Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Ханчжоуский План действий

5 сентября 2016 года

1. ОБЗОР

Мировая экономика сделала значительный шаг вперед после глобального финансового кризиса 2008 г. Восстановительный рост, однако, остается слабым и подверженным многочисленным шокам. Кроме того, достижения экономического роста остаются слишком незначительными, чтобы оправдать ожидания наших граждан о более благополучном будущем. Мы осознаем, что необходимы дополнительные усилия по устойчивому повышению темпов роста и созданию рабочих мест, и что мы должны внести важный вклад в обеспечение более инклюзивного и менее чувствительного к возникающим в мировой экономике негативным шокам развития. Мы также осознаем, что поддержка наших усилий по дальнейшему стимулированию роста определяется тем, будут ли достижения этого роста достаточно широко распределены – в частности, достигнут ли они наиболее малообеспеченных и уязвимых слоев населения.

В Ханчжоуском Плане действий излагается стратегия, которой мы будем придерживаться для обеспечения всеобщего и уверенного роста, достижения которого могут быть использованы всеми. Обязательства данного Плана, наряду с принятыми ранее, призваны проложить четкий курс к целям уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. План содержит большое число мер, которые мы будем реализовывать в ближайшие годы. Во‑первых, это макроэкономические меры, используемые для повышения темпов роста и создания рабочих мест в краткосрочной перспективе. Во‑вторых, это структурные реформы, от которых мы ожидаем повышения производительности и уровня жизни в средне- и долгосрочной перспективе. В‑третьих, другие меры направлены на то, чтобы кратко- и среднесрочный рост был более устойчивым к непредвиденным шокам, более инклюзивным и более экологичным.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ПРИНЯТЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 

В 2014 г. на саммите в Брисбене мы анонсировали важные меры в стратегиях роста; при полной и своевременной реализации, они должны были увеличить суммарный ВВП «Группы 20» на 2% к 2018 г. (коллективный ориентир по росту). В целях достижения этого ориентира, в 2015 г. мы разработали четкую схему для подробного мониторинга исполнения обязательств. На саммите в Анталье мы адаптировали наши стратегии роста, в т. ч. за счет включения новых мер, с тем чтобы повысить их эффективность на фоне меняющихся экономических вызовов. 2016 г. важен для нашего брисбенского ориентира, т. к. мы находимся в середине периода, отведенного на его достижение. В связи с этим, в этом году мы усовершенствовали процесс рецензирования наших стратегий роста, чтобы обеспечить более полную и подробную их оценку (включая оценку исполнения ранее принятых обязательств). В целях повышения эффективности нашей работы, мы также интегрировали инвестиционные стратегии в стратегии роста.

Наш мониторинг исполнения обязательств, проводимый при поддержке МВФ, ОЭСР и Группы Всемирного банка, показывает, что члены «Группы 20» закончили реализацию более половины многолетних брисбенских обязательств и почти половины анталийских; по остальным обязательствам в большинстве случаев также наблюдается прогресс. Согласно оценкам международных организаций, за счет исполненных на текущий момент обязательств будет достигнута примерно половина нашего коллективного ориентира по росту. Мы осознаем, что необходимы дальнейшие усилия, прежде всего, в части ускорения эффективного исполнения всех оставшихся обязательств. Прогресс реализации наших мер из стратегий роста описан в Докладе об оценке исполнения обязательств от 2016 г.

3. КУРС К ЦЕЛЯМ УВЕРЕННОГО, УСТОЙЧИВОГО И СБАЛАНСИРОВАННОГО РОСТА

Меры, принятые для реализации ранее взятых на себя нами обязательств, заслуживают высокой оценки; мы осознаем, однако, что для обеспечения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста потребуются дополнительные усилия. Для достижения этих целей мы твердо намерены использовать все инструменты политики – денежно-кредитной, бюджетной и структурной — как индивидуально, так и совместно. Ввиду наличия страновых особенностей, каждый из членов «Группы 20» должен бдительно подходить к выбору подходящих мер политики по многим направлениям. В то же время, наши совместные усилия будут взаимовыгодными как в кратко-, так и в среднесрочной перспективе, а также создадут базис для более устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики.

А. Укрепление краткосрочного роста и обеспечение стабильности

Нас по‑прежнему беспокоит, что темпы восстановления мировой экономики остаются ниже желаемых. Глобальная экономическая конъюнктура остается напряженной; сохраняются негативные риски, что подчеркивается волатильностью сырьевых цен и низкой инфляцией во многих развитых странах. По‑прежнему высока волатильность на финансовых рынках; изменения экономической структуры, геополитические конфликты, терроризм, проблемы беженцев продолжают осложнять ситуацию в мировой экономике. В целях улучшения настроений экономических агентов и содействия росту и стабильности, мы реализуем меры бюджетной и денежно-кредитной политики. Мы также осознаем важность мер по поддержке спроса как дополняющих наши программы структурных реформ. В связи с этим, в 2016 г. мы заявили целый ряд подобных мер:

— Центробанки Австралии и Индонезии снизили базовые ставки в соответствии со своими мандатами.

— ЕЦБ провел дальнейшее расширение своей программы покупки активов за счет включения в нее корпоративных облигаций, а также увеличения ее ежемесячных объемов с 60 до 80 млрд евро; кроме того, процентная ставка по депозитам коммерческих банков в ЕЦБ была понижена до −0,4%.

— Банк Японии запустил «Количественное и качественное монетарное смягчение с отрицательной процентной ставкой» в начале 2016 г., а позднее усилил его за счет увеличения покупок торгуемых на бирже фондов и принятия мер по обеспечению устойчивого фондирования в иностранных валютах для японских финансовых институтов и корпоративного сектора.

— Банк Англии снизил базовую ставку и анонсировал схему предоставления срочного фондирования для усиления эффекта переноса снижения базовой ставки на рыночные ставки; уменьшил контрциклические требования по капиталу для содействия кредитованию; расширил программу покупки активов (на 60 млрд фунтов стерлингов – для гособлигаций и на 10 млрд — для корпоративных облигаций).

— Центробанк Турции принял выверенные меры для повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики и сузил коридор процентных ставок за счет снижения ставки маржинального фондирования.

— Денежно-кредитная политика в США и Канаде остается мягкой.

— Канада реализует стратегические инвестиции в объеме 2,5% ВВП (около 50,2 млрд канадских долларов) на шестилетнем горизонте — как для поддержки экономики в текущем периоде, так и для повышения потенциального роста в долгосрочном периоде.

— Центральное правительство Китая инвестирует в 2016 г. 500 млрд юаней в поддержку приоритетных отраслей, включая субсидируемое государством жилье, выращивание зерновых, сбережение водных ресурсов, строительство железных дорог в центральных и западных регионах страны, научные и технологические инновации, энергосбережение, защиту окружающей среды и др.

— Индия увеличила выделение средств на инвестиции в инфраструктуру.

— Япония сформулировала пакет стимулирования экономики суммарным объемом 28,1 трлн иен (5,4% ВВП); в том числе, на фискальную его компоненту приходится 13,5 трлн иен (2,6% ВВП).

— США увеличили объем расходов федерального бюджета в 2016–2017 гг. на 111 млрд долл. для поддержки краткосрочного спроса.

— Дополнительные бюджетные расходы в Южной Корее во второй половине 2016 г. составят более 28 трлн вон (1,9% ВВП); в т. ч. на дополнительный бюджет придется 11 трлн вон.

B. Повышение фактического и потенциального роста в среднесрочной перспективе

Для повышения фактического и потенциального роста в среднесрочной перспективе мы предпринимаем дополнительные структурные реформы, включая формирование базиса для стратегических инвестиций в инфраструктуру и кооперацию в целях построения более справедливой и эффективной международной налоговой системы.

i. Расширенная повестка структурных реформ

Мы полагаем, что структурные реформы – важный источник долгосрочного роста, и к тому же могут поддерживать уверенность в экономике, спрос, создание рабочих мест и рост выпуска в краткосрочной перспективе, в увязке с мерами макроэкономической политики. Мы сформулировали расширенную повестку структурных реформ, включающую девять приоритетных направлений с соответствующими руководящими принципами, а также систему индикаторов (подробное описание см. в бумаге «Расширенная повестка структурных реформ «Группы 20»). Конкретные приоритетные направления повестки структурных реформ будут варьироваться от страны к стране, и страны сосредоточатся на тех из них, которые наиболее релевантны для национальных программ реформ. Приоритеты и руководящие принципы могут использоваться участниками «Группы 20» как руководство для проведения реформ в будущем, в т. ч. в контексте обновления стратегий роста. Система индикаторов, включающая индикаторы реформ и результатов, предназначена для содействия оценке и мониторингу прогресса структурных реформ «Группы 20» и их адекватности имеющимся структурным вызовам при учете многообразия страновых особенностей. Мы изучим возможности дальнейшего совершенствования расширенной повестки структурных реформ «Группы 20».

Мы приняли новые обязательства в области структурных реформ по следующим девяти приоритетным направлениям. Они хорошо согласуются с руководящими принципами.

Содействие открытости для торговли и инвестиций

Принимаются меры по снижению барьеров и ограничений для прямых иностранных инвестиций; содействию внешней торговле для сокращения пограничных издержек; уменьшению, если это уместно, внутренних ограничений на торговлю и инвестиции; предпринимаются шаги для большей межстрановой гармонизации регулирования.

Обязательства стран по содействию открытости для торговли и инвестиций таковы:

— Китай продолжает либерализацию и расширение объемов торговли услугами.

— Индия проводит дальнейшее смягчение нормативов по прямым иностранным инвестициям, повышая лимит инвестиций нерезидентов в индийские биржи, страховой и пенсионный сектора.

— Индонезия устраняет барьеры на своих рынках для привлечения дополнительных иностранных инвестиций и использует цифровые технологии для упрощения мер торгового регулирования за счет реформирования госуслуг и перевода торговых операций из бумажной формы в электронную.

— Южная Корея реорганизует систему поддержки иностранных инвестиций в высокотехнологичные сектора с тем, чтобы она предоставляла больше налоговых льгот новым отраслям.

Содействие конкуренции и созданию благоприятной среды для бизнеса

Принимаются меры по снижению административных и юридических барьеров для создания и расширения предприятий; обеспечению равных условий рыночной конкуренции и применению эффективных процедур банкротства. Также реализуются реформы, направленные на уменьшение числа ограничивающих конкуренцию мер регулирования; снижение излишнего бремени соблюдения нормативных требований; обеспечение надежного надзора над политикой регулирования; усиление соблюдения принципа верховенства закона; повышение эффективности судебной системы; борьбу с коррупцией.

Обязательства стран по содействию конкуренции и созданию благоприятной среды для бизнеса имеют включают:

— Бразилия предоставляет техническую поддержку малым и средним предприятиям (МСП) для повышения их производительности как минимум на 20%.

— ЕС, в контексте своей Стратегии Единого рынка, поддерживает стартапы и устраняет барьеры для расширения предприятий и межстрановой торговли; содействует доступу к финансированию; поддерживает инновации и усиливает реализацию правил Единого рынка.

— Франция запускает меры по улучшению бизнес-климата для МСП.

— Индонезия оптимизирует бюрократическую систему и проводит дерегулирование за счет упрощения различных процедур лицензирования, минимизации числа нерелевантных требований и устранения излишних проверок.

— Италия принимает новый пакет мер с акцентом на необходимость увеличения капитала производственного сектора, в особенности МСП, с целью стимулирования (за счет доступа к рынкам капитала) роста фирм и усиления их конкурентоспособности и качества управления.

— Япония стимулирует использование робототехники, технологий работы с большими массивами данных, «Интернета вещей» в таких областях, как НИОКР и здравоохранение (включая диагностику, обследования и сестринский уход) в целях расширения своего рынка.

— Мексика усиливает соблюдение принципа верховенства закона для повышения потенциального роста за счет усиления юридических институтов, что позволит в полной мере реализовать потенциал других реформ.

— В России будет докапитализирован Фонд развития промышленности на 20 млрд руб. для выдачи займов на этапе предбанковского финансирования промышленных предприятий (разработка НИОКР, технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проектно-изыскательских работ).

— Испания устраняет ограничения и барьеры на товарных рынках и рынках услуг, а также усиливает механизмы сотрудничества между министерствами и ведомствами.

Содействие инновациям

Принимаются меры по обеспечению и поддержке расходов на НИОКР; усилению сотрудничества между научными центрами/университетами и промышленностью; развитию международного сотрудничества в научно-исследовательской сфере и улучшению доступа к венчурному капиталу на ранних стадиях разработок.

Обязательства стран в сфере содействия инновациям таковы:

— Австралия поддерживает национальную повестку в сфере науке и инноваций, включающую меры по упрощению доступа бизнеса к капиталу, сотрудничества с исследователями и привлечения зарубежных талантов;

— Канада финансирует инфраструктурные проекты по модернизации оборудования для исследований и коммерциализации разработок в учреждениях высшего образования, а также проекты, которые снижают выбросы парниковых газов и улучшают экологическую устойчивость этого оборудования.

— Япония утраивает объем инвестиций со стороны корпоративного сектора в пользу университетов и исследовательских учреждений.

— Южная Корея реструктурирует систему налоговых льгот для НИОКР, чтобы усилить поддержку новых отраслей.

— Россия создает Агентство по технологическому развитию для помощи предприятиям в поиске инновационных решений путем предоставления информации, аналитических и консалтинговых услуг, сопровождения сделок и привлечения финансирования.

Улучшение инфраструктуры

Предпринимаются меры по повышению качества госинвестиций в инфраструктуру (при одновременном обеспечении достаточного финансирования ее строительства и обслуживания) и содействию участию частного сектора, в т. ч. через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Также реализуются меры по снижению институциональных и регулятивных барьеров для долгосрочного финансирования инвестиций институциональными инвесторами и поддержке внедрения новых финансовых инструментов (при обеспечении финансовой стабильности).

Странами были приняты следующие обязательства по улучшению инфраструктуры:

— Аргентина инвестирует в инфраструктуру дорожного, железнодорожного, авиационного и речного транспорта (план Бельграно) для улучшения экономических связей и межрегиональной торговли внутри страны.

— Китай ускоряет модернизацию электросетей в сельской местности.

— Германия реализует «цифровую повестку», включающую инвестиции в инфраструктуру телекоммуникаций.

— Индонезия увеличивает раннее выделение средств на капитальные проекты в государственном бюджете на 2016 г., с тем чтобы уменьшить эффект позднего выделения средств на капитальные проекты и соответствующие риски для их реализации в пределах бюджетного года.

— Южная Корея предоставляет налоговые льготы для инвестиций в инфраструктуру в целях коммерциализации новых технологий в новых отраслях.

— ЮАР разрабатывает альтернативные механизмы финансирования инвестиций в инфраструктуру.

— Турция ускоряет реализацию проектов ГЧП в транспортной сфере за счет использования инновационных механизмов финансирования в соответствии со своим Генеральным планом по национальному транспорту (2015–2018).

— В США вступил в силу долгосрочный закон о сухопутном транспорте, предусматривающий финансирование в объеме 305 млрд долл. за пять лет.

Совершенствование и усиление финансовой системы

Принимаются меры для обеспечения финансовой стабильности; поддержки роста, содействия конкуренции и инновациям (при соблюдении пруденциальных норм). Также принимаются меры, призванные гарантировать, чтобы институциональная среда была благоприятной для рыночного финансирования (и одновременно обеспечивающие защиту прав инвесторов), и меры, улучшающие доступ как к традиционному банковскому финансированию, так и к инновационным его источникам (и обеспечивающие при этом финансовую стабильность).

Обязательства стран по совершенствованию и усилению их финансовых систем включают:

— Аргентина стимулирует долгосрочные сбережения и кредитование в национальной валюте, а также расширение ипотечного кредитования.

— Индия разрабатывает всеобъемлющий информационный репозитарий для корпоративных облигаций (охватывающий как первичный, так и вторичный рынки) и готовит электронную платформу для рынка РЕПО корпоративных облигаций. Предпринимаются также важные шаги для создания всестороннего механизма санации неплатежеспособных компаний.

— Италия предпринимает дальнейшие шаги для повышения устойчивости банковской системы путем совершенствования взыскания задолженностей за счет ускорения возможностей выкупа просроченных долгов корпоративного сектора, включая МСП.

— Южная Корея стимулирует внедрение в финансовом секторе системы оплаты труда, основанной на учете его результатов.

— Россия готовит план действий по среднесрочному развитию финансового рынка.

Продвижение реформ рынка труда, повышение уровня образования и навыков

Принимаются меры по уменьшению барьеров для участия в рабочей силе для групп с низким уровнем данного показателя (в т. ч. женщин, молодежи и работников старшего возраста), расширению мер активной политики на рынке труда и повышению их эффективности. Кроме того, принимаются меры по смещению акцента поддержки с рабочих мест на работников; снижению двойственности и неформальности рынка труда; улучшению доступа к профессиональному обучению, высшему образованию, обучению и переобучению новым навыкам, а также их эффективности. Наконец, стимулируется создание качественных рабочих мест и повышение производительности труда.

Страны приняли следующие обязательства в области продвижения реформ рынка труда, повышения уровня образования и навыков:

— Аргентина расширяет систему детских пособий, включая в нее детей, чьи родители не имеют формальной занятости.

— Франция принимает комплексную программу реформ рынка труда, включающую меры по увеличению гибкости для фирм и защиты работников, а также предоставляет дополнительные обучающие курсы для ищущих работу (особенно для тех, кто не обладает навыками или обладает малым числом навыков, либо чьи навыки устарели).

— Россия предоставляет дополнительное финансирование для снижения напряженности на региональных рынках труда.

— Саудовская Аравия запускает национальную программу гигиены и безопасности труда.

— Великобритания отменяет уплату работодателями взносов национального страхования для стажеров моложе 25 лет, получающих менее 827 фунтов стерлингов в неделю.

Содействие фискальным реформам

Принимаются меры по повышению эффективности систем госуправления и предоставления госуслуг; усилению роли бюджетных стратегий, правил и институтов; повышению прозрачности и эффективности сбора налогов; борьбе с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов. Кроме того, предпринимаются меры по приоритизации содействующих росту госрасходов, поддержке продуктивных госинвестиций, повышению эффективности расходов.

Обязательства стран по содействию фискальным реформам включают:

— Австралия снижает налог на прибыль, начиная с МСП, и расширяет охват предприятий, на которые распространяются льготы для малого бизнеса.

— Китай проводит налоговую реформу, переходя от налогов с оборота к НДС.

— ЕС переходит на более четкую и скоординированную позицию против компаний, пытающихся уклониться от справедливой оплаты налогов, а также реализует международные стандарты по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из‑под налогообложения.

— Мексика реализует многолетний план адаптации расходов для поддержания бюджетной устойчивости и обеспечения макроэкономической стабильности в текущих неблагоприятных условиях.

— Саудовская Аравия создает Национальное агентство по управлению проектами, которое будет отвечать за обеспечение эффективности государственных инвестиционных проектов.

— ЮАР меняет приоритеты госрасходов и снижает бюджеты правительственных департаментов на закупки товаров и услуг не первой необходимости.

— Испания усиливает борьбу с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов.

— Великобритания снижает налог на прибыль для поддержки инвестиций.

Повышение экологической устойчивости

Принимаются меры по расширению использования рыночных механизмов для сокращения загрязняющих выбросов и повышения эффективности использования ресурсов; по содействию разработке экологически чистых, возобновляемых источников энергии, а также устойчивой к изменению климата инфраструктуры. Кроме того, будут приняты меры для содействия разработке и внедрению связанных с охраной окружающей среды инноваций и для повышения энергоэффективности.

Страны взяли на себя следующие обязательства по повышению экологической устойчивости:

— Канада предоставляет стратегическое финансирование для экологически чистых технологий, в т. ч. в лесном, рыбном, горнодобывающем, энергетическом и сельскохозяйственном секторах, в целях содействия «экологически чистому» росту экономики.

— Китай использует сэкономленные за счет регулирования цен на электроэнергию средства для поддержки перехода угольных ТЭС на технологии ультранизких выбросов, а также для развития возобновляемых источников энергии.

— Индия создает национальный фонд по адаптации к изменению климата для содействия в компенсации затрат на меры адаптации (на национальном уровне и на уровне штатов) в местностях и секторах, наиболее уязвимых к негативным эффектам изменения климата.

Содействие инклюзивности роста

Принимаются меры для улучшения соблюдения принципа равенства возможностей за счет снижения барьеров для занятости и повышения качества образовательных результатов. Также будут приняты меры по предоставлению социальных трансфертов и перераспределению доходов на основе методов, обеспечивающих высокий уровень адресности и содействующих росту и занятости. Наконец, будут реализованы меры по обеспечению инклюзивности в нашем стремлении к экономическому росту.

Обязательства стран по содействию инклюзивности роста включают:

— Канада увеличивает гарантированные дополнительные выплаты для пенсионеров, для которых риск возникновения финансовых затруднений максимален.

— Индия запускает страховую систему здравоохранения, которая будет компенсировать затраты на госпитализацию трети населения страны.

— Мексика повышает производительность, стимулирует занятость и увеличивает благосостояние менее развитых регионов за счет создания Специальных экономических зон.

— Турция повысила минимальную зарплату на 30% в январе 2016 г. и работает над усилением увязки социальной помощи с занятостью.

В будущем в процессе оценки исполнения обязательств будет использоваться система индикаторов из расширенной повестки структурных реформ «Группы 20» – в качестве информации для нашего обзора прогресса структурных реформ и их адекватности имеющимся структурным вызовам.

ii. Увеличение и повышение качества инвестиций в инфраструктуру

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в увеличении совокупного спроса и снижении волатильности в краткосрочной перспективе, одновременно служа катализатором для структурных реформ со стороны предложения и стимулируя рост в средне- и долгосрочной перспективе. Мы призываем одиннадцать Многосторонних банков развития (МБР) выполнить свои обязательства из «Совместной декларации намерений о мерах по поддержке инвестиций в инфраструктуру». Мы поддерживаем усилия МБР по разработке количественных ориентиров для высококачественных инфраструктурных проектов, максимизации качества инфраструктурных проектов, совершенствованию проектных линий, усилению сотрудничества между существующими и новыми МБР, стимулированию привлечения ресурсов частного сектора. Мы подчеркиваем важность качественных инвестиций в инфраструктуру, которые, с одной стороны, позволяли бы обеспечить экономическую эффективность с точки зрения затрат на протяжении жизненного цикла; безопасности; устойчивости к природным катастрофам; создания рабочих мест; наращивания производственного потенциала; трансфера компетенций; с другой стороны – учитывали бы воздействие на социальные и экологические показатели и соответствовали экономическим стратегиям и стратегиям развития. Мы обязуемся содействовать развитию глобальных инфраструктурных связей; в частности, ранее в этом году мы запустили Глобальную инициативу по альянсу инфраструктурных связей. Мы также продолжим, на добровольной основе, стимулировать диверсификацию инструментов финансирования на основе Методических рекомендаций «Группы 20» и ОЭСР по диверсификации финансовых инструментов для инфраструктуры и МСП.

iii. Налоги для роста

Налоговая политика играет ключевую роль в достижении устойчивого экономического роста. Мы подчеркиваем важность использования эффективных инструментов налоговой политики при проведении структурных реформ со стороны предложения, а также при стимулировании инноваций и инклюзивности роста. Мы также подчеркиваем необходимость большей определенности относительно налоговых ставок для поддержки трансграничной торговли и инвестиций. Мы обязуемся эффективно координировать наши меры налоговой политики с тем, чтобы построить справедливую и эффективную международную налоговую систему, что позволит снизить остроту межстрановых споров и будет содействовать реализации нашей широкой повестки уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. Мы просим ОЭСР и МВФ подготовить доклады о налоговых мерах, которые содействовали бы инклюзивному, основанному на инновациях росту, и которые повысили бы определенность относительно налогов. В этой связи, мы отмечаем также вклад Китая, заключающийся в создании международного центра налоговой политики, который будет заниматься разработкой и исследованиями международной налоговой политики.

С. Повышение устойчивости и сбалансированности роста, снижение его уязвимости к шокам

 Наши усилия по стимулированию роста в кратко- и среднесрочной перспективе дополняются мерами, призванными обеспечить, чтобы этот рост снижал уязвимость финансового сектора к шокам; содействовал улучшению доступа наших граждан к широкому спектру индивидуализированных финансовых услуг; облегчал увеличение объемов финансирования экологически чистых проектов; снижал устойчивые и избыточные внутренние и внешние дисбалансы.

i. Построение стабильной и устойчивой международной финансовой архитектуры

Мы обязуемся принять дальнейшие меры для укрепления международной финансовой архитектуры – ключевого элемента обеспечения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, а также финансовой стабильности. Мы продолжим совершенствование анализа и мониторинга потоков капитала, а также управления рисками, связанными с избыточной волатильностью потоков капитала. Мы приветствуем предстоящее совместное пробное испытание Чиангмайской многосторонней инициативы и МВФ, а также призываем другие региональные финансовые соглашения (чей потенциал сотрудничества с МВФ пока не был протестирован) рассмотреть возможность проведения подобного испытания. Мы ожидаем, что МВФ извлечет уроки из пробных испытаний и поделится ими в более широком контексте анализа опыта сотрудничества. Мы поддерживаем дальнейшую работу над инструментарием займов МВФ. Мы ожидаем, что итоги пересмотра долей капитала в Группе Всемирного банка будут соответствовать согласованным принципам и дорожной карте, и что соглашение о принятии динамической формулы будет принято до годового собрания 2016 г. Мы подчеркиваем важность содействия использованию надежных и устойчивых методик финансирования. Мы поддерживаем текущий пересмотр Механизмов оценки приемлемости задолженности для стран с низким уровнем доходов, а также призываем к совершенствованию, индивидуализации и координации технической поддержки стран-должников. Мы поддерживаем работы по анализу возможностей и издержек принятия усовершенствованных договорных условий для уже выпущенного госдолга, а также по изучению и обсуждению дополнительных мер для сглаживания процессов реструктуризации госдолга. Мы призываем к дальнейшему анализу технических деталей, дополнительных возможностей и вызовов, связанных с использованием условных долговых обязательств, включая облигации, привязанные к ВВП. Мы надеемся, что международные организации продолжат работу по поддержке развития рынков облигаций в национальных валютах, включая усиление поддержки стран с низким уровнем доходов.

ii. Содействие финансовой инклюзивности

Мы осознаем ключевую роль финансовой инклюзивности в расширении возможностей и изменении к лучшему жизненных условий всего нашего населения, и в особенности бедных его слоев. На основе Принципов высокого уровня «Группы 20» по цифровой финансовой инклюзивности, мы предпримем конкретные меры, рекомендованные Глобальным партнерством по финансовой инклюзивности (ГПФИ) и учитывающие особенности ситуации в каждой из стран, в целях содействия цифровой финансовой инклюзивности»; кроме того, мы поможем развивающимся странам с низким уровнем доходов обеспечить доступ к финансовым услугам для маргинализованных и недостаточно охваченных ими групп населения. Мы просим ГПФИ обновлять индикаторы финансовой инклюзивности «Группы 20» на регулярной основе, с тем чтобы они отражали новые тренды и особенности динамики финансовой инклюзивности; мы поддерживаем международные организации в их работе по сбору высококачественных страновых данных. Мы осознаем важность повышения эффективности программ финансовой грамотности и компетенций. Мы поддерживаем грядущее проведение первой страновой самооценки в рамках Плана действий «Группы 20» по системе реализации финансирования МСП. Мы поддерживаем дальнейшие усилия ГПФИ по реализации Плана действий «Группы 20» по финансовой инклюзивности и призываем ГПФИ пересмотреть этот План в 2017 г.

iii. Повышение экологичности финансовой системы

Обеспечение экологически устойчивого роста требует привлечения значительных объемов «зеленых» инвестиций. Мы приветствуем разработанные Исследовательской группой «Группы 20» по «зеленому» финансированию рекомендательные опции по повышению потенциала финансовой системы для привлечения частного капитала на цели «зеленых» инвестиций. В частности, мы полагаем, что могут быть даны четкие стратегические политические сигналы; разработаны стратегии; простимулировано принятие добровольных принципов по «зеленому» финансированию; расширены обучающие сети в целях наращивания компетенций; поддержано развитие национальных рынков «зеленых» облигаций; обеспечена международная кооперация для содействия трансграничным инвестициям в «зеленые» облигации; простимулирован обмен знаниями в области экологических и финансовых рисков; улучшены методики измерения объемов «зеленого» финансирования и его эффектов.

iv. Содействие эффективному и прозрачному предоставлению и привлечению финансирования деятельности, связанной с изменением климата

Признавая важность «климатического» финансирования для устойчивого (в т. ч. к изменению климата) развития, мы еще раз призываем к своевременному исполнению Парижского соглашения по изменению климата, а также обязательств развитых стран и международных организаций (и заявленных другими странами мер) в области «климатического» финансирования.

v. Решение проблемы глобальных дисбалансов

Мы отмечаем достигнутый с 2009 г. прогресс в снижении избыточных глобальных дисбалансов. Возможное торможение процесса адаптации, однако, вызывает опасения; мы не можем допустить, чтобы наши достижения по этому направлению с 2009 г. были утрачены. Мы изучим, какие дополнительные меры могут быть приняты для активизации процесса адаптации. Мы продолжим проводить оценку стран в соответствии с «индикативной методикой» для выявления значимых и устойчивых дисбалансов с частотой один раз в два года; помощь в этой оценке будут оказывать регулярно подготавливаемые МВФ «Обновления докладов об устойчивости». В частности, важно обеспечить, чтобы глобальный процесс адаптации шел надлежащим образом, был симметричным и не ставил под угрозу глобальный рост. Мы продолжим изучать процессы изменения глобальных дисбалансов не только с точки зрения сальдо текущего счета, но и с других ракурсов.

4. ПОСТРОЕНИЕ БОЛЕЕ БЛАГОПОЛУЧНОГО БУДУЩЕГО

В нашем плане действий изложены элементы нашей коллективной стратегии по поддержке роста. Он показывает, что мы вновь подтверждаем нашу решимость использовать все инструменты политики – денежно-кредитной, бюджетной и структурной – как индивидуально, так и совместно, с тем чтобы достичь наших целей по уверенному, устойчивому и сбалансированному росту.

Глобальный рост несет огромную пользу. Рост стран «Группы 20» будет также иметь положительные последствия для развивающихся стран, включая страны с низким уровнем доходов. При этом мы осознаем необходимость минимизации негативных побочных эффектов наших национальных мер политики для других стран. Требуются также дополнительные усилия, чтобы достижения будущего роста были распределены более равномерно – как внутри стран, так и в межстрановом разрезе. Нам нужно продемонстрировать, что наши меры по повышению темпов роста на деле приносят выгоду широким слоям населения – чтобы обеспечить народную поддержку мер политики, рост должен быть более инклюзивным. В частности, совершенно необходимо, чтобы «Группа 20» убедительно показала: выгоды от свободной торговли, глобализации, расширения глобальных связей превышают их издержки.

Мы осознаем, что мировая экономика по‑прежнему будет сталкиваться с непредсказуемыми шоками, которые могут приводить к негативным экономическим и социальным последствиям. Мы несем ответственность за закрепление достигнутых успехов и предотвращение дальнейшего ухудшения наших перспектив роста. Для этого потребуется дополнительная работа над управлением рисками, в т. ч. за счет снижения уязвимости к шокам наших инструментов политики и целей по экономическому росту.

Доверие к этой нашей работе увязано с тем, насколько эффективно мы выполняем наши обязательства. Мы по‑прежнему будем нести коллективную ответственность за наши обязательства путем демонстрации прогресса их исполнения. Мы гарантируем, что наши усилия в этой области по‑прежнему будут целенаправленными и эффективными. Мы по‑прежнему будем приветствовать интенсивную аналитическую поддержку со стороны международных организаций в нашей работе по обеспечению более уверенного, устойчивого и сбалансированного роста.