Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Пресс-конференция помощника Президента Аркадия Дворковича по итогам саммита «Группы восьми»

26 июня 2010 года

 

А.Дворкович: Уважаемые коллеги!

Только что закончился саммит «большой восьмёрки» здесь, в Мускоке. Президент России поблагодарил Премьер-министра Канады за отличную организацию саммита. Он, к сожалению, сюда не смог прийти, поскольку должен уже готовиться к выезду в Торонто. Он проведёт пресс-конференцию по итогам сразу двух саммитов – «восьмёрки» и «двадцатки» – в Торонто по завершении заседаний завтра.

Главный итог саммита – это достижение большего взаимопонимания по наиболее острым вопросам глобальной повестки дня. Что касается первой части саммита, то лидеры договорились о необходимости проведения политики, направленной на фискальную консолидацию при понимании того, что в краткосрочной перспективе нужно сохранить механизмы стимулирования экономического роста и не допустить второй волны кризиса. Тем не менее вопрос снижения бюджетного дефицита является, безусловно, приоритетным для всех, и Президент России на эту тему очень чётко высказался. Он сказал, что страны «восьмёрки» должны показать пример ответственной бюджетной политики, для того чтобы не допустить нового кризиса.

Были также обсуждены вопросы, связанные с глобальными институтами управления, в том числе с соотношением «восьмёрки» и «двадцатки», роли Организации Объединённых Наций, других институтов. Это было живое обсуждение, после которого не последовало каких‑либо решений, но тем не менее само по себе заинтересованное обсуждение этих вопросов было полезным для дальнейших действий и для того, чтобы более чётко структурировать нынешние глобальные институты и более чётко распределить роли между ними в последующие годы.

На встрече с африканскими странами и отдельными латиноамериканскими странами были обсуждены вопросы развития и борьбы с наркотрафиком.

Главная инициатива – это инициатива по снижению младенческой и материнской смертности. Думаю, что цифры Премьер-министр Канады уже назвал скорее всего на своей пресс-конференции. Даже не знаю последнюю цифру, поэтому не буду здесь вас дезинформировать.

Президент России наибольшее внимание уделил борьбе с наркотрафиком, причём в глобальном измерении, а не только в том, что касается латиноамериканских стран. Для нас, конечно, главная угроза в этой части исходит не оттуда, а из Афганистана, но Президент сделал акцент на том, что нужно разработать глобальный план борьбы с наркотрафиком и обеспечить координацию между всеми партнёрами, для того чтобы достичь результата. Иначе всё время будут появляться дыры, через которые каналы сбыта будут сохраняться, и мы не достигнем цели.

Сегодня состоялось обсуждение вопросов, связанных с международной безопасностью. Основная часть времени была уделена Ирану и ближневосточному урегулированию. Коротко были обсуждены вопросы Северной Кореи и Афганистана.

Всё, что было согласовано, можно увидеть в декларации. Если говорить о том, как шла дискуссия (она действительно была очень интересной, содержательной и длительной), то лидеры высказались о том, что необходимо сделать в дальнейшем, в будущем: как коллективно (это, в частности, касается Ирана), так и в том, что может привнести, какую роль может сыграть каждая конкретная страна в достижении цели ближневосточного урегулирования. Каким образом максимально ускорить пока ещё непрямые переговоры, как перейти к стадии прямых переговоров между Израилем и палестинской администрацией, как сделать так, чтобы в самое ближайшее время достичь какого‑то прогресса. Ни по одной из этих проблем какого‑то сверхоптимизма у лидеров нет. В то же время по каждому вопросу есть понимание, как можно действовать в ближайшем будущем, как достичь прогресса. Хотя все проблемы очень сложны.

Президент России выступал развёрнуто по всем этим темам, был первым выступающим по проблемам ближневосточного урегулирования, рассказал о том, какие у него были контакты с различными лидерами, и что необходимо делать.

Подводя итоги, Премьер-министр Канады Стивен Харпер дал слово Президенту Франции Николя Саркози, который объявил, что следующий саммит «восьмёрки» состоится в следующем году в Ницце.

Для вступления, пожалуй, всё, готов коротко ответить на ваши вопросы.

