Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Российская Федерация и Республика Узбекистан (далее – Стороны), руководствуясь фундаментальными принципами российско-узбекских отношений, заложенными в Договоре о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 года, Договоре о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 14 ноября 2005 года, Декларации об углублении стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 4 июня 2012 года,
подчеркивая, что за последние годы Сторонам удалось кардинально нарастить полномасштабное стратегическое партнерство,
стремясь придать долгосрочный характер многогранным двусторонним отношениям, всемерно развивать их в политической, экономической, торговой, инвестиционной, научно-технической, культурно-гуманитарной и других перспективных сферах,
будучи убежденными, что дальнейшее всеобъемлющее развитие двусторонних отношений будет способствовать прогрессу и процветанию обоих государств и укреплению мира и стабильности в регионе,
вновь подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
заявляют о следующем:
Стороны провозглашают установление между ними отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, которые предполагают вывод разноплановых и многогранных связей двух стран на более высокий и качественно новый уровень, а также придание этим связям характера особо тесного и динамичного сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
Отношения всеобъемлющего стратегического партнерства между Сторонами основываются на соблюдении ими принципов суверенитета, равенства и территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, взаимного уважения и взаимной выгоды и предусматривают развитие масштабного сотрудничества в следующих областях.
1. В области политического взаимодействия.
Стороны с удовлетворением отмечают, что российско-узбекские отношения основываются на прочном политическом доверии и стратегической руководящей роли глав двух государств.
Президент Российской Федерации и Президент Республики Узбекистан будут встречаться на регулярной основе для определения приоритетных направлений и форм дальнейшего развития политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества в интересах укрепления дружественных отношений и плодотворного взаимодействия между двумя странами.
Стороны согласились поддерживать контакты на высоком уровне между законодательными органами двух государств, использовать форматы межпарламентских обменов и диалога между группами дружбы для налаживания всестороннего многоуровневого общения по широкой повестке дня.
Стороны будут проводить регулярные консультации по линии внешнеполитических ведомств для обмена мнениями и согласования позиций по вопросам двусторонних отношений, актуальным международным и региональным проблемам, представляющим взаимный интерес.
Стороны продолжат активно взаимодействовать в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и других многосторонних структур, оказывать взаимную поддержку при рассмотрении на различных международных площадках вопросов, затрагивающих обоюдные интересы.
2. В области взаимодействия по вопросам безопасности, военного и военно-технического сотрудничества.
Стороны будут углублять партнерские связи по линии заинтересованных ведомств, а также взаимодействие в рамках международных и региональных организаций между советами безопасности, оборонными, правоохранительными органами и специальными службами двух государств в целях противодействия терроризму, включая вербовку и перемещение иностранных террористов-боевиков, распространению и пропаганде террористической и экстремистской идеологии, отмыванию денег, финансированию терроризма, в том числе за счет наркодоходов, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, снабжению террористических организаций оружием, другим незаконным финансовым операциям, иным видам транснациональной организованной преступности, распространению оружия массового поражения.
Стороны подтверждают свою приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков на основе международных антинаркотических конвенций и продолжат решительно противостоять по линии заинтересованных ведомств легализации наркотиков.
Стороны выражают готовность развивать двустороннее взаимодействие на основе Меморандума о взаимопонимании между аппаратами Совета Безопасности Российской Федерации и Совета Безопасности при Президенте Республики Узбекистан по вопросам обеспечения биологической безопасности от 18 июня 2019 года, а также в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года путём консультаций и сотрудничества в решении вопросов, которые могут возникнуть в связи с их выполнением.
Стороны продолжат развивать сотрудничество в военной и военно-технической областях на основе существующих соглашений, а также совершенствовать соответствующую договорно-правовую базу.
3. В области взаимодействия по правовым вопросам.
Стороны продолжат тесное сотрудничество по правовым вопросам на основе имеющейся договорной базы, в том числе в сфере правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам.
Стороны выражают готовность расширять взаимодействие и обмен опытом между правоохранительными структурами, ведомствами по труду и занятости, таможенными, налоговыми службами, органами в сфере миграции двух государств.
Стороны отмечают важность полноценной реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 4 июля 2007 года, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией от 4 июля 2007 года, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от 15 апреля 2013 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 5 апреля 2017 года.
Стороны продолжат развивать сотрудничество, направленное на укрепление международно-правовых основ международных отношений на двустороннем и многостороннем уровнях.
Стороны намерены продолжить сотрудничество в социально-трудовой сфере.
4. В области торгово-экономического сотрудничества.
Стороны продолжат наращивать взаимодействие в рамках Совместной комиссии на уровне глав правительств и Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Стороны отмечают важность расширения кооперационных и интеграционных процессов, которые позволяют обеспечить качественные и осязаемые результаты развития экономик двух стран.
В этой связи Российская Федерация приветствует Республику Узбекистан в статусе наблюдателя в Евразийском экономическом союзе и подтверждает приверженность полномасштабному содействию поэтапной гармонизации законодательной и регуляторной базы.
Стороны продолжат сотрудничество по обеспечению полноценно действующего режима свободной торговли между странами на основе международных обязательств Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Стороны высоко оценивают позитивные тенденции в двустороннем торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве.
Стороны исходят из того, что для расширения двусторонней торговли необходим поиск путей наращивания взаимного товарооборота, доведения его объемов до уровня, соответствующего имеющемуся потенциалу, и в этом ключе указывают на необходимость:
разработки мер по увеличению объемов двусторонней торговли, улучшению её товарной структуры за счет повышения в ней доли высокотехнологичной, машиностроительной продукции, электроники и других товаров с высокой добавленной стоимостью, и сбалансированного развития;
создания благоприятных условий для взаимного доступа товаров, услуг и инвестиций двух государств на рынки друг друга, интенсификации инвестиционного сотрудничества, включая создание совместных предприятий, формирование тесной производственной кооперации, передачу технологий.
Стороны намерены придать импульс сотрудничеству в области сельского хозяйства и системного развития связей по линии агропромышленных комплексов двух стран.
Стороны продолжат формирование благоприятных условий, позволяющих кратно увеличить объемы и расширить номенклатуру взаимных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки обеих стран.
Стороны будут предпринимать усилия по созданию совместных логистических и оптово-распределительных центров плодоовощной продукции на территориях двух стран.
Стороны намерены развивать агропромышленную кооперацию двух стран путем организации выращивания сельскохозяйственных культур на территории Российской Федерации с последующим экспортом продукции в Республику Узбекистан.
Стороны будут осуществлять совместную деятельность по обмену опытом в области функционирования национальных транзитных систем, в том числе в части ускорения и совершения таможенных операций в отношении транзитных товаров, при сохранении надлежащего уровня эффективности таможенного контроля.
Стороны в рамках своего национального законодательства и исходя из обязательств, вытекающих из международных договоров, участниками которых они являются, осуществляют взаимное содействие в упрощении процедур торговли, формировании и совершенствовании современных форм, методов и технологий в области безбумажной торговли.
Стороны намерены осуществлять сотрудничество в области упрощения процедур торговли в Республике Узбекистан по следующим направлениям:
приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли;
организация мероприятий по исследованию времени выпуска товаров по стандартам Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации;
создание Национального комитета по упрощению процедур торговли Республики Узбекистан.
Стороны с удовлетворением отмечают устойчивую позитивную динамику сотрудничества в области промышленности между двумя странами и намерены расширять долгосрочные взаимовыгодные связи в горной промышленности и переработке минеральных ресурсов, машиностроении и обрабатывающей отрасли, электротехнической, легкой и текстильной промышленности, химической отрасли и фармацевтике на основе реализации перспективных совместных проектов экономических операторов двух стран.
Стороны приветствуют расширение взаимодействия российских и узбекских компаний в сфере взаимных поставок промышленной продукции, товаров народного потребления и сельского хозяйства. В этих целях Стороны обеспечат необходимую инфраструктуру и условия для организации постоянно действующих тематических производственных выставок и проведения встреч деловых кругов обеих стран.
