Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005–2015гг

13 декабря 2005 года

Принята 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия)

Настоящая Комплексная программа действий нацелена на углубление и диверсификацию взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), реализацию целей и задач, изложенных в Совместной декларации главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств-членов АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве, подписанной 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия), Соглашении между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития, подписанном 10 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре, Совместной декларации Министров иностранных дел России и АСЕАН о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР, принятой 19 июня 2003 года в Пномпене (Камбоджа), а также Совместной декларации Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, принятой 2 июля 2004 года в Джакарте (Индонезия).

С учетом вышеизложенного Российская Федерация и АСЕАН в соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств намерены там, где это возможно, предпринять совместные действия и меры в следующих областях:

I. Сотрудничество в области политики и безопасности

— проводить регулярные встречи и консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, в рамках диалоговых механизмов Российская Федерация–АСЕАН: ежегодных Постминистерских конференций (ПМК) АСЕАН с Российской Федерацией в формате 10+1, Совещаний старших должностных лиц Российская Федерация–АСЕАН (ССДЛ), Совместного комитета сотрудничества Российская Федерация–АСЕАН (СКС), Совместного планово-распорядительного комитета Российская Федерация–АСЕАН (СПРК);

— создавать по обоюдному согласию новые диалоговые механизмы на соответствующем уровне в различных сферах сотрудничества в случаях, когда это будет признано необходимым;

— расширять и углублять взаимодействие и координацию в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), проводить в случае необходимости отдельные встречи министров иностранных дел Российской Федерации и АСЕАН в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, консультации делегаций по повестке дня этих сессий, а также встречи Постоянных Представителей при ООН;

— проводить консультации по вопросам повестки дня сессий Регионального форума АСЕАН (АРФ);

— продолжить участие в переговорах по вопросу о присоединении пяти ядерных держав к Договору о Зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии;

— организовать в 2006г. юбилейные мероприятия по случаю десятилетия установления диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН.

II. Сотрудничество в области противодействия терроризму и транснациональной преступности

— регулярно проводить Совещания старших должностных лиц Российская Федерация–АСЕАН по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП);

— изучить возможность создания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности, которая на уровне экспертов компетентных органов Российской Федерации и государств-членов АСЕАН будет координировать взаимодействие Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в данной сфере.

1) Противодействие терроризму

В соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств:

— укреплять центральную роль ООН в объединении и координации международных усилий в противодействии терроризму во всех его формах и проявлениях, выявлении коренных причин и факторов, способствующих возникновению терроризма;

— предпринимать меры по развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества на основе норм международного права;

— продолжить прилагать усилия по завершению выработки Генеральной Ассамблеей ООН Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом;

— предпринять меры к скорейшему подписанию и ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма;

— развивать сотрудничество на различных уровнях по антитеррористическим инициативам;

— обмениваться информацией о террористических группировках и потенциальных угрозах террористических атак, включая возможные акты с использованием химического, биологического, радиоактивного или ядерного оружия;

— продолжить обмен информацией о террористических организациях, их лидерах и членах, методах деятельности и структурах поддержки;

— продолжать сотрудничество и наращивание потенциала сил обеспечения безопасности, задействованных при проведении визитов на высоком уровне, а также государственных и международных мероприятий;

— обмениваться информацией о возможных террористических актах против своих государств и граждан, делиться наработками, знаниями и опытом в области предупреждения, пресечения и расследования таких террористических актов, а также о судебном преследовании террористов и их пособников;

— сотрудничать в борьбе с незаконным оборотом стрелкового оружия;

— поощрять межконфессиональный диалог с целью повышения взаимопонимания между цивилизациями и религиями;

— организовывать на основе взаимных интересов программы подготовки, симпозиумы и семинары по противодействию терроризму;

— координировать совместные меры по предотвращению финансирования терроризма;

— сотрудничать в соблюдении международных требований безопасности на воздушном, наземном и морском транспорте;

— оказывать содействие в проведении поисково-спасательных операций, доставке техники и гуманитарных грузов, медицинской помощи и реабилитации пострадавших от террористических актов;

— сотрудничать в изучении вопросов и тенденций, связанных с терроризмом.

2) Противодействие транснациональной преступности

В соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств:

— укреплять сотрудничество в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным и/или иным незаконным путем, в частности таких, которые используются на цели финансирования террористической деятельности, а также делиться наработками, наращивать потенциал и оказывать необходимую помощь в пресечении такой деятельности;

— обмениваться информацией и сотрудничать в целях предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств;

— сотрудничать и оказывать взаимную помощь в предупреждении и пресечении торговли людьми и связанных с ней преступлений в рамках соответствующих соглашений;

— осуществлять обмен информацией и сотрудничать в борьбе с изготовлением, сбытом и использованием фальшивых или поддельных средств платежа, а также документов, удостоверяющих личность;

— осуществлять обмен информацией, знаниями и наработками в борьбе с морским пиратством и преступлениями против безопасности транспортных средств;

— сотрудничать в оказании друг другу содействия в предупреждении и пресечении преступлений в сфере компьютерной информации, в частности преступлений, связанных с использованием сети Интернет и других средств связи в нарушение прав интеллектуальной собственности;

— изучить возможность сотрудничества по выявлению и перехвату каналов связи транснациональных преступных групп и террористических организаций.

III. Сотрудничество в области экономики

1) Торгово-инвестиционное сотрудничество

— на регулярной основе проводить Консультации старших должностных лиц по экономическим вопросам Российская Федерация–АСЕАН, а также проводить заседания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС);

— содействовать торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству;

— обмениваться информацией в области торговли и инвестиций, в частности тарифной политики, о применяемых санитарных, фитосанитарных и других мерах нетарифного регулирования, в том числе технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия, о страховании, интеллектуальной собственности, мерах по защите инвесторов и инвестиций;

— укреплять и развивать сотрудничество по следующим направлениям:

(a) установление контактов между государственными органами, регулирующими отношения в сфере разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия;

(b) обмен информацией о принятых и разрабатываемых технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия;

(c) подготовка кадров в сферах разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия, а также обмен экспертами;

— поддерживать региональную интеграцию АСЕАН, включая Инициативу интеграции АСЕАН (ИАИ), обеспечивать особый и дифференцированный подход к «новым» государствам-членам АСЕАН, а именно Камбодже, Лаосу, Мьянме и Вьетнаму со стороны Российской Федерации с целью содействия их эффективному участию в реализации настоящей Комплексной программы действий;

— способствовать активизации работы Делового совета Российская Федерация–АСЕАН, регулярно проводить многосторонние и двусторонние бизнес-форумы с целью более широкого ознакомления предпринимателей обеих Сторон с возможностями соответствующих рынков;

— способствовать обмену делегациями деловых кругов.

2) Промышленность

— поощрять участие компаний Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в крупных проектах друг друга, в том числе в совместных инвестиционных проектах;

— расширять промышленное сотрудничество в отдельных отраслях производства и высоких технологий, таких как тяжелое машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, производство дорожно-строительной техники, электротехнических изделий и сельскохозяйственной техники;

— расширять сотрудничество в сфере научных исследований, инноваций и внедрения появляющихся и передовых технологий в горнодобывающей промышленности.

Конкретные условия и формы такого сотрудничества будут определяться на основе прямого диалога между уполномоченными органами Российской Федерации и АСЕАН.

3) Энергетика

— проводить консультации по сотрудничеству в области энергетики;

— выявлять инвестиционные возможности для развития инфраструктуры в сфере энергетики, нефти и природного газа на коммерческой основе;

— обмениваться разработками и технологиями в различных областях энергетики;

— способствовать использованию новых и возобновляемых ресурсов на коммерческой основе;

— содействовать реализации программ рационального энергопотребления и сохранения энергоресурсов;

— содействовать эффективному использованию энергии и широкому применению там, где это возможно, возобновляемых и альтернативных источников энергии (солнца, ветра, морских приливов и волн, гидро-, геотермальных вод, биомассы и других) путем укрепления потенциала в сферах выработки политики и регулирования, обмена и передачи технологий, исследований и разработок;

— использовать экологически чистые ресурсы и технологии;

— развивать сотрудничество в области разведки, добычи, транспортировки и потребления нефти, газа и продуктов их переработки, включая технический обмен в нефтегазовой отрасли;

— сотрудничать в области разведки и транспортировки нефти и газа.

4) Транспорт

— проводить консультации по вопросам транспортного сотрудничества;

— сотрудничать в области обеспечения безопасности морского судоходства и авиаперевозок в Российской Федерации и АСЕАН;

— исследовать потенциальные угрозы безопасности транспортной системы;

— обмениваться информацией в области противодействия терроризму на всех видах транспорта;

— совместно готовить специалистов по вопросам обеспечения транспортной безопасности;

— сотрудничать в рамках программ по наращиванию потенциалов использования и управления речным транспортом и судоходством;

— осуществлять обмен информацией, опытом и наработками по проектам строительства шоссейных автодорог, метро и портов.

5) Финансы

— налаживать обмен знаниями, опытом и информацией в вопросах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также участвовать в деятельности соответствующих рабочих групп по противодействию терроризму и соответствующих региональных программах подготовки кадров;

— рассмотреть вопрос об оказании Российской Федерацией услуг по подготовке кадров и технической помощи государствам-членам АСЕАН в рамках соответствующей региональной программы центра подготовки кадров Евразийской группы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ЕАГ), созданного при Росфинмониторинге;

— проработать вопрос об оказании Российской Федерацией как членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Контртеррористической рабочей группы «Группы восьми» (СТАГ) политической поддержки государствам-членам АСЕАН для получения иностранной технической помощи, направленной на укрепление их национальных потенциалов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

6) Малое и среднее предпринимательство (МСП)

— проводить консультации по вопросам сотрудничества организаций МСП;

— развивать более тесное сотрудничество МСП Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в области укрепления потенциала, передачи технологий и изучения рынка;

— поощрять участие МСП в выставках и торговых ярмарках, содействовать установлению связей между МСП Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

— способствовать развитию людских ресурсов на уровне организаций, включая обучение менеджменту, организацию ознакомительных посещений предприятий, обмен предпринимателями, а также стажировку и обучение в приоритетных секторах;

— способствовать наращиванию организационного потенциала в сфере вспомогательных бизнес-услуг, включая распространение информации, организацию выставок и презентаций продукции МСП, форумов МСП и семинаров по подбору партнеров, создание веб-сайтов МСП, подготовку деловых справочников, создание служб технической и консалтинговой поддержки, а также служб содействия и поддержки экспорта;

— содействовать осуществлению мер, нацеленных на укрепление взаимодействия между органами государственной власти и частными организациями с целью развития МСП;

— содействовать увеличению инвестиций путем применения различных стимулов, пересмотра правовых и регулирующих механизмов, совершенствования и рационализации процедур, развития людских ресурсов, внедрения субподрядов и других форм привлечения МСП.

IV. Функциональное сотрудничество

1) Научно-технологическое сотрудничество

— регулярно проводить заседания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС);

— определять приоритетные направления, отдельные сферы, инициативы и формы сотрудничества на основе Концепции сближения интересов между Российской Федерацией и Комитетом АСЕАН по науке и технологиям (КНТ) в области науки и технологий, разрабатываемой РГНТС;

— поощрять передачу и обмен технологиями для взаимной выгоды Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

— обмениваться научно-технической информацией и осуществлять крупные совместные проекты;

— обеспечивать эффективную охрану прав интеллектуальной собственности, полученной в рамках настоящей Комплексной программы действий, в соответствии с международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государства-члены АСЕАН, и их национальным законодательством.

2) Сотрудничество в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

— проводить консультации по вопросам сотрудничества в сфере ИКТ с целью развития сотрудничества по следующим направлениям: телемедицина, электронное правительство, электронная торговля, дистанционное обучение, информационная безопасность и признание цифровой подписи.

3) Сотрудничество в области предупреждения и преодоления последствий стихийных бедствий

— проработать в практическом плане вопрос об оказании Российской Федерацией содействия государствам-членам АСЕАН в развитии потенциала реагирования на стихийные бедствия и техногенные катастрофы путем создания и укрепления национальных служб по чрезвычайным ситуациям и оснащения их оборудованием и специальной техникой, включая авиационную;

— рассмотреть вопросы применения авиационных технологий Российской Федерации для борьбы с лесными и почвенными пожарами;

— проработать вопросы использования современных российских технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе систем оценки устойчивости зданий и различных сооружений, а также прогнозирования ущерба от стихийных бедствий;

— внедрять российские технологии и опыт мониторинга опасных техногенных и экологических процессов, а также программное обеспечение принятия решений по реагированию на стихийные бедствия;

— рассмотреть возможность оказания Российской Федерацией содействия государствам-членам АСЕАН в подготовке кадров.

4) Сотрудничество в области природопользования, восстановления и охраны окружающей среды

— проводить консультации по сотрудничеству в сфере природопользования, восстановления и охраны окружающей среды;

— развивать сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды по следующим приоритетным направлениям:

а) борьба с трансграничным загрязнением окружающей среды;

b) сохранение биологического разнообразия и объектов природного наследия, создание сети охраняемых природных территорий;

c) охрана прибрежной и морской среды и рациональное использование морских ресурсов;

d) широкое применение наиболее совершенных и допустимых с экологической точки зрения производственных технологий, а также стратегий экологически чистого производства и потребления продукции;

e) устойчивое управление водными ресурсами;

f) устойчивое лесопользование, включая сохранение лесного фонда и борьбу с лесными пожарами;

g) борьба с нелегальными рубками леса и торговлей незаконно заготовленной древесиной;

h) осуществление мер по стабилизации климатической системы и адаптации населения и экономики к негативным последствиям изменения климата;

i) образование и просвещение в области экологии;

— проводить совместные научные исследования и изыскания, а также консультации, семинары и деловые встречи в указанных областях.

5) Сотрудничество в области развития людских ресурсов

— проводить консультации по сотрудничеству в области развития людских ресурсов;

— способствовать развитию связей между вузами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН путем налаживания студенческого обмена, командировок преподавателей и специалистов, а также разработки совместных программ;

— наладить сотрудничество в сфере естественнонаучного и математического образования через Ассоциацию университетов АСЕАН (АУН);

— способствовать обмену опытом развития сотрудничества в области трудовых ресурсов между Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН и проработать в практическом плане возможность оказания помощи Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН в наращивании потенциала в этой сфере.

6) Сотрудничество в области культуры и информации

a) Сотрудничество в области культуры

— проводить регулярные консультации экспертов в сфере культуры, включая информационный обмен;

— на регулярной основе проводить в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН культурные фестивали, в том числе кинофестивали;

— периодически проводить в Российской Федерации и в государствах-членах АСЕАН фестивали культуры народов Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

— развивать обмен информацией в области кинематографии и взаимно участвовать в культурных выставках и международных фестивалях;

— содействовать развитию контактов между людьми путем обменов деятелями культуры и искусства, специалистами и исполнителями в области театра, музыки, акробатики, танца, «театра одного актера», музейного и библиотечного дела, народного творчества, охраны и реставрации памятников культуры и искусства, а также кинематографии;

— развивать сотрудничество между ведущими библиотеками, музеями, учебными и научными заведениями;

— наладить подготовку кадров, проведение семинаров и ознакомительных поездок в сфере культуры и искусства;

— рассмотреть возможность предоставления стипендий на подготовку деятелей культуры АСЕАН;

— поддерживать сотрудничество между культурными учреждениями Российской Федерации и государств-членов АСЕАН и наладить взаимодействие между специалистами и молодыми артистами в целях обучения и обмена опытом;

— способствовать участию специалистов и молодых артистов в проводимых курсах, конференциях и семинарах в области их специализации;

— способствовать развитию культурных обменов на коммерческой основе.

b) Сотрудничество в области информации

— рассмотреть возможность установления контактов между Росархивом и соответствующими органами АСЕАН, а также архивными службами заинтересованных государств-членов АСЕАН, в частности с учетом планируемого проведения в 2008 году в Куала-Лумпуре Международного конгресса архивов;

— углублять сотрудничество между ИТАР-ТАСС и информационными агентствами государств-членов АСЕАН;

— способствовать обмену журналистами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

— способствовать обучению и проведению семинаров в Российской Федерации для сотрудников средств массовой информации государств-членов АСЕАН.

7) Сотрудничество в области туризма

— проработать вопрос об организации Консультаций Российская Федерация–АСЕАН по туризму;

— развивать информационный обмен и сотрудничество в области туризма между государственными органами по туризму, включая проведение совместных рекламных и маркетинговых мероприятий путем выпуска сопутствующих материалов, а также публикацию рекламы в туристических журналах с целью презентации различных мест отдыха в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН;

— развивать сотрудничество с целью продвижения национальных туристических продуктов, используя международные туристические выставки, например, «ТРАВЕКС» в рамках Туристического форума АСЕАН (АТФ) на Филиппинах в январе 2006 года и Первую международную туристическую выставку «Интурмаркет», которая должна состояться в Москве в марте 2006 года, а также другие соответствующие туристические выставки в государствах-членах АСЕАН;

— проводить конференции и семинары по развитию туризма в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН, в том числе с целью укрепления потенциала и обмена инновациями и опытом государственного регулирования туристической деятельности, развития людских ресурсов, устойчивого развития туризма и инвестиционной деятельности в сфере туризма;

— способствовать проведению встреч, развитию стимулирования, организации конгрессов и выставок совместно Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН.

8) Сотрудничество в области спорта

— осуществлять сотрудничество между спортивными ведомствами, организациями и клубами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

— взаимно участвовать в различных спортивных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

участвовать в различных международных спортивных выставках, конференциях и семинарах, организуемых в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН.

9) Сотрудничество в области продовольствия, сельского и лесного хозяйства

— проводить консультации по сотрудничеству в области сельского и лесного хозяйства;

— развивать сотрудничество и техническую помощь, а также поощрять инвестиции в области пищевой промышленности;

— содействовать наращиванию потенциала и развитию людских ресурсов посредством подготовки кадров и обмена информацией, опытом и наработками в различных областях сельского и лесного хозяйства;

— обмениваться разработками и технологиями в области сельского и лесного хозяйства.

V. Механизм реализации

1) Российская Федерация и АСЕАН будут использовать Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН для выполнения настоящей Комплексной программы действий.

2) Российская Федерация и АСЕАН в случае необходимости составят отдельные рабочие планы по реализации мер, предусмотренных в настоящей Комплексной программе действий, и будут оказывать техническое содействие Секретариату АСЕАН в координации работы по выполнению настоящей Комплексной программы действий.

3) Ход выполнения настоящей Комплексной программы действий будет регулярно рассматриваться в рамках имеющихся механизмов диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН.