Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Совместное заявление Дружба–Дости: план по укреплению российско-индийского партнерства в течение следующего десятилетия

11 декабря 2014 года

Президент Российской Федерации В.В.Путин посетил Индию с официальным визитом 11 декабря 2014 года по приглашению Премьер-министра Республики Индии Н.Моди для участия в ежегодном двустороннем саммите. В ходе саммита лидеры приняли План по укреплению российско-индийского партнерства в течение следующего десятилетия.

1. Признавая, что особо привилегированное стратегическое партнерство между Россией и Индией основано на прочном фундаменте взаимного доверия, взаимопонимания и уникальной близости между двумя народами, лидеры подчеркнули, что пришло время для значительного расширения двустороннего сотрудничества и выведения дружбы между двумя странами на качественно новый уровень.

2. Индия высоко ценит значительный вклад России в удовлетворение потребностей развития и оборонных нужд Индии во второй половине XX века. Декларация о стратегическом партнерстве 2000 года и заложенный в ней механизм ежегодных саммитов позволили переосмыслить и укрепить партнерство двух стран в XXI веке.

3. Лидеры выразили уверенность в том, что прочное двустороннее стратегическое партнерство способствует продвижению национальных интересов обеих стран, а также становлению более стабильного и безопасного миропорядка. Обе страны намерены укреплять это партнерство в следующем десятилетии посредством конкретных инициатив в различных областях и создать такую структуру двустороннего институционального диалога, которая была бы еще более сориентирована на результат и нацелена в будущее. Лидеры двух стран намерены и в дальнейшем встречаться «на полях» многосторонних мероприятий, а в рамках ежегодных саммитов будут рассматривать и контролировать ход реализации данного Плана по укреплению российско-индийского партнерства.

Энергетика

4. Признавая естественную взаимодополняемость экономик двух стран в энергетической сфере, а также стремление Индии обеспечить свою энергетическую безопасность, стороны будут расширять свое многогранное сотрудничество в области энергетики, включая нефтегазовую сферу, электроэнергетику, атомную энергетику, возобновляемые источники энергии и энергоэффективность.

5. Двусторонняя программа по расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере отражает твердую приверженность сторон развитию взаимодействия в этой чрезвычайно перспективной области. Лидеры рассчитывают на значительное наращивание сотрудничества между нефтегазовыми компаниями двух стран в области разведки и добычи нефти и газа, а также в рамках проектов, связанных с производством и поставками СПГ. Стороны выступают за широкое применение природного газа – обильного и экологически безопасного источника энергии – в различных целях, включая производство топлива для двигателей и сырья для промышленности. Ожидается, что индийские компании примут активное участие в проектах, связанных с новыми нефтегазовыми месторождениями на территории Российской Федерации. Стороны изучат целесообразность сооружения трубопроводной системы поставки углеводородов, соединяющей Российскую Федерацию с Индией. Они также рассмотрят возможности участия в проектах в области нефтехимии в России и Индии, а также в третьих странах. Лидеры призвали российские и индийские компании принимать более масштабное участие в электроэнергетических проектах в обеих странах, в том числе в поставках оборудования, технологий для увеличения нефтеотдачи пластов и эффективности добычи угля, включая коксующийся.

6. Обе страны рассматривают атомную энергетику как чистый, надежный и конкурентоспособный источник энергии. Стороны имеют совместное видение сотрудничества в атомной энергетике, нацеленное на серийное сооружение в Индии атомных энергоблоков по российским проектам на базе существующих и возможных будущих двусторонних соглашений. Россия и Индия будут наращивать взаимодействие в области науки и технологий, промышлености, локализации производства оборудования и запасных частей, добычи урана, фабрикации и поставок ядерного топлива, обращения с отработанным топливом, а также по другим аспектам ядерного топливного цикла. С этой целью индийская сторона согласилась в ускоренном порядке выделить вторую площадку, в дополнение к Куданкуламу, для строительства ядерных энергоблоков в Индии по российским проектам.

7. Россия и Индия будут прилагать совместные усилия по дальнейшему укреплению регионального многостороннего сотрудничества в области энергетики. В этом контексте стороны отмечают, что первый Азиатско-Тихоокеанский энергетический форум (АТЭФ), прошедший во Владивостоке в мае 2013 года, заложил основу для расширения регионального энергетического диалога под эгидой Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). При этом они будут руководствоваться положениями Декларации министров АТЭФ и Плана действий по региональному сотрудничеству в целях повышения энергетической безопасности и рационального использования энергии в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 2014–2018 годы, одобренных резолюцией ЭСКАТО 70/9.

8. Ведомства обеих стран, ответственные за обеспечение энергоэффективности, будут более плотно взаимодействовать в целях обмена опытом и наилучшими практиками. Россия и Индия будут также сотрудничать в разработке и эффективном использовании возобновляемых источников энергии.

Технологии и инновации

9. Отмечая синергию усилий двух стран по созданию экономик, основанных на знаниях, где движущими факторами выступают технологии и инновации, Россия и Индия будут расширять сотрудничество в области совместного проектирования, разработки, производства и продвижения на рынок высокотехнологичной продукции, а также наращивать научное взаимодействие между двумя странами. Данное сотрудничество касается, в частности, космических разработок, оборонных технологий, авиации, новых материалов, коммуникационных и информационных технологий.

10. Лидеры двух стран видят безграничные возможности для двустороннего сотрудничества в космическом пространстве в целях расширения применения соответствующих технологий на благо общества и углубления научных знаний. Космические агентства России и Индии будут активнее взаимодействовать в области применения космических технологий, космических перевозок, спутниковой навигации, космической науки и исследования планет. В 2015 году обе страны будут отмечать 40 лет с момента запуска в космос индийского спутника «Арьябхата» с помощью ракеты-носителя «Союз». К 50-летию этого события лидеры России и Индии рассчитывают выйти на высокий уровень сотрудничества в области мирного использования космического пространства.

11. Сотрудничество в сфере обороны между Россией и Индией основывается на глубоком взаимном доверии и способствует укреплению мира и безопасности. Две страны уже перешли к совместному проектированию и разработке систем вооружений. Стороны признают наличие практически неограниченных возможностей для наращивания данного сотрудничества, которое во все большей степени опирается на совместные НИОКР, производство, обмен технологиями и кооперацию в освоении технологий будущего, в соответствии с имеющимися соглашениями в области военно-технического сотрудничества. В этих целях Индия повысила до 49 % потолок для прямых иностранных инвестиций в оборонный сектор. Стороны будут наилучшим образом использовать данные возможности и обогатят двустороннее взаимодействие за счет проведения регулярных совместных военных учений, обучения военнослужащих в военных учебных заведениях двух стран, а также в рамках оформленного механизма консультаций по линии вооруженных сил.

12. Стороны будут наращивать научно-техническое взаимодействие с особым упором на инновационные и высокотехнологичные области, а также на способы коммерциализации результатов совместной работы. Они продолжат развивать различные механизмы поддержки совместных исследований. Двустороннее научно-техническое сотрудничество будет охватывать такие передовые области, как энвироника, электроэнергетика (включая альтернативные источники энергии), энергоэффективность и энергобезопасность, информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии и новые материалы, технические науки, биоэнергетика, нанобиотехнологии, биологическая аппаратура и доступное оборудование для диагностики в области здравоохранения и сельского хозяйства. Оно будет направлено на налаживание связей между научно-исследовательскими институтами двух стран. Принимая во внимание важность обеспечения продовольственной независимости, стороны ожидают проведения совместных исследований в области растениеводства с применением биотехнологий. Они будут проводить обмены научно-техническими кадрами в интересах создания условий для обмена знаниями, наиболее актуальными для экономик двух стран. Будет продолжено содействие обменам по академической линии путем организации поездок ученых, что позволит наращивать подготовку специалистов в области науки и технологий. Будет подготовлен соответствующий план действий.

13. Россия и Индия осознают важность Арктики и вклад в продвижение совместной деятельности по решению арктических проблем со стороны Арктического совета, исходя из того, что Россия является его членом, а Индия с мая 2013 года – наблюдателем. Стороны договорились содействовать научному сотрудничеству в изучении проблем (таяние льдов, климатические изменения, морская флора и фауна, биоразнообразие и т. д.), стоящих перед стремительно меняющимся Арктическим регионом.

14. С учетом стратегической важности редкоземельных минералов и их экономической и коммерческой востребованности, стороны будут углублять сотрудничество в области их добычи, в разработке соответствующих технологий и проведении исследований. Они изучат возможности совместной разработки технологий переработки редкоземельных материалов.

Расширение экономического сотрудничества

15. Стороны будут развивать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, тем самым внося значительный вклад в повышение роли развивающихся рынков в мировой экономике и оказывая содействие устойчивому, сбалансированному и инклюзивному глобальному росту.

16. Лидеры признают наличие огромного незадействованного потенциала двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Правительства двух стран будут наращивать усилия по поиску средств, способных содействовать полной реализации этого потенциала. Лидеры призывают российские и индийские предприятия тщательнее изучить новые возможности, открывающиеся в связи со взятым на национальном уровне курсом на развитие инфраструктуры и расширение производственного сектора. Ожидается, что российские компании воспользуются возможностями, открывшимися для них в целом ряде отраслей индийской экономики, и примут участие в кампании «Делай в Индии».

17. Стороны будут поощрять использование национальных валют во взаимных расчетах в двусторонней торговле. Созданная с этой целью Рабочая группа подготовит рекомендации по устранению имеющихся барьеров и стимулированию расчетов в национальных валютах. Лидеры согласились, что инициатива Евразийской экономической комиссии и Индии о формировании Совместной исследовательской группы (СИГ) по изучению возможности заключения соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, охватывающем торговлю товарами, услугами, инвестиционное взаимодействие, передвижение людей и взаимное признание стандартов, имеет огромное значение для двусторонней экономической кооперации. Россия окажет поддержку продуктивной работе СИГ с тем, чтобы данная группа завершила свою работу в оптимальные сроки. Лидеры отметили, что Международный транспортный коридор «Север – Юг» способен существенно повысить эффективность двусторонней торговли за счет значительного сокращения времени транзита и стоимости перевозок. Россия и Индия объединят усилия для заключения необходимых многосторонних договоренностей во взаимодействии с другими заинтересованными странами с тем, чтобы в кратчайшие сроки расширить использование Коридора. Лидеры с удовлетворением отметили прогресс в области развития прямой торговли алмазами между двумя странами, особенно в части содействия расширению торговли сырьем через алмазную биржу в Индии. Эти меры призваны значительно увеличить долю прямого экспорта алмазов из России в Индию.

18. Российско-индийские взаимные инвестиции должны стать новой точкой роста в двустороннем экономическом сотрудничестве. В постоянном фокусе внимания будут находиться согласованные планы по развитию двустороннего инвестиционного сотрудничества. Стороны предпримут все необходимые меры по содействию успешной реализации таких планов. Акцент будет сделан на продвижении российских инвестиций в Индии в такие крупнейшие инфраструктурные проекты, как промышленный коридор «Дели – Мумбаи», «умные города» и коридоры грузовых перевозок, а также в более широкий спектр отраслей, таких как телекоммуникации, энергетика и дорожное строительство. Будет поощряться участие индийских компаний в индустриальных парках и технологических платформах на территории России на таких направлениях, как фармацевтика, производство удобрений, угольная промышленность и энергетика. Стороны будут оказывать поддержку специализированным инвестиционным фондам для вложения средств в данные сектора и в совместное производство высокотехнологичной продукции. В этом контексте они приветствуют инициативу по созданию фонда прямых инвестиций объемом 2 млрд. долл. США между ОАО «Роснано» и соответствующими индийскими инвестиционными партнерами для реализации проектов в сфере высоких технологий. Они будут обеспечивать защиту законных интересов компаний-инвесторов. В частности, стороны обсудят возможность перезаключения существующего двустороннего Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 23 декабря 1994 года в целях обеспечения защиты иностранных инвестиций на территории обеих стран.

19. Лидеры отметили, что правительства и представители промышленных кругов двух стран должны объединить усилия для распространения информации о возможностях для бизнеса в обеих странах. Стороны также договорились о мерах по взаимному облегчению торговли, особенно в том, что касается упрощения таможенных процедур. В этом контексте они предпримут необходимые шаги для скорейшего завершения работы по подготовке Протокола в рамках проекта «Зеленого коридора». Лидеры призвали компании обеих стран воспользоваться значительными возможностями, открывающимися в таких областях, как машиностроение, фармацевтика, информационные и коммуникационные технологии, химическая промышленность, производство удобрений, металлургия, сельское хозяйство и животноводство, транспорт.

20. Стороны будут способствовать дальнейшему укреплению и повышению эффективности двустороннего межрегионального сотрудничества. С удовлетворением отмечено, что многие города и регионы двух стран установили между собой связи (Города: Москва и Санкт-Петербург – Нью-Дели; Новосибирск – Бангалор; Уфа – Чандигарх; Волгоград – Ченнаи; Казань – Хайдарабад; Владивосток и Ярославль – Калькутта; Пятигорск – Кочин; Санкт-Петербург – Мумбаи; Екатеринбург – Пуна; Краснодар – Панджим; Ставрополь – Тривандрум; Ессентуки – Триссур. Регионы: Республика Татарстан – Андхра-Прадеш; Астраханская область и Республика Татарстан – Гуджарат; Республика Башкортостан – Харьяна; Иркутская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Самарская область – Карнатака; Иркутская область – Керала; Сибирь – Махараштра) с целью сотрудничества в различных областях. Лидеры согласились содействовать установлению связей между другими регионами и городами двух стран с тем, чтобы наращивать торговлю и инвестиции, а также туризм, культурные и гуманитарные контакты. Лидеры выразили уверенность в том, что сеть связей между перечисленными и другими регионами и городами принесет заметную выгоду данным регионам и городам, будет способствовать дальнейшему продвижению российско-индийского партнерства.

21. Выступая с упомянутыми и иными инициативами, лидеры договорились наращивать усилия по увеличению двусторонней торговли в предстоящие годы и поставили целью довести оборот товаров и услуг до 30 млрд. долл. США к 2025 году. Ожидается, что к тому времени уровень взаимных инвестиций превысит 15 млрд. долл. США с каждой стороны.

Глобальный порядок и мир на Земле

22. Подтверждая приверженность соблюдению принципов международного права и укреплению центральной роли ООН в системе международных отношений, Россия и Индия будут совместно работать над продвижением полицентричного и демократического мирового порядка, основанного на общих интересах всех государств. Обе страны будут стремиться к демократизации глобальных политических, экономических, финансовых и общественных институтов с тем, чтобы эти институты лучше выражали чаяния и интересы всех сегментов международного сообщества. Россия и Индия выступают против экономических санкций, которые не получили одобрения Совета Безопасности ООН.

23. Стороны вновь подтвердили необходимость реформирования Совета Безопасности ООН с целью придания ему более представительного характера и повышения его эффективности в противодействии возникающим вызовам. Они согласились, что любое расширение Совета Безопасности должно отражать современные реалии. В этом контексте стороны будут взаимодействовать с целью обеспечения проведения реформ Совета Безопасности ООН. Россия окажет поддержку кандидатуре Индии на обретение постоянного членства в Совете.

24. Обе страны будут проводить консультации и координировать свои действия в рамках многосторонних форумов, таких как «Группа двадцати», ВАС, БРИКС и РИК. Россия ожидает получения Индией полноправного членства в ШОС после завершения всех необходимых переговорных процедур. Стороны поддерживают формирование открытой, сбалансированной и инклюзивной архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основанной на коллективных усилиях и учитывающей законные интересы всех государств региона, в рамках которой уважаются нормы и принципы международного права.

25. Лидеры выразили соболезнования в связи с гибелью людей в результате бессмысленных террористических актов, недавно имевших место в Чечне (Россия) и Джамму и Кашмире (Индия). Они убеждены, что характер и распространение международного терроризма в последние годы, как это продемонстрировали события на соседних с Россией и Индией территориях, требуют решительных совместных мер всего международного сообщества без двойных стандартов и избирательности. Угроза всему человечеству, которую представляет собой терроризм, подтверждает востребованность коллективного подхода в соответствии с международным правом и Уставом ООН, при отказе от разногласий и противоречий между странами и регионами в других политических и экономических областях. Стороны согласились взаимодействовать с целью принятия Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму к 70-му юбилейному Саммиту ООН. Лидеры выразили надежду, что все тихие гавани и убежища террористов будут без промедления уничтожены, а с терроризмом в наших регионах в течение десятилетия будет покончено раз и навсегда.

26. Лидеры приветствовали мирную передачу политической власти в Афганистане и призвали международное сообщество объединить усилия в поддержку восстановления и экономического развития этой страны, продолжать укреплять потенциал афганских национальных сил безопасности. Стороны рассчитывают через десять лет видеть Афганистан в качестве процветающего транзитного узла в интересах развития торговли, промышленности и энергетики.

27. Как государства, обладающие современными технологиями, Россия и Индия имеют совпадающие интересы в области предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Об этом свидетельствует их участие и позиции на таких международных форумах, как Конференция по разоружению, МАГАТЭ, Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма, а также принятые на национальном уровне строгие меры по обеспечению экспортного контроля. Российская сторона подтвердила свою поддержку стремления Индии получить статус полноправного члена Группы ядерных поставщиков и готовность содействовать принятию Группой положительного решения на этот счет. Россия также поддержала заинтересованность Индии в получении полноправного членства в РКРТ и Вассенаарских договоренностях.

28. Ответственно относясь к освоению космического пространства, и Россия, и Индия глубоко заинтересованы в обеспечении долгосрочной устойчивости космической деятельности и в сохранении космического пространства для мирных целей. Стороны будут взаимодействовать в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях в Вене, Конференции по разоружению в Женеве, Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и на других площадках с целью продвижения своих общих интересов.

29. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) трансформируют наш мир и играют ключевую роль в обеспечении развития. Стороны будут взаимодействовать в вопросах продвижения безопасного, защищенного и устойчивого использования ИКТ в глобальном масштабе, в том числе в рамках ООН.

30. На фоне существующих региональных проблем и конфликтов лидеры заявили о твердой убежденности в том, что не использование военной силы, а политический диалог и переговоры должны быть единственным способом разрешения конфликтов.

Контакты между людьми

31. Признавая наличие взаимного расположения, глубокого уважения и прочных связей между народами России и Индии, стороны выступили за принятие правительствами двух стран дальнейших мер по продвижению и поддержке культурных обменов посредством организации ежегодных фестивалей культуры, обменов между учреждениями культуры, политологическими центрами, проведения мероприятий по поощрению туризма, а также других инициатив.

32. Стороны предпримут шаги по укреплению связей в области образования посредством оказания содействия и поддержки студентам в обеих странах. Они поддержали установление прямых контактов между университетами и академическими институтами двух стран. В этом контексте стороны будут продвигать развитие сетевых партнерств между университетами. Скорейшее заключение соглашений о взаимном признании образовательных квалификаций и степеней будет поощрять поддержку ведущими университетами и научно-исследовательскими институтами расширения обмена студентами-исследователями, аспирантами, научными сотрудниками и профессорско-преподавательским составом.

33. Россия и Индия будут поддерживать тесные контакты и осуществлять взаимодействие в международных спортивных делах. Стороны договорились углублять взаимодействие и расширять масштаб российско-индийского сотрудничества в области спорта, оказывать содействие обмену опытом между спортивными федерациями и научно-исследовательскими институтами, способствовать развитию физической культуры и спорта, а также установлению прямых контактов между соответствующими организациями двух стран. Стороны будут поощрять сотрудничество в целях популяризации здорового образа жизни и поддержания хорошей физической формы посредством приобщения к традиционным индийским формам йоги и аюрведы, в том числе через создание центров и лагерей обучения йоге, аюрведических центров.

34. Российская сторона приветствовала введенный в ноябре 2014 года индийской стороной упрощенный визовой режим, в соответствии с которым гражданам России в определенных аэропортах Индии будут выдаваться электронные туристические визы по прибытии. Стороны договорились предпринять дополнительные шаги по облегчению визовых требований для определенных категорий граждан двух стран, включая представителей деловых кругов. Этот шаг будет способствовать дальнейшему укреплению контактов между людьми и развитию туризма.

Двусторонние перспективы

35. Переговоры двух лидеров и принятые ими решения, а также подробные договоренности в рамках двустороннего диалога позволяют им с уверенностью заявить о том, что объективные политические, экономические, культурные, а также относящиеся к сфере безопасности факторы выведут российско-индийское партнерство на уровень, отвечающий чаяниям их народов. Отношения между Россией и Индией прошли испытание временем и продолжат носить характер дружбы, в основе которой лежит полное доверие, что принесет счастье и процветание народам обеих стран.

Нью-Дели

11 декабря 2014 года