— укреплять центральную роль ООН в объединении и координации международных усилий в противодействии терроризму во всех его формах и проявлениях, выявлении коренных причин и факторов, способствующих возникновению терроризма;
— предпринимать меры по развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества на основе норм международного права;
— продолжить прилагать усилия по завершению выработки Генеральной Ассамблеей ООН Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом;
— предпринять меры к скорейшему подписанию и ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма;
— развивать сотрудничество на различных уровнях по антитеррористическим инициативам;
— обмениваться информацией о террористических группировках и потенциальных угрозах террористических атак, включая возможные акты с использованием химического, биологического, радиоактивного или ядерного оружия;
— продолжить обмен информацией о террористических организациях, их лидерах и членах, методах деятельности и структурах поддержки;
— продолжать сотрудничество и наращивание потенциала сил обеспечения безопасности, задействованных при проведении визитов на высоком уровне, а также государственных и международных мероприятий;
— обмениваться информацией о возможных террористических актах против своих государств и граждан, делиться наработками, знаниями и опытом в области предупреждения, пресечения и расследования таких террористических актов, а также о судебном преследовании террористов и их пособников;
— сотрудничать в борьбе с незаконным оборотом стрелкового оружия;
— поощрять межконфессиональный диалог с целью повышения взаимопонимания между цивилизациями и религиями;
— организовывать на основе взаимных интересов программы подготовки, симпозиумы и семинары по противодействию терроризму;
— координировать совместные меры по предотвращению финансирования терроризма;
— сотрудничать в соблюдении международных требований безопасности на воздушном, наземном и морском транспорте;
— оказывать содействие в проведении поисково-спасательных операций, доставке техники и гуманитарных грузов, медицинской помощи и реабилитации пострадавших от террористических актов;
— сотрудничать в изучении вопросов и тенденций, связанных с терроризмом.
2) Противодействие транснациональной преступности
В соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств:
— укреплять сотрудничество в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным и/или иным незаконным путем, в частности таких, которые используются на цели финансирования террористической деятельности, а также делиться наработками, наращивать потенциал и оказывать необходимую помощь в пресечении такой деятельности;
— обмениваться информацией и сотрудничать в целях предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств;
— сотрудничать и оказывать взаимную помощь в предупреждении и пресечении торговли людьми и связанных с ней преступлений в рамках соответствующих соглашений;
— осуществлять обмен информацией и сотрудничать в борьбе с изготовлением, сбытом и использованием фальшивых или поддельных средств платежа, а также документов, удостоверяющих личность;
— осуществлять обмен информацией, знаниями и наработками в борьбе с морским пиратством и преступлениями против безопасности транспортных средств;
— сотрудничать в оказании друг другу содействия в предупреждении и пресечении преступлений в сфере компьютерной информации, в частности преступлений, связанных с использованием сети Интернет и других средств связи в нарушение прав интеллектуальной собственности;
— изучить возможность сотрудничества по выявлению и перехвату каналов связи транснациональных преступных групп и террористических организаций.
III. Сотрудничество в области экономики
1) Торгово-инвестиционное сотрудничество
— на регулярной основе проводить Консультации старших должностных лиц по экономическим вопросам Российская Федерация–АСЕАН, а также проводить заседания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС);
— содействовать торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству;
— обмениваться информацией в области торговли и инвестиций, в частности тарифной политики, о применяемых санитарных, фитосанитарных и других мерах нетарифного регулирования, в том числе технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия, о страховании, интеллектуальной собственности, мерах по защите инвесторов и инвестиций;
— укреплять и развивать сотрудничество по следующим направлениям:
(a) установление контактов между государственными органами, регулирующими отношения в сфере разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия;
(b) обмен информацией о принятых и разрабатываемых технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия;
(c) подготовка кадров в сферах разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия, а также обмен экспертами;
— поддерживать региональную интеграцию АСЕАН, включая Инициативу интеграции АСЕАН (ИАИ), обеспечивать особый и дифференцированный подход к «новым» государствам-членам АСЕАН, а именно Камбодже, Лаосу, Мьянме и Вьетнаму со стороны Российской Федерации с целью содействия их эффективному участию в реализации настоящей Комплексной программы действий;
— способствовать активизации работы Делового совета Российская Федерация–АСЕАН, регулярно проводить многосторонние и двусторонние бизнес-форумы с целью более широкого ознакомления предпринимателей обеих Сторон с возможностями соответствующих рынков;
— способствовать обмену делегациями деловых кругов.