Стороны будут способствовать обмену опытом и развитию сотрудничества между инжиниринговыми компаниями, проектными институтами, научно-исследовательскими организациями, в первую очередь в сфере машиностроения и обрабатывающей промышленности.
Стороны будут поддерживать деятельность торгово-промышленных палат Российской Федерации и Республики Узбекистан в целях расширения прямых связей между предпринимателями.
5. В области транспортного сотрудничества.
Стороны поощряют конструктивное взаимодействие транспортных ведомств и организаций Российской Федерации и Республики Узбекистан в соответствии с имеющимися двусторонними соглашениями.
Стороны будут активно сотрудничать в сфере гражданской авиации в целях дальнейшего развития воздушного сообщения между странами.
Стороны отмечают проводимую железнодорожными администрациями (организациями) двух стран гибкую тарифную политику, которая способствует созданию комфортных условий для грузоперевозок.
Стороны продолжат работу в рамках совместной рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через территорию Афганистана.
Стороны считают важным продолжить активную работу в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств и Организации сотрудничества железных дорог.
Стороны выражают готовность тесно сотрудничать в области международного автомобильного сообщения, создания благоприятных условий для национальных автоперевозчиков, в том числе за счет создания совместных транспортных и логистических компаний, развития транспортной инфраструктуры, способных обеспечить своевременную доставку продукции на рынки обеих стран, а также развития и расширения функционирования механизмов «Зеленого коридора» и «Упрощенного таможенного коридора».
6. В области энергетического сотрудничества.
Стороны отмечают позитивную динамику сотрудничества в области энергетики, в частности высокий уровень взаимодействия по линии нефтегазовых компаний двух стран, и будут прилагать совместные усилия по углублению сотрудничества между ними в области геологоразведочных работ, добычи нефти на трудноизвлекаемых месторождениях, обмену опытом и подготовке кадров в нефтегазовой отрасли, а также по вопросу поставок нефти в Узбекистан.
Стороны подчеркивают готовность к наращиванию сотрудничества в рамках проектов по энергоэффективности, строительству новых и модернизации имеющихся объектов генерации электроэнергии в Узбекистане, а также к углублению взаимодействия в рамках Электроэнергетического Совета Содружества Независимых Государств.
7. В области межрегионального сотрудничества.
Приветствуя регулярную работу Форума межрегионального сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, Стороны поддерживают укрепление взаимовыгодных отношений между регионами двух стран и подчеркивают важность дальнейшего формирования благоприятных условий для их развития в производственной, инновационной, научно-технической и гуманитарной сферах, а также в области агропромышленного производства.
Стороны продолжат углублять прямые торгово-экономические связи по линии субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований Республики Узбекистан, а также их хозяйствующих субъектов путем взаимного участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, деловых миссиях, оперативного обмена информацией о предлагаемой к реализации продукции, обмена сведениями о зарегистрированных на территориях Сторон предприятиях (организациях), заинтересованных в установлении коммерческих контактов.
8. В области культурно-гуманитарного и социального сотрудничества.
Стороны приветствуют проведение российско-узбекских образовательных форумов, выражают намерение поощрять дальнейшее взаимодействие по линии образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций среднего и профессионального образования двух государств и расширение географии размещения филиалов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации в Республике Узбекистан, исходя из реальных потребностей регионов и соответствующих отраслей экономики.
Российская Федерация и Республика Узбекистан будут всемерно поощрять сотрудничество в области образования как по техническим, так и по гуманитарным направлениям, в том числе в вопросах совершенствования преподавания и изучения государственного языка каждой из Сторон, подготовку профессиональных кадров, развитие международной академической мобильности обучающихся, а также академических и научных обменов.
Стороны планируют реализовывать совместные проекты, направленные на повышение качества преподавания русского языка и общеобразовательных предметов на русском языке в Республике Узбекистан, обмен опытом и лучшими практиками преподавания.
Стороны будут укреплять связи в целях подготовки профессиональных кадров, педагогических работников, синхронизации систем оценки в среднем профессиональном образовании, проведения совместных мероприятий по развитию систем среднего профессионального образования двух государств, в том числе на основе передовых стандартов «Ворлдскилс», развития академических и научных обменов.
Особое внимание будет уделяться совместным исследованиям в области истории, археологии, астрономии и астрофизики, в том числе с использованием возможностей Международной радиоастрономической обсерватории на плато Суффа, математики, химии, биологии, геологии, повышению академической мобильности и наращиванию масштабов регулярных обменов педагогическими и научными работниками и обучающимися в образовательных организациях и научных учреждениях, сотрудничеству в подготовке высококвалифицированных кадров в приоритетных для Сторон областях.
Стороны будут расширять совместное сотрудничество в научно-технических и инновационных программах и проектах в следующих областях: информация и коммуникация, цифровые, медицинские и фармацевтические технологии; рациональное использование энергии и природных ресурсов; машиностроение и инновационные материалы; агропромышленные и пищевые технологии; обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Стороны продолжат сотрудничество в сфере концертно-гастрольной и театральной деятельности, музейного и библиотечного дела, будут содействовать проведению перекрестных Дней культуры Российской Федерации и Республики Узбекистан, в том числе в рамках сотрудничества по линии Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества.
Стороны будут уделять внимание наращиванию связей в области кинематографии и проведению перекрестных Недель российского и узбекского кино, а также участию в международных кинофестивалях, проводимых в обеих странах.
Стороны будут оказывать всестороннее содействие сотрудничеству ведущих библиотек двух стран с учетом требований законодательства каждой из Сторон.
Продолжится углубление связей в области здравоохранения, медицинского образования и науки, развитие деловых контактов между учреждениями здравоохранения, высшего профессионального образования и науки Российской Федерации и Республики Узбекистан. Большое внимание Стороны будут уделять обучению, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области здравоохранения, участию специалистов, преподавателей и студентов в международных мероприятиях, организуемых каждой из Сторон.
Стороны придают большое значение взаимодействию как в двустороннем, так и в многостороннем формате в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и отмечают, что накопленный опыт стран по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки будет использоваться в дальнейшем как твёрдая основа для действий по предупреждению новых эпидемий.
Стороны поддержат развитие и углубление деловых связей между специалистами медицинских организаций, занимающихся проблематикой коронавирусной инфекции (COVID-19), и направление делегаций специалистов для обмена практическим опытом в мониторинге, диагностике и лечении инфекционных заболеваний, в частности коронавирусной инфекции (COVID-19).
Стороны выражают заинтересованность в активизации взаимодействия ведущих государственных и негосударственных средств массовой информации, телекоммуникационных компаний Российской Федерации и Республики Узбекистан и приветствуют регулярное проведение российско-узбекских медиафорумов.
9. Сотрудничество в финансово-банковской сфере.
Стороны поддерживают дальнейшее укрепление сотрудничества в финансово-банковской сфере и отмечают важность бесперебойного проведения расчетов между кредитными организациями двух стран, в том числе путем установления прямых корреспондентских отношений, а также увеличения доли национальных валют в двусторонних расчетах с учетом заинтересованности хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговые операции.
10. В области мирного использования атомной энергии.
Стороны отметили стратегическую важность продолжения реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Узбекистан атомной электростанции от 7 сентября 2018 года.
Стороны будут прилагать усилия к дальнейшему расширению сотрудничества в сфере использования атомной энергии в мирных целях.
Стороны продолжат работу по подготовке национальных кадров для атомной энергетики республики.
11. В области охраны окружающей среды.
Стороны будут способствовать развитию российско-узбекского сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая сохранение биоразнообразия.
Стороны будут координировать деятельность в рамках российско-узбекской рабочей группы по реализации Соглашения между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 11 апреля 2013 года в целях добросовестного и эффективного выполнения своих обязательств.
Стороны будут обмениваться опытом и развивать взаимодействие в области экологического образования, в том числе в формате семинаров и конференций.
Президент Российской Федерации и Президент Республики Узбекистан убеждены, что реализация положений настоящей Декларации послужит дальнейшему укреплению всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества двух государств на благо братских народов России и Узбекистана в интересах мира и процветания.