Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Совместное российско-индийское заявление по итогам официального визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Республики Индии Н.Моди «Через доверительные отношения к новым горизонтам сотрудничества»

24 декабря 2015 года

1. По приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина Премьер-министр Республики Индии Н.Моди 23–24 декабря 2015 года посетил Российскую Федерацию с официальным визитом для участия в ежегодном двустороннем саммите. Лидеры провели обстоятельные и содержательные переговоры в целях обзора прогресса в двусторонних отношениях, достигнутого со времени предыдущего ежегодного саммита и их встречи «на полях» саммита БРИКС в Уфе в июле 2015 года. Диалог двух лидеров прошел в теплой и доверительной атмосфере, которая характеризует особо привилегированное стратегическое партнерство России и Индии.

2. Обозначая неизменное внимание, уделяемое дальнейшему расширению двусторонних торгово-экономических отношений, Президент Российской Федерации В.В.Путин и Премьер-министр Республики Индии Н.Моди совместно выступили перед руководителями ведущих российских и индийских компаний. В рамках визита были подписаны важные соглашения в различных областях двустороннего сотрудничества, включая ряд коммерческих сделок между российскими и индийскими компаниями. Премьер-министр Н.Моди также выступил на встрече «Друзей Индии», в которой, в частности, приняли участие представители индийской диаспоры, проживающие в России.

3. Лидеры выразили удовлетворение динамикой двусторонних контактов (включая визиты на высшем и высоком уровнях, межведомственные обмены и другие контакты, состоявшиеся на протяжении прошедшего года), которые послужили дальнейшему укреплению стратегического партнерства России и Индии. В частности, участие Президента Индии П.Мукерджи в праздновании 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне наглядно продемонстрировало чувства солидарности, сопереживания и доброй воли между двумя странами. В торжествах также принял участие контингент индийских вооруженных сил. Лидеры приветствовали продолжение межпарламентских контактов, особо отметив визит в Индию в феврале 2015 года Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкина для участия в заседании Российско-Индийской парламентской комиссии.

4. Лидеры отметили активный и результативный диалог по линии министерств, советов безопасности и других специализированных ведомств, в частности визиты в Индию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина (декабрь 2015 года), Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу (январь 2015 года), руководителя Федеральной таможенной службы А.Ю.Бельянинова (апрель 2015 года), Министра внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцева (сентябрь 2015 года), а также визиты в Россию советника Премьер-министра Республики Индии по национальной безопасности А.К.Довала (май 2015 года), Министра иностранных дел Республики Индии С.Сварадж для участия в заседании Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (октябрь 2015 года) и Министра обороны Республики Индии М.Паррикара для проведения заседания Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ноябрь 2015 года). Они также с удовлетворением отметили двусторонние встречи на министерском уровне, состоявшиеся «на полях» ключевых международных мероприятий, включая встречу Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А.Пучкова с Министром внутренних дел Республики Индии Р.Сингхом «на полях» Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий в г. Сендай, Япония (март 2015 года), переговоры Министра юстиции Российской Федерации А.В.Коновалова с Министром юстиции и судопроизводства Республики Индии Д.В.Саданандой Гоудой «на полях» пятого Петербургского международного юридического форума (май 2015 года), Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В.Мантурова и Государственным министра торговли и промышленности Республики Индии Н.Ситхараман «на полях» Петербургского международного экономического форума (июнь 2015 года), Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака с Государственным министром нефти и природного газа Республики Индии Д.Прадханом «на полях» шестого Международного семинара ОПЕК в Вене (июнь 2015 года). Далее они с удовлетворением отметили участие Министра науки и технологий Республики Индии, Государственного министра внутренних дел Республики Индии, Государственного министра сельского хозяйства Республики Индии и Председателя комитета нижней палаты Парламента Республики Индии по международным делам в различных мероприятиях по линии БРИКС, организованных Россией как председателем в объединении в целях укрепления взаимовыгодного сотрудничества в различных областях.

Торгово-инвестиционное сотрудничество

5. Стороны вновь подтвердили обязательство по выполнению цели, поставленной в ходе предыдущего ежегодного саммита, относительно увеличения объема двусторонней торговли и инвестиций и акцентировали необходимость дальнейших усилий со стороны правительств на основе регулярных консультаций в рамках институционализированных механизмов, а также скорейшей имплементации принимаемых решений и либерализации соответствующих правил и норм. В данном контексте Стороны приветствовали достигнутую договоренность об упрощении режима поездок бизнесменов обеих стран и призвали к ее эффективной реализации. Они также дали указание своим профильным ведомствам продолжать работу над модернизацией их двустороннего соглашения о взаимной защите капиталовложений.

6. Стороны приветствовали итоги XXI-го заседания Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК), проведенного 20 октября 2015 года в Москве, а также принятые по линии профильных рабочих групп Комиссии решения, в частности по торгово-экономическому сотрудничеству, по модернизации и сотрудничеству в области промышленности. Они отметили, что совместная рабочая группа по приоритетным инвестиционным проектам, третье заседание которой состоялось в Москве в октябре 2015 года, определила ряд проектов, и призвали к скорейшему завершению согласования соответствующих предложений.

7. Стороны вновь подтвердили свою оценку программы «Делай в Индии» как устанавливающей новые долгосрочные рамки для привлечения российских корпораций в быстрорастущую индийскую экономику, а также отметили усилия, предпринимаемые индийским правительством для облегчения ведения бизнеса в стране. В этом контексте Стороны также отметили усилия российского правительства по улучшению делового климата в России. Они приветствовали усилия, предпринимаемые компаниями обеих стран в интересах налаживания сотрудничества по различным направлениям. В связи с этим Стороны сделали упор на роли инвестиционных фондов в содействии притоку капиталовложений в высокотехнологичные отрасли России и Индии.

8. Стороны приветствовали недавнее объявление о ряде крупных двусторонних инвестиционных начинаний и призвали компании обеих стран выходить на новые масштабные инвестиционные проекты в таких перспективных областях, как нефтегазовая, фармацевтическая, химическая, добывающая, машиностроительная отрасли, реализация инфраструктурных проектов, сотрудничество в железнодорожной отрасли, производство удобрений, автомобиле- и авиастроение, участвовать в модернизации промышленных предприятий, расположенных в обеих странах.

9. Они приветствовали расширение контактов между представителями предпринимательских кругов России и Индии, в том числе на уровне руководителей предприятий как в рамках настоящего саммита, так и в ходе крупных торговых и деловых мероприятий, в частности Петербургского международного экономического форума и Восточного экономического форума. Они призвали к продолжению такого взаимодействия и отметили, что участие Индии в качестве страны-партнера в Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ» в 2016 году подчеркнет признанный авторитет данного мероприятия как одного из наиболее представительных международных событий в области промышленности и научно-технологических инноваций. Участие России в качестве страны-партнера в Индийской выставке источников инженерных разработок в 2017 году могло бы придать дополнительный импульс развитию двусторонних внешнеэкономических связей.

10. Стороны приветствовали успешное начало работы Совместной исследовательской группы (СИГ) по изучению возможности заключения соглашения о свободной торговле между государствами — членами Евразийского экономического союза и Республикой Индией, первое заседание которой прошло в Москве 31 июля 2015 года. Стороны поддержали скорейшую выработку проекта доклада СИГ.

11. Стороны придают большое значение изучению возможностей для повышения взаимосвязанности их экономик посредством использования различных видов транспорта в целях облегчения перевозок грузов и взаимной торговли между двумя странами. В этом контексте они приветствовали рост внимания к реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг» и отметили, что в последние несколько месяцев был проведен ряд совещаний, включая заседания акционеров, Координационного совета МТК «Север – Юг», встречи экспертных групп, совещание таможенных органов. Они подчеркнули, что МТК «Север – Юг» способен сыграть ключевую роль в экономической интеграции на пространстве от Индийского океана до Балтийского моря за счет создания новых точек роста, а также совместных индустриальных и инфраструктурных объектов.

12. Стороны отметили, что таможенные службы обеих стран создали правовые механизмы для реализации проекта «Зеленый коридор» и в ближайшее время планируют запустить его в пилотном режиме.

13. Стороны приветствовали инициативы, направленные на развитие прямых торговых связей между Россией и Индией в алмазно-бриллиантовой отрасли, включая увеличение количества компаний – резидентов Индии, заключивших долгосрочные договоры на поставки алмазного сырья АК «АЛРОСА» (ПАО), с девяти в 2014 году до двенадцати в 2015 году. Стороны также приветствовали создание специальной таможенной зоны (СТЗ) в рамках Мумбайской алмазной биржи и начало просмотров алмазного сырья на площадке группы «АЛРОСА». Они договорились способствовать дальнейшему развитию СТЗ и ее механизма работы по организации аукционов алмазного сырья.

14. Стороны приветствовали позитивные итоги состоявшихся встреч по линии фитосанитарных и ветеринарных ведомств двух стран в целях согласования условий взаимного доступа на свои рынки для сельскохозяйственной и пищевой продукции, прошедшей технологическую обработку, включая молочные продукты, что является новой и перспективной областью развития и диверсификации двусторонней торговли. Они согласились продолжать консультации по линии контрольно-надзорных органов и принимать меры для расширения ассортимента такой продукции в целях диверсификации двусторонней торговли.

15. Стороны отметили развитие взаимодействия между российскими и индийскими коммерческими банками и имеющийся потенциал для его дальнейшего наращивания. Принимая во внимание важную роль, которую банки играют в обслуживании двусторонней торговли и сопровождении инвестиционных контрактов, Стороны выражают надежду на укрепление коммерческими банками двух стран партнерских связей, в том числе путем установления корреспондентских отношений и увеличения лимитов кредитования. Стороны приветствовали координируемую двумя центральными банками текущую работу по стимулированию использования национальных валют при осуществлении расчетов во взаимной торговле и призвали соответствующие регулятивные органы и коммерческие организации к продолжению согласованных действий в целях упрощения и наращивания числа подобных торговых расчетов.

Энергетическое сотрудничество

16. Стороны вновь заявили о том, что их сотрудничество по использованию атомной энергии в мирных целях является краеугольным камнем российско-индийского стратегического партнерства. Они подтвердили свою приверженность выполнению договоренностей по развитию сотрудничества в атомной энергетике, включая «Стратегическое видение укрепления сотрудничества в мирном использовании атомной энергии между Российской Федерацией и Республикой Индией», подписанное 11 декабря 2014 года в Нью-Дели. Они с удовлетворением отметили продолжение контактов на уровне старших должностных лиц по линии своих ведомств по атомной энергии, в частности, взаимодействие в рамках трех новых совместных рабочих групп по ядерному топливному циклу, научно-техническому сотрудничеству и ядерной энергетике, учрежденных в ходе последнего саммита. Они дали высокую оценку прогрессу, достигнутому в сооружении АЭС «Куданкулам», и договорились интенсифицировать реализацию существующих и будущих проектов на площадке Куданкулам. Стороны приветствовали прогресс, достигнутый в определении в Индии второй площадки под строительство новых шести атомных энергоблоков в сотрудничестве с Россией. Они договорились активно работать в интересах локализации производства в Индии в рамках программы «Делай в Индии» параллельно с серийным сооружением атомных энергоблоков. В данном контексте они приветствовали согласование Госкорпорацией «Росатом» и Департаментом по атомной энергии Правительства Индии Программу действий по локализации.

17. Стороны приветствовали проведение в Москве 6 ноября 2015 года первого заседания совместной Рабочей группы по изучению возможностей строительства углеводородной трубопроводной системы, соединяющей Россию и Индию, что предусмотрено Программой по расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере, подписанной в декабре 2014 года в Нью-Дели.

18. Стороны отметили заинтересованность АО «Зарубежнефть» в сотрудничестве с индийскими партнерами в проектах по добыче нефти и газа в Индии, России и третьих странах, в том числе по внедрению технологий повышения нефтеотдачи пластов материковых и шельфовых месторождений Индии. Стороны поддержали активизацию работы в рамках подписанного в декабре 2014 года между АО «Зарубежнефть» и компанией «Ойл Индия Лимитед» Меморандума о взаимопонимании с целью подписания и совместной реализации конкретных контрактов.

19. Стороны признали значимость организации поставок сжиженного природного газа (СПГ) из России в Индию. В этой связи Стороны с удовлетворением отметили развивающееся сотрудничество между группой «Газпром» и ее индийскими партнерами в области торговли СПГ. Российская Сторона приветствует интерес и подключение индийских партнеров к сотрудничеству по реализации совместных проектов, предполагающих налаживание поставок СПГ с использованием мощностей завода «Арктик СПГ-2», которые создаются ОАО «НОВАТЭК» на базе месторождений, расположенных на полуострове Гыданский и частично в Обской губе.

20. Стороны приветствовали подписание ОАО «НК «Роснефть» и компанией ONGC Videsh Limited договора купли-продажи 15% акций АО «Ванкорнефть», а также переговоры по увеличению этой доли в будущем. Они отметили неослабевающий интерес индийских компаний к инвестированию в российский углеводородный сектор, в частности, обсуждение ОАО «НК «Роснефть» и компанией «Ойл Индия Лимитед» перспективных инвестиционных проектов, и призвали к скорейшему согласованию новых инвестиционных предложений. Стороны приветствовали подписание в декабре 2014 года ОАО «НК «Роснефть» и группой промышленных компаний «Essar» Основных коммерческих условий договора о поставке нефти и нефтепродуктов, а также заключенный названными бизнес-структурами 8 июля 2015 года «на полях» саммита БРИКС в Уфе контракт на поставку нефти для последующей переработки на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Вадинаре (Индия), предусматривающий, в частности, вхождение ОАО «НК «Роснефть» в уставный капитал НПЗ. Стороны с признательностью отметили предложение ОАО «НК «Роснефть» о предоставлении стипендий индийским студентам, заинтересованным в получении образования в нефтегазовой сфере в российских учебных заведениях.

21. Стороны отметили взаимную заинтересованность в развитии сотрудничества в области совместной реализации проектов в области электроэнергетики, включая гидроэнергетику, теплоэнергетику, солнечную энергетику, поставки российского электроэнергетического оборудования в Индию. Стороны приветствовали подписание меморандума о взаимопонимании между ФГБУ «Российское энергетическое агентство» и Корпорацией по солнечной энергии Индии в отношении строительства в Индии солнечных электростанций.

Сотрудничество в области образования, науки и техники

22. Стороны отметили положительную динамику в развитии научно-технического сотрудничества. Они особо подчеркнули важность реализации в полном объеме Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии от 30 июня 1994 года и Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества между Россией и Индией до 2020 года.

23. Приветствуя проведение восьмого заседания двусторонней Рабочей группы по науке и технологиям 3 сентября 2015 года в Москве, Стороны выразили уверенность в том, что его итоги дадут импульс дальнейшему развитию контактов в области научно-технической кооперации. Стороны приветствовали решение о создании Российско-Индийского совета организаций, финансирующих научно-технологическое и инновационное сотрудничество.

24. Стороны с удовлетворением констатировали поступательное развитие государственных механизмов поддержки совместных исследований, отметили соответствующие совместные программы Минобрнауки России и Министерства науки и технологий Правительства Индии, Минобрнауки России и Департамента биотехнологий Правительства Индии, Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства науки и технологий Правительства Индии. Стороны приветствовали запуск новых конкурсов научно-исследовательских проектов в 2016 году. Они также отметили подписание в мае 2015 года соглашения между Российским научным фондом и Министерством науки и технологий Республики Индии и принятые в сентябре 2015 года решения по предоставлению грантов на проведение фундаментальных и поисковых исследований в области естественных и технических наук. Соглашение между ФАНО России и Министерством науки и технологий Правительства Индии о сотрудничестве в составе международных исследовательских групп, находящееся в стадии финального согласования, придаст дополнительный импульс развитию научно-технического сотрудничества.

25. Стороны указали на необходимость дальнейшего расширения сотрудничества по линии российско-индийских исследовательских центров и приветствовали подписание в мае 2015 года в Москве Декларации о создании Ассоциации российских и индийских университетов, что будет способствовать повышению мобильности учащихся и преподавателей, разработке образовательных программ, созданию совместных лабораторий, организации научных конференций и семинаров, проведению научных исследований, а также взаимодействию в области коммерческого применения технологий, разработанных в исследовательских институтах. Одной из важных мер по повышению эффективности сотрудничества российско-индийских исследовательских центров Стороны назвали создание российско-индийской базы данных научно-образовательных учреждений и проектов, предлагаемых данными учреждениями для совместной работы, а также разработку и ведение каталога государственных программ и инициатив, обеспечивающих российско-индийское сотрудничество в сфере науки и технологий. В качестве ключевого исполнителя данных работ Стороны рекомендовали ресурсный центр «Россия – Индия», при этом координаторами с российской и индийской сторон определены Томский государственный университет и Индийский технологический институт в Мумбаи соответственно.

26. Стороны приветствовали заключение договоренности Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова с Индийским научным институтом в Бангалоре и Центром развития перспективных компьютерных систем в Пуне относительно запуска российско-индийской инициативы по развитию суперкомпьютерного образования, что будет способствовать наращиванию сотрудничества в области образовательных систем и методов исследований.

27. С учетом статуса России как члена Арктического совета (АС) и Индии как наблюдателя при этом объединении с 2013 года Стороны подчеркнули важность совместной деятельности по линии АС. Отмечен потенциал развития совместных научных исследований в Арктическом регионе, в частности в рамках Российского научного центра, создаваемого на архипелаге Шпицберген.

28. Стороны приветствовали решение об учреждении совместной рабочей группы по образованию и указали на наличие огромного потенциала для расширения студенческих обменов, а также развития сотрудничества в сфере профессионального образования, повышения квалификации инженерно-педагогических и иных кадров. Индийская Сторона подчеркнула важную роль в данном контексте Глобальной инициативы по созданию академической сети и поощрила педагогов из различных российских университетов к использованию возможностей, предоставляемых данной программой. Стороны приветствовали прогресс в учреждении кафедры аюрведы в Российском университете дружбы народов в Москве. Они договорились продолжить работу в интересах скорейшего заключения межправительственных соглашений о взаимном признании образования и научных степеней.

29. Стороны приветствовали успешное проведение 7 октября 2015 года в Москве круглого стола на уровне заместителей Министров соответствующих ведомств по сотрудничеству в области развития услуг и сервисов электронного правительства и информационно-коммуникационных технологий. Стороны обсудили способы и механизмы наращивания сотрудничества в таких областях, как электронное правительство, содействие торговле информационными технологиями и услугами на основе информационных технологий, совместная разработка программного обеспечения, создание высокопроизводительных компьютеров, телекоммуникациии и информационная безопасность. Стороны приложат усилия для взаимоприемлемого разрешения ситуации вокруг российско-индийского совместного предприятия Sistema Shyam TeleServices Ltd.

Культура, туризм и контакты между людьми

30. Стороны призвали к скорейшему подписанию Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Индии Программы культурных обменов на 

2016 – 2018 годы и подтвердили заинтересованность в расширении культурного сотрудничества, в том числе между научными и исследовательскими организациями двух стран, осуществляющими деятельность в области культуры и искусства. С учетом успешного проведения Фестиваля индийской культуры в России в 2015 году принято решение о проведении Фестиваля российской культуры в Индии в 2016 году.

31. Стороны отметили укрепление взаимодействия средств массовой информации двух стран и подтвердили важность дальнейшей работы по развитию сотрудничества в информационной сфере. В этом контексте они приветствовали подписание меморандума о взаимопонимании между АО «Цифровое телевидение» и Индийской государственной вещательной корпорацией «Prasar Bharati» об обмене новостным и иным контентом. Стороны также высказались в пользу расширения контактов между медиа компаниями двух стран в рамках многосторонних форматов под эгидой ШОС и БРИКС.

32. Стороны дали высокую оценку договоренностям, достигнутым по итогам очередного заседания Совместной рабочей группы по культуре и туризму в Москве (август 2015 года), относительно развития прямых контактов между государственными учреждениями двух стран в целях увеличения туристического потока в обоих направлениях.

33. Подтверждая наличие огромной доброй воли и тесных связей между народами России и Индии, Стороны приветствовали достигнутую договоренность о выдаче многократных шестимесячных въездных туристических виз на основе принципа взаимности, что будет способствовать дальнейшему развитию туризма и контактов между людьми. Стороны отметили, что введение Индийской Стороной услуги по выдаче электронных туристических виз способствовало дальнейшему упрощению визовых процедур для граждан России, отражением чего стал тот факт, что порядка двадцати тысяч российских туристов воспользовались данной услугой. Россия и Индия договорились продолжить работу по дальнейшему упрощению и либерализации визовых режимов и рассмотреть возможность внедрения таких мер, как безвизовые групповые поездки, для увеличения туристического потока в обоих направлениях.

34. Стороны приветствовали подписание Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о взаимных поездках владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов от 3 декабря 2004 года и Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан двух стран от 21 декабря 2010 года. Стороны будут содействовать въезду, пребыванию и выезду экипажей воздушных судов обеих стран, выполняющих регулярные рейсы коммерческих авиакомпаний, а также чартерные рейсы путем надлежащего использования Генеральной декларации и оформления долгосрочных многократных виз на безвозмездной основе.

35. Стороны отметили важность взаимодействия по миграционным вопросам и договорились вести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы сотрудничества в области миграции, выдачи разрешений на работу и разрешений на временное проживание для индийских граждан, работающих в России, путем продолжения диалога по этой тематике.

36. Стороны приветствовали вступление в силу в марте 2015 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, и договорились и далее поощрять взаимопомощь в вопросах уголовного правосудия. Индийская Сторона приветствовала предложение о визитах делегации российских экспертов и Министра юстиции Российской Федерации в Индию по приглашению его индийского коллеги для обсуждения практических аспектов реализации этого Договора, а также Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам, подписанного в 2000 году.

37. Стороны высказались в поддержку дальнейшей интенсификации сотрудничества между субъектами Российской Федерации, штатами и союзными территориями Республики Индии в области экономики и культуры. Ими отмечена важность налаживания тесных контактов между представителями бизнеса на региональном уровне.

Сотрудничество в космосе

38. Стороны выразили обоюдную приверженность дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества по освоению космического пространства в таких областях, как ракетостроение и двигателестроение, разработка космических аппаратов, в том числе микроспутников, дистанционное зондирование Земли и космическая метеорология, спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги, а также космические науки. В этой связи они дали положительную оценку подписанному в июне 2015 года Меморандуму о взаимопонимании между Роскосмосом и Индийской организацией космических исследований по расширению сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Меморандум знаменателен, помимо всего прочего, тем, что был заключен в сороковую годовщину запуска советской ракетой-носителем первого индийского спутника.

39. Стороны приветствовали подписание трехстороннего меморандума о взаимопонимании между ОАО «ГЛОНАСС», НП «ГЛОНАСС» и Центром развития передовых вычислений о сотрудничестве по использованию в коммерческих целях интегрированных российских и индийских навигационных систем.

Военное и военно-техническое сотрудничество

40. Стороны подтвердили, что военно-техническое сотрудничество остается одним из основных элементов особо привилегированного стратегического партнерства между двумя странами. В этом контексте они дали высокую оценку итогам XIV-го и XV-го заседаний Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, прошедших соответственно в январе 2015 года в Нью-Дели и в ноябре 2015 года в Москве.

41. Стороны выразили удовлетворение проведением совместных российско-индийских военно-морских учений в декабре 2015 года в акватории Бенгальского залива, а также совместных учений с участием сухопутных войск «Индра-2015» в ноябре 2015 года в штате Раджастан (Индия). Они приветствовали визит в Россию в сентябре 2015 года главы штаба сухопутных войск Индии, в ходе которого состоялись плодотворные переговоры по увеличению масштабов подготовки, совместных учений и поставленного на институциональную основу взаимодействия между вооруженными силами двух стран.

42. Стороны отметили достижения в области совместного проектирования, совместной разработки и совместного производства высокотехнологичной продукции военного назначения. Стороны вновь подтвердили намерение расширять рамки такого сотрудничества и использовать возможности, открывающиеся благодаря реализации программы «Делай в Индии» в оборонной сфере, и поручили профильным ведомствам в кратчайшие сроки подготовить проекты соответствующих договоренностей между организациями и предприятиями двух стран, осуществляющими деятельность в этой области.

Вопросы безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий

43. Стороны подчеркнули необходимость последовательного налаживания взаимодействия с целью расширения сотрудничества по вопросам безопасности. Они отметили успешный визит в Индию в сентябре 2015 года Министра внутренних дел Российской Федерации, в ходе которого были начаты переговоры по новому соглашению о сотрудничестве в вопросах обеспечения безопасности. Они призвали к скорейшему завершению работы над данным документом, который создаст основу для дальнейшего расширения взаимодействия между структурами двух стран, отвечающими за вопросы безопасности, по обмену наилучшими практиками, обучающими курсами и экспертными наработками, в том числе в области противодействия экстремизму и терроризму. В этом контексте Стороны приветствовали недавнюю активизацию контактов на оперативном уровне между ФСБ России и Силами национальной безопасности МВД Индии.

44. Стороны договорились об укреплении связей между антинаркотическими ведомствами двух стран. Они условились в короткие сроки завершить работу над планом совместных действий ФСКН России и Бюро по контролю за оборотом наркотиков МВД Индии.

45. Стороны вновь подтвердили намерение оказывать взаимную поддержку по вопросам снижения рисков стихийных бедствий, спасения и оказания гуманитарной помощи, что нашло отражение в их взаимодействии при эвакуации граждан двух стран из Йемена во время кризиса в апреле 2015 года. В целях выстраивания дальнейшего сотрудничества на этом направлении стороны договорились завершить согласование совместного плана работы МЧС России и МВД Индии.

Международная и региональная проблематика

46. Стороны выразили озабоченность ростом нестабильности и продолжающимися во всем мире конфликтами, в том числе в государствах, граничащих с Россией и Индией. Они подчеркнули необходимость приложения усилий в интересах построения справедливого международного порядка, основанного на принципах равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела государств.

47. В 70-ю годовщину создания Организации Объединенных Наций Стороны особо отметили ее ключевую роль в поддержании международного мира и безопасности, содействии устойчивому социально-экономическому развитию, а также в защите прав человека. Лидеры России и Индии подчеркнули необходимость реформирования Совета Безопасности ООН, в целях обеспечения его представительности, соответствующей современным реалиям, и более эффективного реагирования на возникающие вызовы и угрозы. Россия рассматривает Индию как достойного и сильного кандидата, который может привнести независимый и ответственный подход к работе в рамках Совета Безопасности ООН, и подтверждает свою решительную поддержку кандидатуры Индии на место постоянного члена в реформированном СБ ООН.

48. Стороны выступают за создание общего пространства международного экономического сотрудничества на основе рыночных механизмов, а также совместно выработанных правил, базирующихся на принципах ВТО, подразумевающих свободу торговли, инвестиций и открытую конкуренцию. Стороны подчеркнули необходимость сохранения целостности и сбалансированности многосторонней торговой системы, фундаментом которой являются общепризнанные правила и нормы ВТО.

49. Стороны обозначили приверженность поступательному развитию сотрудничества в рамках БРИКС и повышению глобальной роли данного объединения в мире. Лидеры высоко оценили итоги Седьмого саммита БРИКС в Уфе (8 – 9 июля 2015 года), подчеркнули важность принятых в его ходе документов – Уфимской декларации, Уфимского плана действий и Стратегии экономического партнерства БРИКС. Стороны договорились обеспечить в рамках предстоящего индийского председательства преемственность в реализации достигнутых договоренностей, дальнейшую координацию действий на международной арене и укрепление стратегического партнерства государств – участников БРИКС. Подчеркнута приверженность расширению взаимодействия в рамках БРИКС в различных сферах, включая промышленность. В связи с этим они отметили успешное проведение в Москве встреч министров промышленности (20 октября 2015 года) и министров энергетики (19 – 20 ноября 2015 года) государств – участников БРИКС, а также приветствовали подписание в ходе этих встреч меморандумов о взаимопонимании. Они отметили значительный вклад России и Индии в создание Нового банка развития, который придаст дополнительный импульс финансированию важнейших проектов в области развития.

50. Стороны подчеркнули намерение углублять взаимодействие в целях укрепления роли и авторитета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Они договорились совместно работать над повышением эффективности осуществляемого в рамках ШОС противодействия угрозам и вызовам безопасности, в том числе исходящим с территории Афганистана, и активизировать экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество в регионе. Стороны приветствовали решение уфимского заседания Совета глав государств – членов Организации от 10 июля 2015 года о начале процедуры приема Индии в члены ШОС. Индийская Сторона выразила глубокую признательность России как стране – председателю в ШОС за ее вклад в это решение. Стороны условились совместно работать над завершением согласования юридических, финансовых и административных условий присоединения Индии к Организации.

51. Стороны выразили удовлетворение результатами работы «Группы двадцати» (Анталья, 15 – 16 ноября 2015 года) и подчеркнули важность совместных усилий, направленных на повышение роли этого объединения в стимулировании роста мировой экономики, обеспечении стабильности международных финансов, совершенствовании глобального экономического управления и ускорении структурных реформ. Стороны призвали принять меры для создания более представительной и легитимной международной финансовой архитектуры.

52. Стороны договорились о совместной работе по формированию открытой, инклюзивной и способной адаптироваться к изменениям региональной архитектуры безопасности и стабильности в АТР, делая особый акцент на мирном урегулировании споров посредством диалога, при уважении многообразия политических систем и выборов путей развития. Они договорились наращивать сотрудничество в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности и Совещания министров обороны стран – членов АСЕАН с диалоговыми партнерами, а также способствовать укреплению основных механизмов практического взаимодействия по вопросам поиска путей и средств поддержания мира и стабильности в АТР.

53. Стороны выразили удовлетворение значительным прогрессом и достижениями на площадке Восточноазиатских саммитов (ВАС) за последние десять лет и сошлись во мнении, что эта площадка должна оставаться форумом с участием лидеров государств для ведения диалога по широкому кругу стратегических, политических и экономических вопросов, предназначенным для обеспечения мира, стабильности и экономического процветания в Восточной Азии. Они отметили, что дальнейшего рассмотрения заслуживает вопрос о включении в повестку дня ВАС в качестве приоритетной сферы взаимодействия тематики сотрудничества в области морской деятельности. Они также договорились продолжать совместные действия по преобразованию Университета Наланда в передовой международный образовательный центр.

54. Они отметили прогресс в становлении Евразийского экономического союза и переговорах по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству, а также выразили готовность работать над углублением региональной и глобальной экономической интеграции в интересах расширения экономической кооперации и обеспечения справедливого экономического развития региона.

55. Россия и Индия выразили готовность тесно взаимодействовать по линии других многосторонних форматов, таких как форум «Азия – Европа», Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, форум «Диалог по сотрудничеству в Азии». Россия подтвердила свою поддержку заявки Индии на присоединение к АТЭС и обещала тесно взаимодействовать с ней по этому вопросу.

56. Стороны вновь подчеркнули важность взаимодействия в формате Россия – Индия – Китай (РИК), отмечая, что данный механизм способствует повышению уровня доверия и расширению координации подходов к международным и региональным проблемам. Стороны также отметили важную роль высоких представителей стран РИК, курирующих вопросы безопасности, в выработке общих подходов к противодействию вызовам и угрозам региональной стабильности.

57. Решительно осуждая терроризм во всех его формах и проявлениях, Стороны отметили, что эффективная борьба с этой глобальной угрозой возможна только при объединении усилий всего мирового сообщества без избирательности и двойных стандартов и при строгом соблюдении положений соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Россия и Индия убеждены, что важным аспектом противодействия терроризму является его предупреждение, в том числе путем эффективного пресечения распространения террористической пропаганды и экстремистских идей. Стороны призвали раз и навсегда покончить со всеми «тихими гаванями» террористов. Стороны также призвали к скорейшему завершению переговорного процесса по выработке Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.

58. Отмечая увеличение числа вызовов и угроз в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, Стороны акцентировали необходимость наращивания двустороннего сотрудничества в сфере ИКТ. Подтверждая ключевую роль ООН в решении вопросов, касающихся обеспечения безопасного использования ИКТ, они договорились вести совместную работу по созданию универсальных правил ответственного поведения государств в сфере использования ИКТ в целях противодействия угрозам международному миру и безопасности. Стороны выражают особую озабоченность в связи с использованием ИКТ в нарушение Устава ООН, а также в преступных и террористических целях, и договорились о сотрудничестве в решении этих вопросов.

59. Стороны договорились проводить на регулярной основе экспертные консультации для обмена мнениями на двусторонней основе по всем аспектам безопасности в сфере использования ИКТ, включая практическое сотрудничество между соответствующими ведомствами. В связи с этим они условились вести дело к заключению российско-индийского межправительственного соглашения о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.

60. Стороны подчеркнули важность соблюдения в сфере использования ИКТ общепризнанных принципов международного права, в частности Устава ООН, принципа политической независимости, территориальной целостности и суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела других государств и уважения прав и основных свобод человека, включая право на частную жизнь.

61. Подчеркивая, что исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях, Россия и Индия вновь заявили, что выступают против вепонизации космоса. В связи с этим они призвали к скорейшему запуску переговоров в целях заключения соответствующего международного юридически обязывающего соглашения на площадке Конференции по разоружению в Женеве. Стороны, отмечая актуальность задачи по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, обеспечения безопасности космических операций и долгосрочной устойчивости космической деятельности, подтвердили необходимость обсуждения и взаимодействия по практическим вопросам, способствующим решению данной задачи, в Первом комитете ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению, Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях и на других профильных площадках.

62. Россию и Индию объединяет общие интересы в области предотвращения распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, в том числе задача по недопущению его попадания в руки террористов, а также в сфере укрепления многосторонних режимов экспортного контроля. В связи с этим Россия приветствует скорейшее вступление Индии в Режим контроля за ракетной технологией, что позволит повысить эффективность данного механизма. Вновь подчеркивая, что Индия должна полноценно участвовать в разработке международных экспортно-контрольных норм, Россия заявила о готовности оказать поддержку Индии в стремлении стать полноправным членом Группы ядерных поставщиков. Россия также поддержала интерес Индии к полноправному членству в Вассенаарских договоренностях.

63. Стороны подчеркнули, что согласование Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы является важной исторической вехой, которая позволит укрепить международную и региональную безопасность, а также вернуть Иран в рамки нормального экономического и политического взаимодействия с международным сообществом.

64. Стороны выразили серьезную обеспокоенность в связи с событиями в Сирии и Ираке, где орудуют, сея насилие, такие террористические группировки, как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), «Фронт Ан-Нусры» и им подобные. Стороны едины во мнении о том, что присутствие террористических группировок на значительной территории Ирака и Сирии представляет прямую угрозу региональной и глобальной безопасности. Стороны выразили поддержку международным усилиям по борьбе с терроризмом и наращиванию международных усилий по пресечению активности террористических групп, включая «иностранных террористов-боевиков», во исполнение соответствующих резолюций СБ ООН.

65. Россия и Индия твердо высказались в поддержку суверенитета, единства и территориальной целостности Сирии. Стороны сошлись в том, что внутренний вооруженный конфликт в этой стране не имеет силового решения и может быть урегулирован только политико-дипломатическими средствами – путем субстантивного межсирийского диалога без предварительных условий, внешнего вмешательства и на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, Совместного заявления по итогам многосторонних переговоров по Сирии в Вене от 30 октября 2015 года и Заявления «Группы поддержки Сирии» от 14 ноября 2015 года.

66. Стороны выразили решительную поддержку народу и правительству Ирака в их усилиях по преодолению существующего кризиса и защите национального суверенитета и территориальной целостности. Они подчеркнули важность национального примирения и единства Ирака, основанного на формировании инклюзивной государственной системы и упрочения национальных демократических институтов путем создания соответствующих возможностей.

67. Россия и Индия приветствуют прогресс, достигнутый в сфере безопасности, включая соблюдение режима прекращения огня на 

юго-востоке Украины, а также подписание соглашения об отводе военной техники и артиллерии калибром менее 100 мм от линии соприкосновения сторон, что создает благоприятные условия для продвижения политического урегулирования, которому нет альтернативы. Примирение сторон возможно только в результате прямого инклюзивного диалога, для чего необходимо соблюдение всех положений Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятых 12 февраля 2015 года Контактной группой по Украине при поддержке лидеров России, Германии, Франции и Украины, а также одобренных резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН.

68. Стороны выразили обеспокоенность в связи с обострением обстановки в сфере безопасности в Афганистане и на его границах. Стороны признали, что терроризм и экстремизм представляют основную угрозу безопасности и стабильности в Афганистане, в регионе и за его пределами. В связи с этим они отметили необходимость совместных консолидированных усилий и сотрудничества между странами в регионе, направленных на противостояние вызовам терроризма во всех его формах и проявлениях, включая уничтожение «тихих гаваней» и убежищ террористов и пресечение финансовой и иной поддержки терроризма.

69. Стороны высказались за дальнейшее продвижение процесса национального примирения, возглавляемого и ведомого самими афганцами, при соблюдении установленных международных принципов. Россия и Индия подтвердили готовность продолжать оказывать многоплановое содействие правительству Афганистана в интересах поддержания стабильности и независимого курса, а также содействия социально-экономическому развитию этой страны и улучшения ее включенности в регион. Стороны также договорились продолжать в тесном контакте консультации и сотрудничество по Афганистану.

70. Особую тревогу вызывает продолжающееся увеличение объемов производства наркотиков и их контрабанды из Афганистана. В связи с этим подчеркнута важность взаимодействия в рамках ШОС, БРИКС и «Парижского процесса» для пресечения распространения наркотических средств. Выражена обоюдная заинтересованность в согласовании позиций России и Индии в ходе подготовки и проведения Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 году.

Взгляд в будущее

71. Стороны вновь подтвердили уникальный в мировой практике характер российско-индийских отношений, которые основаны на проверенных временем глубоком взаимном доверии и дружбе между двумя народами. Они с удовлетворением отметили неизменную поддержку народами России и Индии курса на дальнейшее укрепление и расширение двусторонних отношений. Стороны обратили внимание на значительное совпадение внешнеполитических приоритетов и подчеркнули важность особо привилегированного стратегического партнерства между Россией и Индией как в контексте текущих двусторонних отношений, так и применительно к решению вопросов региональной и международной повестки дня.