2) Промышленность
— поощрять участие компаний Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в крупных проектах друг друга, в том числе в совместных инвестиционных проектах;
— расширять промышленное сотрудничество в отдельных отраслях производства и высоких технологий, таких как тяжелое машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, производство дорожно-строительной техники, электротехнических изделий и сельскохозяйственной техники;
— расширять сотрудничество в сфере научных исследований, инноваций и внедрения появляющихся и передовых технологий в горнодобывающей промышленности.
Конкретные условия и формы такого сотрудничества будут определяться на основе прямого диалога между уполномоченными органами Российской Федерации и АСЕАН.
3) Энергетика
— проводить консультации по сотрудничеству в области энергетики;
— выявлять инвестиционные возможности для развития инфраструктуры в сфере энергетики, нефти и природного газа на коммерческой основе;
— обмениваться разработками и технологиями в различных областях энергетики;
— способствовать использованию новых и возобновляемых ресурсов на коммерческой основе;
— содействовать реализации программ рационального энергопотребления и сохранения энергоресурсов;
— содействовать эффективному использованию энергии и широкому применению там, где это возможно, возобновляемых и альтернативных источников энергии (солнца, ветра, морских приливов и волн, гидро-, геотермальных вод, биомассы и других) путем укрепления потенциала в сферах выработки политики и регулирования, обмена и передачи технологий, исследований и разработок;
— использовать экологически чистые ресурсы и технологии;
— развивать сотрудничество в области разведки, добычи, транспортировки и потребления нефти, газа и продуктов их переработки, включая технический обмен в нефтегазовой отрасли;
— сотрудничать в области разведки и транспортировки нефти и газа.
4) Транспорт
— проводить консультации по вопросам транспортного сотрудничества;
— сотрудничать в области обеспечения безопасности морского судоходства и авиаперевозок в Российской Федерации и АСЕАН;
— исследовать потенциальные угрозы безопасности транспортной системы;
— обмениваться информацией в области противодействия терроризму на всех видах транспорта;
— совместно готовить специалистов по вопросам обеспечения транспортной безопасности;
— сотрудничать в рамках программ по наращиванию потенциалов использования и управления речным транспортом и судоходством;
— осуществлять обмен информацией, опытом и наработками по проектам строительства шоссейных автодорог, метро и портов.
5) Финансы
— налаживать обмен знаниями, опытом и информацией в вопросах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также участвовать в деятельности соответствующих рабочих групп по противодействию терроризму и соответствующих региональных программах подготовки кадров;
— рассмотреть вопрос об оказании Российской Федерацией услуг по подготовке кадров и технической помощи государствам-членам АСЕАН в рамках соответствующей региональной программы центра подготовки кадров Евразийской группы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ЕАГ), созданного при Росфинмониторинге;
— проработать вопрос об оказании Российской Федерацией как членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Контртеррористической рабочей группы «Группы восьми» (СТАГ) политической поддержки государствам-членам АСЕАН для получения иностранной технической помощи, направленной на укрепление их национальных потенциалов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
6) Малое и среднее предпринимательство (МСП)
— проводить консультации по вопросам сотрудничества организаций МСП;
— развивать более тесное сотрудничество МСП Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в области укрепления потенциала, передачи технологий и изучения рынка;
— поощрять участие МСП в выставках и торговых ярмарках, содействовать установлению связей между МСП Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;
— способствовать развитию людских ресурсов на уровне организаций, включая обучение менеджменту, организацию ознакомительных посещений предприятий, обмен предпринимателями, а также стажировку и обучение в приоритетных секторах;
— способствовать наращиванию организационного потенциала в сфере вспомогательных бизнес-услуг, включая распространение информации, организацию выставок и презентаций продукции МСП, форумов МСП и семинаров по подбору партнеров, создание веб-сайтов МСП, подготовку деловых справочников, создание служб технической и консалтинговой поддержки, а также служб содействия и поддержки экспорта;
— содействовать осуществлению мер, нацеленных на укрепление взаимодействия между органами государственной власти и частными организациями с целью развития МСП;
— содействовать увеличению инвестиций путем применения различных стимулов, пересмотра правовых и регулирующих механизмов, совершенствования и рационализации процедур, развития людских ресурсов, внедрения субподрядов и других форм привлечения МСП.