Вопрос: Если позволите, два вопроса. Первый: хотелось бы поподробнее узнать о дискуссии, о чём дискутировали, когда говорили о необходимости реформирования международных финансовых институтов: МВФ, Всемирного банка, – какая именно проблема там стоит, почему надо реформировать? И второй вопрос: не могли бы Вы поподробнее рассказать об этом самом налоге на банки, что является базой этого налога, что является ставкой и так далее? Спасибо.

А.Дворкович: Вопросы МВФ, Всемирного банка и банковского налога, естественно, не обсуждались на саммите «восьмёрки». Они не входят в компетенцию «восьмёрки» на данный момент, они входят в компетенцию «двадцатки». Эти вопросы касаются сегодняшнего вечера и завтрашнего обсуждения на «двадцатке».

Обсуждение шло вокруг вопросов реформирования ООН. Ряд коллег затрагивали вопросы реформирования Совета Безопасности ООН, и, естественно, основная дискуссия шла в отношении роли различных организаций. Все понимают, что ООН – наиболее универсальная организация, но достичь согласия по какому‑либо вопросу там сложно, поскольку очень много стран с очень разными интересами. Копенгаген приводился как пример провала этого механизма для достижения конкретных договорённостей. Но сама по себе дискуссия в ООН всё равно нужна, это все понимают, и все понимают, что ООН нужно развивать и укреплять, поскольку иного универсального механизма нет, он наиболее репрезентативен.

Конечно, «восьмёрка» и «двадцатка» – все подтвердили, что и тот, и другой институт нужны, являются наиболее работоспособными механизмами. «Восьмёрка» – для обсуждения прежде всего глобальных политических вопросов, «двадцатка» – для обсуждения экономических и финансовых вопросов. Но эти два института не представляют все страны, и нужно найти способ повысить легитимность «восьмёрки» и «двадцатки», взаимодействуя с другими странами, но не расширяя искусственно эти два формата, поскольку тогда они тоже станут неработающими.

Вокруг этих вопросов шла дискуссия, было много нюансов. Но, повторяю, решения принято не было, а о нюансах дискуссии рассказывать не совсем корректно, поскольку эти дискуссии не подлежат раскрытию. Если бы лидеры о чём‑то договорились, то, естественно, вы бы об этом узнали.

По вопросам «двадцатки» мне сейчас нечего сказать. По налогу на банки могу только сказать, что Россия против этого налога, и мы считаем, что коллективное решение на эту тему принимать нецелесообразно. Отдельные страны, естественно, могут его вводить.

Вопрос: А можно хотя бы сказать, какие пути повышения легитимизации были предложены как варианты?

А.Дворкович: Прежде всего это диалог в различных форматах с другими участниками мирового сообщества. «Восьмёрка» провела вчера два заседания в формате outreach с африканскими и латиноамериканскими странами. Такие же диалоги и обсуждения были не на уровне лидеров, а на рабочем уровне при подготовке этого саммита. Мы, как шерпы, а также наши министры проводили большое число встреч, для того чтобы согласовать те или иные подходы, выслушать мнение других стран и максимально учесть это мнение в документах «восьмёрки». То же самое происходило по «двадцатке». Это очень хороший способ, просто эта работа пока велась, скорее, на основе каких‑то индивидуальных планов, без серьёзной координации действий. Мы обсуждали – и я знаю, что лидеры это поддерживают, – что необходимо скоординированное взаимодействие с другими партнёрами, которые не входят в «восьмёрку» и «двадцатку», чтобы максимально точно учитывать их позицию и в то же время иметь возможность эффективно принимать решения, не расширяя сам по себе формат.

Вопрос: Несколько уточняющих вопросов про Иран: удалось ли России донести свою позицию в отношении односторонних дополнительных санкций? И по Ближнему Востоку: что Россия конкретно может сделать, чтобы ускорить переговоры? Шла ли речь о необходимости контактов с ХАМАС, которые не одобряются большинством членов «восьмёрки»? Упоминалась ли идея конференции по Ближнему Востоку в Москве? Спасибо.

А.Дворкович: Удалось, речь шла, упоминалась. Партнёры воспринимают нашу позицию, Президент России подробно её изложил, и главное сейчас – все понимают – это сочетание санкций, общая рамка для которых была одобрена Советом Безопасности ООН, то есть уже осуществление этих санкций на практике с одновременным осуществлением дипломатических действий, шагов по вовлечению Ирана в конкретные переговоры относительно ядерной программы.

