Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Исламской Республики Иран

28 марта 2017 года

По приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина Президент Исламской Республики Иран Х.Рухани 27–28 марта 2017 года посетил Российскую Федерацию с официальным визитом.

Президент В.В.Путин и Президент Х.Рухани в дружественной и доверительной атмосфере обстоятельно обсудили состояние и перспективы развития российско-иранских отношений, ряд актуальных проблем региональной и мировой политики.

Стороны с удовлетворением констатировали высокий уровень и поступательное развитие межправительственных, межпарламентских, межведомственных и межрегиональных связей, наличие тесной координации действий на международной арене, наметили приоритетные направления сотрудничества на долгосрочную перспективу.

Подчёркнута неизменная обоюдная приверженность сторон положениям Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран от 12 марта 2001 года, в котором получили отражение давние традиции добрососедства, дружбы и сотрудничества между российским и иранским народами, миролюбивая внешняя политика обоих государств.

Стороны подтвердили готовность предпринять новые шаги для повышения уровня и расширения сфер российско-иранского партнёрского взаимодействия в целях становления и укрепления всеобъемлющего стратегического сотрудничества, которое будет способствовать обеспечению благополучия народов двух стран, упрочению региональной и международной стабильности и безопасности.

I. Двусторонние отношения

В.В.Путин и Х.Рухани выразили удовлетворение значительным увеличением объёма двустороннего товарооборота в 2016 году. Подчеркнув совместные усилия по дальнейшему развитию взаимовыгодных хозяйственных связей, стороны высказались за то, чтобы в полном объёме задействовать потенциал сотрудничества на таких перспективных направлениях, как энергетика, транспорт, промышленность, авиакосмическая и другие наукоёмкие и инновационные области, прежде всего путём реализации совместных проектов.

Дана высокая оценка центральной координирующей роли Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в выполнении договорённостей, достигнутых на высшем уровне. Президенты отметили важность реализации в полном объёме «дорожной карты» по осуществлению российско-иранских проектов сотрудничества в области торговли и промышленности на 2016–2020 годы.

Российская сторона проинформировала Иранскую сторону о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о предоставлении Правительству Исламской Республики Иран государственного экспортного кредита для финансирования строительства тепловой электростанции и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о предоставлении Правительству Исламской Республики Иран государственного экспортного кредита для финансирования электрификации железнодорожного участка «Гармсар – Инче Бурун», подписанных в Тегеране 13 декабря 2016 года. Стороны отметили, что реализация проектов, предусмотренных указанными соглашениями, будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираном.

Стороны приветствовали скорейшее завершение работы по подготовке к подписанию временного соглашения между государствами – членами Евразийского экономического союза и Исламской Республикой Иран, ведущего к образованию зоны свободной торговли. Соглашение направлено на создание благоприятных условий для развития взаимовыгодных деловых отношений на основе принципов прозрачности и предсказуемости с учётом лучших международных практик в сфере торгового регулирования.

Президенты акцентировали внимание на приоритетном характере сотрудничества в сфере атомной энергетики, на важности последовательного осуществления проекта по сооружению второго и третьего энергоблоков атомной электростанции «Бушер», выразили намерение оказывать всестороннее содействие реализации данного проекта.

Особое внимание было уделено расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере, в частности вопросам реализации совместных проектов на территории Ирана в области разведки, добычи, транспортировки углеводородного сырья, в том числе в третьи страны, передачи технологий, своповых операций, а также сооружения сопутствующей инфраструктуры.

Стороны договорились продолжать конструктивное взаимодействие в рамках Форума стран – экспортеров газа, нацеленное на формирование справедливого баланса интересов производителей и потребителей газа, а также на более широкое применение этого экономически эффективного и экологически чистого ископаемого вида топлива в глобальном энергобалансе, в том числе в целях снижения выбросов парниковых газов.

В.В.Путин и Х.Рухани одобрили договорённости государств – членов ОПЕК и других нефтедобывающих стран, благоприятствующие сбалансированию спроса и предложения на нефтяном рынке в приемлемом ценовом диапазоне, а также поддержанию инвестиционной привлекательности нефтяной отрасли. Россия и Иран будут продолжать сотрудничество в этой сфере в целях стабилизации глобального энергетического рынка и обеспечения устойчивого экономического роста.

Подчёркнута необходимость активизации двустороннего межбанковского сотрудничества, в том числе по линии центральных банков, а также отмечена важность использования во взаиморасчётах национальных валют.

Стороны, отметив значительную роль международных транзитных маршрутов в развитии двустороннего и многостороннего торгово-экономического сотрудничества, подтвердили намерение продолжать практические шаги по реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», а также указали на важность усилий, направленных на скорейшее присоединение к этому транспортному маршруту железнодорожного участка Казвин – Решт – Астара.

Отдельное внимание было уделено осуществлению мер по увеличению взаимной торговли сельскохозяйственным сырьём и продовольствием, расширению доступа российской и иранской продукции животного и растительного происхождения на рынки обоих государств при условии обеспечения безопасности этой продукции.

Стороны отметили высокий уровень взаимодействия между субъектами Российской Федерации и провинциями Исламской Республики Иран и заявили о намерении оказывать всестороннюю поддержку данному направлению сотрудничества. В.В.Путин и Х.Рухани поддержали проведение до конца 2017 года в г.Астрахани или г.Сари форума по межрегиональному сотрудничеству между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран с непосредственным участием руководителей регионов и представителей деловых кругов двух государств.

В.В.Путин и Х.Рухани приветствовали подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о безвизовых групповых туристических поездках граждан двух стран, последовательная реализация которого призвана способствовать расширению взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Ираном в культурно-гуманитарной сфере и формированию благоприятных условий для наращивания туристских обменов. Президенты дали поручение заинтересованным ведомствам проработать дальнейшие совместные шаги, направленные на устранение административных барьеров для поездок отдельных категорий граждан.

Подтверждена необходимость активизации двусторонних связей и укрепления взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере, включая расширение культурных обменов, развитие контактов по линии молодёжи, средств массовой информации, архивных служб, обществ дружбы и других общественных организаций.

По итогам переговоров на высшем уровне подписаны следующие документы:

1. Соглашение между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы.

2. Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о безвизовых групповых туристических поездках граждан Российской Федерации и граждан Исламской Республики Иран.

4. Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области торговли электрической энергии.

5. Меморандум между Министерством спорта Российской Федерации и Министерством спорта и молодёжи Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области физической культуры и спорта.

6. Меморандум о сотрудничестве в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством дорог и градостроительства Исламской Республики Иран.

7. Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по аккредитации (Российская Федерация) и Национальным центром по аккредитации (Исламская Республики Иран).

8. Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области связи и информационных технологий между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством связи и информационных технологий Исламской Республики Иран.

9. Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Организацией по атомной энергии Ирана в области транспортировки ядерных материалов.

10. Меморандум о взаимопонимании между Акционерным обществом «Росгеология» и Национальной иранской нефтяной компанией.

11. Соглашение о сотрудничестве между Фондом «Росконгресс» и Торгово-промышленной палатой Исламской Республики Иран.

12. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в газовой сфере между Публичным акционерным обществом «Газпром» и Национальной иранской нефтяной компанией.

13. Соглашение о конфиденциальности между Публичным акционерным обществом «Газпром» и Национальной иранской нефтяной компанией.

14. Меморандум о стратегическом сотрудничестве по электрификации железных дорог между Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и «Железными дорогами Исламской Республики Иран».

15. Контракт на электрификацию железнодорожного участка Гармсар – Инче Бурун и поставку российского оборудования и локомотивов.

II. Сотрудничество в международных и региональных делах

Стороны подчеркнули необходимость продолжения совместных действий, направленных на утверждение справедливой системы мироустройства на основе международного права, прежде всего Устава ООН, а также на решение международных проблем. Взаимодействие России и Ирана ориентировано на укрепление центральной координирующей роли ООН в обеспечении мира, безопасности и устойчивого развития, на дальнейшее повышение эффективности её деятельности. Применение против государств односторонних санкций признано нелегитимным.

Стороны заявили о готовности усиливать и расширять сотрудничество в рамках ООН, а также других международных и региональных организаций.

Россия и Иран считают, что терроризм во всех его формах и проявлениях – одна из самых серьёзных угроз международному миру и безопасности, региональной и глобальной стабильности и устойчивому развитию, и подчёркивают, что любые акты терроризма являются преступными и не имеющими оправдания деяниями независимо от того, когда, кем и по каким мотивам они были совершены.

Особое внимание было уделено вопросу создания для борьбы с терроризмом широкой международной коалиции, которая действовала бы на основе международного права, прежде всего Устава ООН, уважая суверенитет государств, непосредственно пострадавших от террористических атак, без двойных стандартов.

Президенты России и Ирана, подчёркивая необходимость противодействия терроризму, в том числе посредством сосредоточения мировых усилий на предотвращении насильственного экстремизма, приветствуют принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Мир против насилия и экстремизма (WAVE)». Они также настаивают на необходимости всемирного противодействия идеям такфиризма как основному стимулу, подталкивающему молодёжь в сторону террористических группировок.

Стороны с удовлетворением отметили принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 70/291 от 1 июля 2016 года по итогам очередного обзора имплементации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, в которой подчёркивается необходимость объединения усилий государств в борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом, как серьёзной питательной средой терроризма, на основе международного права, Устава ООН и при сбалансированной реализации положений Стратегии и полном выполнении профильных резолюций Совета Безопасности ООН.

Стороны подчеркнули свою обеспокоенность ростом числа террористических актов, совершаемых в различных регионах мира такими группировками, как «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра», «Аль-Каида». Стороны решительно осудили подлый террористический акт, совершённый 19 декабря 2016 года в г.Анкаре, в результате которого погиб Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлов, а также террористические нападения на Посольство Российской Федерации в Дамаске, посольства Исламской Республики Иран в Бейруте и Багдаде.

Отмечено, что нарушение принципов суверенитета и равноправия государств, использования террористических и экстремистских группировок в качестве инструментов реализации политических и геополитических целей недопустимы. Стороны подчеркнули, что терроризм не имеет отношения ни к одной культуре, религии или национальности и любые попытки связать его с этими понятиями должны пресекаться.

Россия и Иран выразили озабоченность неуклонно растущим числом случаев использования информационно-коммуникационных технологий в криминальных, террористических и военно-политических целях. Стороны осудили попытки применения силы или угрозы силой в информационном пространстве, такие как атака на ядерные объекты Ирана с использованием компьютерной программы Stuxnet, а также любые попытки задействования информационно-коммуникационных технологий во вредоносных целях.

Президенты России и Ирана указали на необходимость выработки под эгидой ООН правил ответственного поведения государств в информационном пространстве и отметили готовность России и Ирана развивать сотрудничество на данном направлении.

Стороны, приветствуя Совместный всеобъемлющий план действий между Исламской Республикой Иран и шестью странами международными посредниками (E3/EU+3), убеждены в том, что его устойчивая реализация содействует Международному агентству по атомной энергетике (МАГАТЭ) в подтверждении исключительно мирного характера ядерной деятельности Ирана.

Россия и Иран, констатируя важное значение этого Совместного плана в качестве многостороннего международного документа, получившего одобрение Совета Безопасности ООН, подчеркнули необходимость полного выполнения всеми сторонами своих обязательств по данному документу. Одновременно сделан акцент на том, что Исламская Республика Иран в полной мере обладает легитимными правами на мирное использование ядерной энергии в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. Россия приветствует строгое соблюдение Ираном своих обязательств по Совместному плану, которое подтверждается МАГАТЭ, а также решительное намерение Ирана соблюдать договорённости в течение установленных сроков.

Стороны положительно охарактеризовали взаимодействие в рамках выполнения Совместного плана, в частности состоявшееся подписание контракта на предпроектные работы по модификации двух каскадов газовых центрифуг на предприятии в Фордо для производства стабильных изотопов, и подчеркнули необходимость его скорейшей реализации.

Стороны едины в том, что Договор о нераспространении ядерного оружия является краеугольным камнем режима нераспространения ядерного оружия и важнейшей основой для наращивания усилий по ядерному разоружению и использованию атомной энергии в мирных целях. Россия и Иран, поддерживая идею превращения Ближнего Востока в регион, свободный от ядерного оружия, подтвердили, что резолюция по Ближнему Востоку, принятая в 1995 году на Конференции по рассмотрению и продлению действия этого Договора, останется в силе до тех пор, пока её цели не будут достигнуты.

Президенты России и Ирана заявили о намерении способствовать реализации итогов Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков 2016 года в целях сохранения и укрепления международной системы контроля над наркотиками, основанной на трёх антинаркотических конвенциях ООН: 1961, 1971 и 1988 годов.

Стороны выступили за дальнейшее расширение всестороннего сотрудничества на Каспийском море, в том числе в сфере создания гарантий для мира, стабильности и безопасности в регионе, безопасности мореплавания, транзита и мультимодальных перевозок, устойчивого развития, защиты окружающей среды, охраны и управления водными биоресурсами, противодействия загрязнению нефтью, а также в сфере торговли, туризма и морских научных исследований.

В.В.Путин и Х.Рухани высказали обеспокоенность продолжающимся ухудшением ситуации в Исламской Республике Афганистан, ростом террористических угроз со стороны экстремистских сил в этом государстве. Россия и Иран подтвердили готовность продолжать оказывать содействие укреплению государственности Афганистана, его становлению в качестве мирного, демократического, самостоятельного и процветающего государства.

Стороны приветствуют запуск Московского диалога по поиску путей содействия мирному урегулированию в Афганистане и активизации процесса национального примирения в этом государстве.

Выражена обоюдная озабоченность ростом производства наркотиков в Афганистане, представляющим угрозу миру и стабильности, социально-экономическому развитию и безопасности Афганистана и других государств. Отмечена необходимость реализации конкретных мер по ликвидации глобального производства наркотиков, включая уничтожение незаконных посевов наркосодержащих растений и производств по их переработке.

Президенты двух стран поддержали усилия, направленные на предотвращение и политическое урегулирование через инклюзивный национальный диалог кризисов на Ближнем Востоке и в Северной Африке с соблюдением норм международного права.

Россия и Иран, уважая независимость, единство, суверенитет и территориальную целостность Сирийской Арабской Республики, а также исходя из принципиальной позиции о безальтернативности решения сирийской проблемы мирными средствами, выступили за политико-дипломатическое урегулирование конфликта в Сирии на основе принципов, изложенных в Резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Выражена твёрдая поддержка усилиям, предпринимаемым в течение шести лет сирийскими властями, армией и народным ополчением, направленным на в борьбу с терроризмом в лице «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусры» и других аффилированных с ними группировок.

Особо отмечена работа России, Ирана и Турции в трёхстороннем формате, который создал условия для проведения межсирийского диалога в Астане и обеспечил возможность установления эффективного и устойчивого режима прекращения огня в Сирии. Стороны расценивают такое сотрудничество как важный шаг на пути к успеху женевских переговоров под эгидой ООН.

Россия и Иран заявляют о поддержке суверенитета и территориальной целостности Республики Ирак, предпринимаемых иракскими властями усилий, направленных на борьбу с терроризмом в лице «Исламского государства» и других экстремистских группировок, а также на восстановление контроля над захваченными такими группировками территориями страны. Стороны решительно осуждают преступления террористов в отношении иракского народа, в том числе направленные против национальных и религиозных меньшинств и культурного наследия Ирака.

Высказав озабоченность в связи с продолжением разрушительной войны в Йемене и расширением террористической деятельности в различных регионах этого государства, стороны выступили за скорейшее прекращение столкновений и кровопролития и подчеркнули необходимость урегулирования этого кризиса политическим путём в рамках общенационального диалога. Предостерегая о тяжёлых гуманитарных и экономических последствиях кризиса для йеменского народа, Россия и Иран констатировали необходимость активизации усилий на этом направлении, в частности отметили важность снятия экономической и гуманитарной блокады Йемена и направления гуманитарной помощи в это государство.

Позитивно оценивая и приветствуя сотрудничество политических групп Ливана в решении вопроса об избрании президента и формировании правительства этого государства, стороны считают достигнутые ими договорённости хорошим примером для решения остающихся ливанских проблем, а также урегулирования внутренних разногласий в других государствах региона.

Президенты, выразив надежду на справедливое и устойчивое урегулирование палестинской проблемы, подчеркнули необходимость осуществления национальных прав палестинского народа.

Был сделан акцент на важности укрепления взаимодействия двух государств и координации их действий в рамках многосторонних региональных форматов, таких как Шанхайская организация сотрудничества, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалог по сотрудничеству в Азии и других механизмах с участием России и Ирана, в целях повышения эффективности этих форматов и механизмов сотрудничества.

В целях упрочения мира и стабильности в Центральной Азии и в Закавказье стороны заявили о своей готовности к расширению сотрудничества в этих регионах в политической, экономической и других областях, а также о готовности к взаимодействию в многосторонних форматах с участием государств этих регионов.

Российская сторона подтвердила свою неизменную поддержку заявке Исламской Республики Иран на получение статуса государства – члена Шанхайской организации сотрудничества и выступила за скорейшее рассмотрение этой заявки в установленном порядке.