IV. Функциональное сотрудничество
1) Научно-технологическое сотрудничество
— регулярно проводить заседания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС);
— определять приоритетные направления, отдельные сферы, инициативы и формы сотрудничества на основе Концепции сближения интересов между Российской Федерацией и Комитетом АСЕАН по науке и технологиям (КНТ) в области науки и технологий, разрабатываемой РГНТС;
— поощрять передачу и обмен технологиями для взаимной выгоды Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;
— обмениваться научно-технической информацией и осуществлять крупные совместные проекты;
— обеспечивать эффективную охрану прав интеллектуальной собственности, полученной в рамках настоящей Комплексной программы действий, в соответствии с международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государства-члены АСЕАН, и их национальным законодательством.
2) Сотрудничество в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
— проводить консультации по вопросам сотрудничества в сфере ИКТ с целью развития сотрудничества по следующим направлениям: телемедицина, электронное правительство, электронная торговля, дистанционное обучение, информационная безопасность и признание цифровой подписи.
3) Сотрудничество в области предупреждения и преодоления последствий стихийных бедствий
— проработать в практическом плане вопрос об оказании Российской Федерацией содействия государствам-членам АСЕАН в развитии потенциала реагирования на стихийные бедствия и техногенные катастрофы путем создания и укрепления национальных служб по чрезвычайным ситуациям и оснащения их оборудованием и специальной техникой, включая авиационную;
— рассмотреть вопросы применения авиационных технологий Российской Федерации для борьбы с лесными и почвенными пожарами;
— проработать вопросы использования современных российских технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе систем оценки устойчивости зданий и различных сооружений, а также прогнозирования ущерба от стихийных бедствий;
— внедрять российские технологии и опыт мониторинга опасных техногенных и экологических процессов, а также программное обеспечение принятия решений по реагированию на стихийные бедствия;
— рассмотреть возможность оказания Российской Федерацией содействия государствам-членам АСЕАН в подготовке кадров.
4) Сотрудничество в области природопользования, восстановления и охраны окружающей среды
— проводить консультации по сотрудничеству в сфере природопользования, восстановления и охраны окружающей среды;
— развивать сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды по следующим приоритетным направлениям:
а) борьба с трансграничным загрязнением окружающей среды;
b) сохранение биологического разнообразия и объектов природного наследия, создание сети охраняемых природных территорий;
c) охрана прибрежной и морской среды и рациональное использование морских ресурсов;
d) широкое применение наиболее совершенных и допустимых с экологической точки зрения производственных технологий, а также стратегий экологически чистого производства и потребления продукции;
e) устойчивое управление водными ресурсами;
f) устойчивое лесопользование, включая сохранение лесного фонда и борьбу с лесными пожарами;
g) борьба с нелегальными рубками леса и торговлей незаконно заготовленной древесиной;
h) осуществление мер по стабилизации климатической системы и адаптации населения и экономики к негативным последствиям изменения климата;
i) образование и просвещение в области экологии;
— проводить совместные научные исследования и изыскания, а также консультации, семинары и деловые встречи в указанных областях.
5) Сотрудничество в области развития людских ресурсов
— проводить консультации по сотрудничеству в области развития людских ресурсов;
— способствовать развитию связей между вузами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН путем налаживания студенческого обмена, командировок преподавателей и специалистов, а также разработки совместных программ;
— наладить сотрудничество в сфере естественнонаучного и математического образования через Ассоциацию университетов АСЕАН (АУН);
— способствовать обмену опытом развития сотрудничества в области трудовых ресурсов между Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН и проработать в практическом плане возможность оказания помощи Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН в наращивании потенциала в этой сфере.