По ближневосточному урегулированию речь шла о контактах со всеми возможными участниками этого сложного узла противоречий, абсолютно со всеми, кто вовлечён: арабскими странами, отдельными организациями, отдельными личностями, другими участниками мировой политики. У каждого есть свои связи, каждый может внести свой особый вклад в достижение результата. Ближневосточная конференция упоминалась в следующем контексте. Как только непрямые переговоры дадут определённый результат, результат скорее всего в виде, как мы надеемся, перехода к стадии прямых переговоров, тогда можно будет назначать дату конференции.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, поднимал ли Саркози вопрос о новой валютной системе?

А.Дворкович: Я уверен, что он поднимет этот вопрос завтра или уже сегодня.

Реплика: Вы наверняка уже знакомы с основными положениями.

А.Дворкович: Нет. Президент Франции выступает с очень общими положениями, которые потом, естественно, конкретизируются в рабочих документах. Пока такие рабочие документы нам не поступали, поэтому никаких подробностей назвать не могу.

Реплика: А наше мнение есть по этому вопросу?

А.Дворкович: Наше мнение состоит в том, что наилучший сценарий развития событий – это сценарий, при котором мир будет основываться на большем числе резервных валют, либо, как один из вариантов, на более высокой роли специальных правозаимствований МВФ. Кроме того, уже в краткосрочной перспективе одним из серьёзных элементов новой системы координации макроэкономической политики должно стать взаимное обсуждение и, по сути, квазиконтроль. То есть не прямой контроль (речь не идёт о создании «мирового министерства финансов»), но обзор политики друг друга и взаимные консультации в отношении того, как ведётся кредитно-денежная и бюджетная политика. И такие консультации и согласие всех ключевых стран участвовать в них должны повысить устойчивость мировой валютной системы, сделать её менее подверженной тем рискам, которые сегодня возникают.

А Президент Франции говорил очень кратко о том, что мы должны найти способ противодействовать атакам со стороны финансовых рынков, финансовых институтов на наши валюты, на наши активы, которые приводят к дестабилизации ситуации в целом. Но, повторяю, конкретных предложений не было. Они будут обсуждаться на двадцатке.

Реплика (не слышно): …

А.Дворкович: Я знаю, что французские коллеги, как в Правительстве, в Центральном банке, так и в исследовательских центрах, готовят сейчас материалы для своего председательства, то есть для председательства Франции в 2011 году, и, конечно, они все идеи не будут, я думаю, раскрывать в этом году. Хотя, насколько я знаю, Корея также заинтересована в обсуждении именно этой темы, и думаю, что довольно подробное обсуждение начнётся уже на саммите в Корее. Завтра я не думаю, что будет подробное обсуждение именно этих вопросов. Эти вопросы будут затронуты, но деталей, конкретных предложений, подробностей ещё не будет.

Последний вопрос, если можно. Мне тоже надо успеть в Торонто, иначе я опоздаю.

Вопрос: Саммит «восьмёрки», который пройдёт во Франции, также будет совмещён с «двадцаткой» или нет? Планируют ли лидеры как‑то определиться с дискуссией по формату? Она уже который год идёт.

А.Дворкович: Этот вопрос затрагивался вчера на ужине лидеров, и конкретного решения нет. Есть свои плюсы и минусы в том, чтобы проводить саммиты близко, и в том, чтобы разделять их. Минусы скорее психологического порядка, плюсы связаны с логистикой. Но тем не менее мы все, конечно, хотим, чтобы было взаимное доверие между всеми партнёрами и чтобы, как и в этот раз, по крайней мере на стадии подготовки саммитов не было опасений у наших партнёров по «двадцатке», что «восьмёрка» что‑то без них решает, потом выходит с какой‑то позицией на «двадцатку». Французы пока не объявили сроки проведения саммитов. Предварительно мы обсуждали, что саммит «восьмёрки» должен быть летом, а саммит «двадцатки» – осенью. То есть скорее всего в ноябре, так же, как в этом году в Корее. Повторяю, это было предварительно. Пока ещё не могу сказать, будет ли точно всё именно таким образом построено. Спасибо.