Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Декларация об углублённом стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой

15 июня 2023 года

Российская Федерация и Алжирская Народная Демократическая Республика (далее – Стороны),

основываясь на исторических отношениях дружбы, взаимного уважения и многопланового сотрудничества между двумя государствами,

принимая во внимание Декларацию о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой, подписанную 4 апреля 2001 г. в г.Москве, международные договоры, участниками которых являются Стороны, а также двусторонние договоренности между Сторонами,

будучи убежденными в том, что укрепление и расширение российско-алжирских отношений отвечает интересам Сторон,

отмечая высокий уровень взаимодействия, достигнутый в последние годы между двумя государствами в политической, торгово-экономической, гуманитарной, военно-технической областях, а также в области обеспечения безопасности,

приветствуя региональное сотрудничество между Российской Федерацией и Африканским союзом, а также между Российской Федерацией и Лигой арабских государств,

принимая во внимание итоги первого саммита Россия – Африка в г.Сочи в октябре 2019 г.,

подчеркивая дружественный характер отношений между российской и исламской цивилизациями,

с удовлетворением отмечая совпадение позиций по различным ключевым международным вопросам,

уважая общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности российского и алжирского народов,

осознавая наличие новых вызовов и угроз, ответ на которые требует согласованных усилий всего мирового сообщества,

стремясь продолжить солидарную и согласованную работу в области защиты и продвижения стратегических интересов Сторон,

руководствуясь принципами и целями Устава Организации Объединенных Наций (ООН), духом Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., и будучи приверженными центральной координирующей роли ООН в международных делах,

основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, в частности на принципахсуверенного равенства государств и права народов на самоопределение, а также уважая права человека,

подтверждая необходимость становления сбалансированной и устойчивой многополярной системы международных отношений, основанной на принципах верховенства международного права, равенства всех членов международного сообщества, неделимости безопасности, неприятия гегемонии в международных делах, культурно-цивилизационном многообразии, сотрудничестве на основе баланса интересов и взаимной выгоды,

стремясь содействовать полному восстановлению способности ООН осуществлять функции центрального координирующего механизма согласования интересов государств-членов и их действий по достижению целей ООН, реализации положений Устава ООН и других общепризнанных принципов и норм международного права в интересах поддержания глобального мира и безопасности,

сознавая свою роль и ответственность в деле обеспечения регионального и международного мира, безопасности и стабильности,

движимые желанием расширять сотрудничество в прочих областях, представляющих взаимный интерес,

стремясь к дальнейшему развитию диалога и взаимодействия на региональной и международной аренах в двустороннем и многостороннем форматах,

в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством,

заявляют следующеe:

1. Стороны провозглашают установление между собой углубленного стратегического партнерства.

2. Стороны рассматривают друг друга как дружественные и равноправные государства, которые будут взаимодействовать на основе взаимного уважения государственногосуверенитета, независимости и невмешательства во внутренние дела друг друга, доверия и взаимопонимания.

3. Углубленное стратегическое партнерство предполагает развитие на стабильной и долговременной основе в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами каждой из Сторон сотрудничества в следующих областях:

I. В политической области:

регулярный обмен визитами на высоком уровне;

проведение политических консультаций между министерствами иностранных дел двух стран в целях координации позиций по вопросам международной повестки дня;

твердое отстаивание принципа недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны, замалчивания и фальсификации истории колониализма и ущерба, причиненного иностранной оккупацией, поощрения реабилитации и героизации нацизма, разжигания русофобии, исламофобии, расовой дискриминации, неонацизма и ксенофобии, преодоление неоколониальной зависимости и устранение неравенства;

сотрудничество и консультации в рамках ООН, ее специализированных учреждений, других международных организаций и региональных форумов, включая противодействие политизации деятельности международных финансовых и отраслевых организаций;

активизация контактов Федерального Собрания Российской Федерации с Советом Нации и Национальным Народным Собранием Алжирской Народной Демократической Республики, в том числе в рамках Межпарламентского союза и других международных парламентских организаций;

поощрение и развитие региональных связей между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой;

неучастие в любых договорах или соглашениях, посягающих на независимость, суверенитет, территориальную целостность другой Стороны;

противодействие любым попыткам создавать препятствия для реализации суверенного права Сторон на углубление взаимовыгодного сотрудничества в различных областях;

действия в целях обеспечения всеобщего уважения и укрепления роли международного права как нормативной основы международных отношений, включая неприятие односторонних ограничительных и принудительных мер, применяемых в отношении одной из Сторон третьими государствами или их объединениями в нарушение Устава ООН;

сотрудничество в рамках межправительственных механизмов и организаций системы ООН в сфере изменения климата и охраны окружающей среды, в частности Программы ООН по окружающей среде и Рамочной конвенции ООН об изменении климата, совместная работа по формированию сбалансированной международной повестки дня по соответствующим вопросам на основе равноправного и деполитизированного диалога всех стран.

II. В торгово-экономической области:

поддержка углубления сотрудничества между министерствами и различнымиорганизациями в сфере экономики и деловыми кругами Сторон, создание новых механизмов взаимодействия российских и алжирских экономических операторов, в том числе учреждение совместных предприятий, организация ярмарок и выставок, информационных дней и деловых форумов;

укрепление сотрудничества в рамках Смешанной Межправительственной Российско-Алжирской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;

создание благоприятных условий для торговли товарами и услугами;

развитие связей между участниками внешнеэкономической деятельности Сторон как одного из механизмов диверсификации торгово-экономического сотрудничества, упрощение правил и процедур, затрудняющих поездки предпринимателей и представителей деловых кругов;

углубление взаимодействия в сфере аккредитации, законодательной метрологии и промышленной собственности;

развитие сотрудничества в области взаимного признания национальных сертификатов и сертификатов Евразийского экономического союза;

налаживание сотрудничества в области транспорта и логистики, включая развитие транспортных маршрутов между Россией и Алжиром.

III. В таможенной области:

подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах,которое сформирует нормативно-правовую базу сотрудничества по следующим направлениям:

борьба с мошенничеством, контрабандой, валютными преступлениями и любыми формами преступлений, которые преследуются Сторонами согласно их национальному законодательству;

создание с учетом требований законодательства каждой из Сторон благоприятных условий для упрощения прохождения товаров через государственные границы;

работа над учреждением механизма обмена информацией, касающейся коммерческих операций и поездок граждан двух стран;

активизация сотрудничества таможенных органов двух стран в области обучения, обмена опытом и знаниями.

IV. В финансовой и банковской областях:

развитие прямых контактов между финансовыми и банковскими учреждениями двух стран;

поощрение совместной работы, направленной на обеспечение перехода к проведению расчетов в национальных валютах во взаимной торговле, формирование надежных и независимых от третьих стран каналов осуществления трансграничных платежей;

совершенствование кредитных и страховых механизмов, создание благоприятных условий для взаимного поощрения и защиты инвестиций.

V. В области энергетики:

сотрудничество и координация в международных энергетических организациях и сообществах государств, включая Форум стран – экспортеров газа и ОПЕК+;

активизация сотрудничества в области разведки и добычи углеводородов, переработки нефти и газа, нефтехимии;

углубление партнерства в области электроэнергетики, производства и поставок энергетического, нефтегазового оборудования и трубной продукции, оказания инжиниринговых услуг;

сотрудничество и обмен передовыми практиками в целях продвижения и развития новых и возобновляемых источников энергии, в частности водородной энергетики;

сотрудничество и обмены в области развития ядерных технологий, их применения в мирных целях, ядерной безопасности.

VI. В области недропользования:

продвижение сотрудничества в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, развития необходимой для этого инфраструктуры, геологического картирования, оценки запасов минеральных ресурсов, организационно-технической помощи и профессиональной подготовки, развитие соответствующей нормативно-правовой базы.

VII. В области промышленности:

сотрудничество в области авиационной, автомобильной, фармацевтической промышленности, сельскохозяйственного и железнодорожного машиностроения;

взаимодействие в создании и развитии индустриальных парков.

VIII. В области окружающей среды и климатических изменений:

активизация взаимодействия и координации в следующих областях:

адаптация к изменениям климата и смягчение их последствий на площадке Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киотского протокола к ней и Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г.;

управление инструментами финансированияв сфере климата и их развитие;

развитие и продвижение экономики замкнутого цикла;

управление деятельностью в сфере обращения с отходами;

сохранение и восстановление биологического разнообразия и экосистем;

очистка и восстановление загрязненных объектов и почвы;

борьба с загрязнением атмосферного воздуха;

применение технологий, связанных с охраной окружающей среды, устойчивым развитием и борьбой с климатическими изменениями.

IX. В области военно-технического сотрудничества:

активное использование механизма Смешанной Российско-Алжирской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству для наращивания взаимодействия в военно-технической сфере в долгосрочной перспективе;

углубление военного сотрудничества между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством национальной обороны Алжирской Народной Демократической Республики;

поощрение исследований в военной области и укрепление сотрудничества в области подготовки военных кадров, в частности в сфере стратегических исследований и военных наук;

укрепление взаимодействия в области военной промышленности и технологий, в том числе путем расширения партнерства в передаче технологий и развития производства (совместного производства);

проведение совместных учений и маневров, армейских игр.

X. В области борьбы с терроризмом и преступностью:

обмен разведывательными данными, информацией об угрозах национальной безопасности Сторон и опытом работы в данной сфере;

усиление взаимодействия и обмена опытом и информацией в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, в том числе об источниках их финансирования;

координация мер, направленных на противодействие угрозам, исходящим от иностранных террористов-боевиков, в целях пресечения их трансграничных перемещений;

сотрудничество в борьбе с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, в том числе по вопросам выдачи, оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, розыска преступников, а также в других смежных сферах;

выработка совместных мер и решений для создания мирного и безопасного информационного пространства в целях предотвращения его использования для распространения любой экстремистской идеологии и координации террористической деятельности;

сотрудничество в целях предотвращения использования финансовых систем Сторон для отмывания денег и финансирования терроризма, обмен соответствующей информацией;

совместная работа над возвращением средств и активов незаконного происхождения, переведенных в одну из Сторон.

XI. В области международной безопасности:

работа по подготовке многосторонних переговоров по разработке на площадке Конференции по разоружению международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма;

взаимодействие в целях разработки многостороннего юридически обязывающего инструмента, направленного на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, предусматривающего в том числе запрет на размещение оружия в космосе, применение силы или угрозы применения силы в отношении космических объектов или с их помощью;

реализация практических мер по укреплению режима Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в том числе путем принятия юридически обязывающего протокола к ней, предусматривающего эффективный механизм проверки, а также взаимодействие Сторон в целях предотвращения создания любых механизмов, которые дублируют механизм Конвенции и действуют в обход Совета Безопасности ООН.

XII. В области международной информационной безопасности:

взаимодействие в рамках соответствующих переговорных механизмов и организаций, прежде всего ООН, в целях формирования международно-правового режима регулирования использования информационно-коммуникационных технологий;

противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий для подрыва международного мира и безопасности через продвижение принципов предотвращения и урегулирования конфликтов в информационном пространстве, недопущения его милитаризации и невмешательства во внутренние дела государств;

содействие укреплению двустороннего и регионального взаимодействия в области международной информационной безопасности, в том числе посредством создания соответствующей двусторонней международно-правовой базы сотрудничества, а также организации полномасштабных встреч с представителями стран Ближнего Востока и Африки на площадках Лиги арабских государств и Африканского союза;

сотрудничество в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством разработки под эгидой ООН всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях (в рамках учрежденного Генеральной Ассамблеей ООН для этих целей специального межправительственного комитета);

взаимодействие в рамках Международного союза электросвязи,координация деятельности на площадках ООН и других международных площадках по вопросам совершенствования управления информационно-коммуникационной сетью «Интернет», в том числе вопросам обеспечения равных прав государств на участие в процессе управления этой сетью.

XIII. В области высшего образования и научных исследований:

углубление связей и сотрудничества в сфере высшего образования и научных исследований, в том числе путем предоставления квот на обучение в образовательных организациях Сторон для подготовки национальных кадров по интересующим Стороны специальностям;

активизация партнерства и обмена опытом в области фундаментальных и прикладных научных исследований и передачи технологий в таких сферах, как исследование космического пространства и использование атомной энергии в мирных целях, сельскохозяйственные науки, медицинские науки и биотехнологии, экологически чистые технологии, метеорология, стандартизация и метрология, сертификация продукции двух стран, искусственный интеллект, энергетическая и продовольственная безопасность и других сферах, представляющих взаимный интерес;

сотрудничество в изучении и использовании языков Сторон, в том числе создание условий для функционирования специализированных языковых центров, библиотек и других образовательных и культурных организаций, облегчение доступа к электронным ресурсам, содержащим учебные материалы и произведения художественной литературы на русском и арабском языках;

оказание поддержки использованию языков Сторон в публичной сфере, в том числе в качестве рабочих языков международных организаций, а также в средствах массовой информации и в области профессиональных коммуникаций.

XIV. В области культуры, спорта, молодежной политики и туризма:

поощрение взаимодействия между школами и образовательными организациями высшего образования творческого профиля, музеями, библиотеками, общественными, молодежными, спортивными организациями, культурными и творческими ассоциациями;

обмены делегациями деятелей культуры, образования, представителей средств массовой информации, молодежи и спорта;

развитие межцивилизационного, межкультурного и межконфессионального диалога в целях более глубокого понимания истории, традиций и культурного наследия Сторон;

проведение культурных фестивалей и дней культуры Сторон;

участие российских и алжирских издателей в книжных выставках и ярмарках на территории двух стран;

развитие туризма, включая увеличение количества прямых авиарейсов между Россией и Алжиром, организацию рекламных кампаний для продвижения туристического потенциала Сторон и расширения сотрудничества между туристическими организациями обеих стран.

XV. В области борьбы с крупными катастрофами и их последствиями:

принятие мер для оперативной взаимной помощи при возникновении критических ситуаций, вызванных стихийными бедствиями;

совместная работа над укреплением международной системы гуманитарного реагирования без политизации проблематики оказания гуманитарной помощи и использования бедственного положения людей в странах, столкнувшихся с природными катастрофами, в качестве предлога для навязывания внутриполитических изменений;

оказание друг другу содействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация усилий в рамках профильных международных организаций, обмен опытом и передовыми практиками в данной области;

содействие в повышении квалификации алжирских специалистов пожарно-спасательного профиля.

XVI. В области информационных технологий, электросвязи и массовых коммуникаций:

поощрение внедрения и использования технологий цифровизации государственного управления, реализации совместных проектов в таких областях, как «умный город», «Интернет вещей», взаимодействия в работе по созданию и обновлению инфраструктуры связи, в том числе спутниковой, и сетей связи нового поколения, а также обмен информацией относительно политики в сфере контроля использования спектра частот;

развитие сотрудничества в области массовых коммуникаций, в том числе расширение контактов между средствами массовой информации Сторон путем обмена контентом и опытом, взаимодействие в сфере новых медиа.

XVII. Заключительные положения.

Настоящая Декларация не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом.

Настоящая Декларация может служить основой для подписания соглашений Сторон по отдельным направлениям сотрудничества.

Подписано в г. Москве 15 июня 2023 г. в двух экземплярах, каждый на русском, арабском и французском языках.