6) Сотрудничество в области культуры и информации
a) Сотрудничество в области культуры
— проводить регулярные консультации экспертов в сфере культуры, включая информационный обмен;
— на регулярной основе проводить в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН культурные фестивали, в том числе кинофестивали;
— периодически проводить в Российской Федерации и в государствах-членах АСЕАН фестивали культуры народов Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;
— развивать обмен информацией в области кинематографии и взаимно участвовать в культурных выставках и международных фестивалях;
— содействовать развитию контактов между людьми путем обменов деятелями культуры и искусства, специалистами и исполнителями в области театра, музыки, акробатики, танца, «театра одного актера», музейного и библиотечного дела, народного творчества, охраны и реставрации памятников культуры и искусства, а также кинематографии;
— развивать сотрудничество между ведущими библиотеками, музеями, учебными и научными заведениями;
— наладить подготовку кадров, проведение семинаров и ознакомительных поездок в сфере культуры и искусства;
— рассмотреть возможность предоставления стипендий на подготовку деятелей культуры АСЕАН;
— поддерживать сотрудничество между культурными учреждениями Российской Федерации и государств-членов АСЕАН и наладить взаимодействие между специалистами и молодыми артистами в целях обучения и обмена опытом;
— способствовать участию специалистов и молодых артистов в проводимых курсах, конференциях и семинарах в области их специализации;
— способствовать развитию культурных обменов на коммерческой основе.
b) Сотрудничество в области информации
— рассмотреть возможность установления контактов между Росархивом и соответствующими органами АСЕАН, а также архивными службами заинтересованных государств-членов АСЕАН, в частности с учетом планируемого проведения в 2008 году в Куала-Лумпуре Международного конгресса архивов;
— углублять сотрудничество между ИТАР-ТАСС и информационными агентствами государств-членов АСЕАН;
— способствовать обмену журналистами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;
— способствовать обучению и проведению семинаров в Российской Федерации для сотрудников средств массовой информации государств-членов АСЕАН.
7) Сотрудничество в области туризма
— проработать вопрос об организации Консультаций Российская Федерация–АСЕАН по туризму;
— развивать информационный обмен и сотрудничество в области туризма между государственными органами по туризму, включая проведение совместных рекламных и маркетинговых мероприятий путем выпуска сопутствующих материалов, а также публикацию рекламы в туристических журналах с целью презентации различных мест отдыха в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН;
— развивать сотрудничество с целью продвижения национальных туристических продуктов, используя международные туристические выставки, например, «ТРАВЕКС» в рамках Туристического форума АСЕАН (АТФ) на Филиппинах в январе 2006 года и Первую международную туристическую выставку «Интурмаркет», которая должна состояться в Москве в марте 2006 года, а также другие соответствующие туристические выставки в государствах-членах АСЕАН;
— проводить конференции и семинары по развитию туризма в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН, в том числе с целью укрепления потенциала и обмена инновациями и опытом государственного регулирования туристической деятельности, развития людских ресурсов, устойчивого развития туризма и инвестиционной деятельности в сфере туризма;
— способствовать проведению встреч, развитию стимулирования, организации конгрессов и выставок совместно Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН.
8) Сотрудничество в области спорта
— осуществлять сотрудничество между спортивными ведомствами, организациями и клубами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;
— взаимно участвовать в различных спортивных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;
участвовать в различных международных спортивных выставках, конференциях и семинарах, организуемых в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН.
9) Сотрудничество в области продовольствия, сельского и лесного хозяйства
— проводить консультации по сотрудничеству в области сельского и лесного хозяйства;
— развивать сотрудничество и техническую помощь, а также поощрять инвестиции в области пищевой промышленности;
— содействовать наращиванию потенциала и развитию людских ресурсов посредством подготовки кадров и обмена информацией, опытом и наработками в различных областях сельского и лесного хозяйства;
— обмениваться разработками и технологиями в области сельского и лесного хозяйства.
V. Механизм реализации
1) Российская Федерация и АСЕАН будут использовать Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН для выполнения настоящей Комплексной программы действий.
2) Российская Федерация и АСЕАН в случае необходимости составят отдельные рабочие планы по реализации мер, предусмотренных в настоящей Комплексной программе действий, и будут оказывать техническое содействие Секретариату АСЕАН в координации работы по выполнению настоящей Комплексной программы действий.
3) Ход выполнения настоящей Комплексной программы действий будет регулярно рассматриваться в рамках имеющихся механизмов диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН.