Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

План действий «Группы восьми» по водным ресурсам

2 июня 2003 года

Эвиан, 2 июня 2003 года

Поскольку вода необходима для жизни, ее отсутствие может подорвать безопасность человека. В настоящее время международному сообществу следует удвоить усилия в этой области. Необходимо поощрять надлежащее управление и создавать потенциал, позволяющий странам-реципиентам проводить надлежащую политику в области водных ресурсов, а финансовые средства следует более эффективно и действенно направлять в сферу водных ресурсов с тем, чтобы достичь целей Декларации тысячелетия и Плана реализации решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в сфере воды и санитарии и обратить вспять нынешнюю тенденцию ухудшения качества окружающей среды путем охраны и сбалансированного использования природных ресурсов.

Мы твердо намерены играть более активную роль в международных усилиях по достижению этих целей на основе Монтеррейского консенсуса и опираясь на результаты третьего Всемирного форума по чистой воде и Министерской конференции, состоявшихся в Японии в марте 2003 года. На этом прочном основании, для удовлетворения нужд и решения приоритетных задач стран-партнеров на индивидуальной и/или коллективной основе, в особенности, с учетом важности надлежащего использования водных ресурсов в Африке, мы примем следующие меры в поддержку НЕПАД, как об этом заявлено в Плане действий «Группы восьми» по Африке.

1. Содействие надлежащему управлению

1.1. Мы полны решимости в приоритетном порядке оказывать содействие странам, принимающим на себя политические обязательства уделять первоочередное внимание вопросам доступа к безопасной питьевой воде и основным санитарным средствам как компоненту их стратегии содействия устойчивому развитию, включая искоренение бедности, в целях:

разработки всеобъемлющих планов комплексного управления водными ресурсами и их эффективного использования;

создания институциональной основы, характеризующейся стабильностью и транспарентностью, базирующейся на верховенстве закона, уважении основных потребностей человека и охране экосистем, а также содействии применению подходов, направленных на усиление местных органов и надлежащую компенсацию издержек;

постановки четких целей и, где это целесообразно, разработки и оценки показателей продвижения к ним.

1.2. Мы будем поддерживать усилия этих стран по созданию потенциала для развития навыков, необходимых для обеспечения эффективной работы коммунального хозяйства, стремясь оказывать странам-партнерам помощь в области:

создания надлежащей правовой, нормативной, институциональной и технической основы;

укрепления или, где это необходимо, создания средних и средних специальных учебных заведений в сфере управления водными ресурсами.

1.3. Учитывая важность регулирования речных бассейнов, мы активизируем наши усилия по:

оказанию помощи в развитии комплексного регулирования водных ресурсов и в разработке планов их эффективного использования;

содействию лучшему регулированию и развитию речных бассейнов, находящихся в совместном владении;

поощрению сотрудничества в речных бассейнах во всем мире, уделяя особое внимание бассейнам рек в Африке.

1.4. Мы предлагаем обмениваться наилучшими методами предоставления услуг в области водоснабжения и санитарии, в том числе касающимися роли акционеров и создания и использования, где это целесообразно, партнерств между государственными или государственными и частными предприятиями.

2. Использование всех финансовых ресурсов

В соответствии с Монтеррейским консенсусом и Планом реализации решений ВСУР, а также учитывая различные потребности сельского и городского населения, мы готовы:

2.1. при выделении средств на ОПР отдавать предпочтение крупным проектам в области водных ресурсов и санитарии в развивающихся странах-партнерах. Это может стать катализатором процесса мобилизации других финансовых потоков.

2.2. содействовать мобилизации национальных ресурсов для финансирования инфраструктуры водоснабжения посредством развития и укрепления местных рынков капитала и финансовых институтов, в частности, путем:

2.3 создания, где это целесообразно, на общенациональном и местном уровнях оборотных фондов, предоставляющих местную валюту;

создания соответствующих механизмов по снижению рисков;

предоставления технического содействия развитию эффективных местных финансовых рынков и в создании у муниципальных органов управления возможностей для разработки и осуществления жизнеспособных с финансовой точки зрения проектов;

предоставления соответствующих целевых субсидий беднейшим общинам, которые неспособны полностью финансировать погашение задолженности по рыночным ставкам;

2.4. поощрять международные финансовые институты (МФИ) уделять приоритетное внимание проблеме водных ресурсов;

2.5. содействовать возмещению затрат путем применения подхода «предоставления помощи с учетом достигнутых результатов» для обеспечения доступа к услугам тех, кто менее всего способен их себе позволить;

2.6. содействовать развитию партнерств государственно-частного характера (ГЧП), где это целесообразно и возможно, в частности путем:

привлечения частных инвестиций и поощрения использования местной валюты;

содействия международному коммерческому инвестированию и кредитованию через использование систем гарантирования от рисков;

поощрения гармонизации оперативных процедур;

содействия решению вопроса о проведении национальных и международных тендеров;

2.7. применять на добровольной основе механизмы содействия развитию в отношении проектов водоснабжения и санитарии, которые могут включать такие механизмы финансирования, как финансирование на льготных условиях, соответствующее международным нормам оказания финансовой помощи, проектное финансирование, финансирование в малых и средних размерах, а также обмен задолженности на инвестиции;

2.8. поощрять финансирование рациональных методов ирригации;

2.9. развивать сотрудничество и координацию между донорами, стремясь обеспечить большую синергию между нашими различными инициативами.

3. Создание инфраструктуры путем усиления местных органов власти и общин

Мы будем делать все от нас зависящее для оказания поддержки странам-партнерам в развитии и улучшении инфраструктуры, связанной с водными ресурсами и санитарией и учитывающей различия в потребностях, путем:

3.1. оказания содействия в создании, среди прочего, местных систем управления водными ресурсами в сельских районах и в строительстве систем водоснабжения и канализации в городских районах через эффективное использование в этих районах государственных ресурсов и развитие ГЧП, где это целесообразно;

3.2. поощрения подходов, основанных на участии общины, включающих вовлечение гражданского общества в обеспечение водоснабжения, санитарии и гигиены;

3.3. поощрения применения адаптированных технологий на уровне домашних хозяйств на самостоятельной основе в целях обеспечения доступа к основным санитарным средствам и безопасной питьевой воде, включая обработку воды в пунктах водозабора, которая считается рентабельной при удовлетворении потребностей неимущих слоев;

3.4. закрепления навыков и углубления знаний различных участников процесса водопользования, в частности, местных органов власти и соответствующих представителей гражданского общества, учитывая жизненно важную роль, которую играют женщины в местных общинах;

3.5. содействия включению элементов укрепления потенциала в каждый проект сотрудничества, особенно в форме «практического обучения»;

3.6. укрепления сотрудничества по линии «Юг–Юг».

4. Усиление мониторинга, проведения оценок и исследований

4.1. В сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами мы будем способствовать координации механизмов обмена информацией и мониторинга, используя существующие системы ООН и другие системы, а также сеть интернет-сайтов, созданную на Министерской конференции третьего Всемирного форума по чистой воде, и поощрять соответствующие международные организации к их использованию.

4.2. Мы будем поддерживать укрепление потенциала мониторинга водных ресурсов в странах-партнерах в дополнение к предпринимаемым усилиям по мониторингу.

4.3. Мы будем поддерживать развитие механизмов сотрудничества в проведении исследований, связанных с оборотом воды, и поощрять исследовательские усилия в этой области.

5. Расширение участия международных организаций

5.1. Мы подчеркиваем необходимость того, чтобы Организация Объединенных Наций играла ключевую роль в сфере водных ресурсов. Мы акцентируем важность усиления координации в рамках системы Организации Объединенных Наций, а также между системой ООН и Бреттон-Вудскими учреждениями, региональными банками развития и другими заинтересованными сторонами.

5.2. Мы обращаемся к Всемирному банку совместно с другими МФИ с просьбой изучить и рекомендовать меры, необходимые для осуществления следующих предложений, с которыми выступила Всемирная группа по финансированию инфраструктуры водных ресурсов:

более гибко использовать их финансовые инструменты для предоставления, где это целесообразно, займов непосредственно государственным органам ниже национального уровня;

развитие систем гарантий и страхования в целях снижения рисков;

решение вопроса о покрытии рисков, связанных с суверенными долгами и с колебаниями обменных курсов валют.