Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Встреча помощника Президента Аркадия Дворковича с журналистами по завершении совещания о бюджетной политике на 2011–2013 годы

29 июня 2010 года

А.Дворкович: После того как Президент выступил с представлением Бюджетного послания Министр финансов доложил о планах по подготовке бюджета, по процедурам его прохождения в Правительстве и в дальнейшем в парламенте. Примерно до 18 июля будут подготовлены все сводные параметры бюджета на 2011–2013 годы и рассмотрены до конца июля на бюджетной комиссии и на заседании Правительства. После этого ведомства в рамках выделенных лимитов сделают предложения по подробной разбивке расходов по всем структурам бюджета, и бюджетная комиссия рассмотрит имеющиеся разногласия примерно до 5 сентября текущего года. После этого Министерство финансов завершит подготовку проекта закона о бюджете, до конца сентября он будет рассмотрен на заседании Правительства и 1 октября внесён в Государственную Думу.

Сейчас состоялась небольшая дискуссия по поводу того, нормальный ли это в стабильных условиях срок – 1 октября; есть разные позиции, но главное, чтобы лимиты по конкретным статьям расходов доводились до ведомств как можно раньше. В прошлом году они были доведены 10 декабря, это на самом деле самый ранний срок по сравнению с любым другим годом, но тем не менее возникли проблемы с тем, чтобы заключать контракты своевременно уже в январе текущего года. Поэтому уже на стадии подготовки бюджета и его прохождения в Государственной Думе должна проводиться вся необходимая техническая работа, с тем чтобы успевать в январе начинать заключение необходимых контрактов, иначе у нас всё откладывается с первого квартала на второй. Это отрицательно влияет на экономическую динамику в целом и на предсказуемость, доверие к государству со стороны и людей, и особенно бизнеса, который работает с государством по реализации отдельных проектов.

Пожалуй, на этом всё. Президент все основные вещи сказал, я готов ответить на ваши вопросы.

Вопрос: Аркадий Владимирович, скажите, пожалуйста, уже определено, какие чиновники будут сокращены на 20 процентов, каких ведомств в первую очередь это коснётся?

А.Дворкович: Предварительно такое устное поручение было дано всего несколько дней назад Президентом незадолго до поездки в США и Канаду. Правительство только начало готовить эти предложения, пока ещё никаких конкретных идей не поступало, но мы рассчитываем, что в течение нескольких недель после сегодняшнего представления Бюджетного послания синхронно с подготовкой бюджета Правительство представит эти предложения – и Президент их рассмотрит.

Вопрос: Но решение о сокращении принято? Или оно будет принято только после того, как предложения будут внесены?

А.Дворкович: По сути, решение о сокращении принято, но Правительство должно подготовить конкретные предложения, и, если у Правительства возникнут сомнения относительно конкретной цифры – 20 процентов, которую назвал Президент, – конечно, могут быть корректировки. Но порядок цифр должен быть примерно таким.

Вопрос: То, что говорилось о точечном повышении налогов, – это только акцизы на алкоголь и табак, или какие‑то ещё предложения рассматриваются? 

А.Дворкович: Вы знаете, что рассматривается предложение акцизов на бензин в увязке со снижением транспортного налога и созданием федерального и региональных дорожных фондов. Пока окончательного решения на эту тему Президент не принял, он ждёт окончательных предложений Правительства на эту тему, но вопрос обсуждается и может быть рассмотрен в дальнейшем. Повторяю, это делается в увязке со снижением транспортного налога, поэтому, по расчётам, общая нагрузка на автовладельцев возрасти не должна. Конечно, могут быть люди, которые ездят на дорогих автомобилях, которые платят очень большой транспортный налог, и мы его планируем, скорее всего, пока сохранить именно для дорогих мощных автомобилей: там может быть некоторое увеличение нагрузки. Но для подавляющего большинства граждан нагрузка не увеличится.

У Министерства финансов есть и другие предложения относительно повышения налогов, но они ещё не представлялись официально ни в Правительство, ни Президенту, поэтому об этом говорить преждевременно. Президент сделал акцент, и это очень важно, на получении дополнительных ресурсов в бюджет за счёт двух других источников. Первое – это более грамотное налоговое администрирование: не увеличение нагрузки на бизнес, а именно более грамотное администрирование налогов. И второе – это поступление доходов от приватизации государственной собственности.

Вопрос: Это означает, что предложения Минфина не будут одобрены?

А.Дворкович: Повторяю, официальных предложений Минфина пока нет. Поэтому будут они одобрены или нет, если поступят, говорить бессмысленно и преждевременно. Пока ни цифр, ни конкретных налоговых новаций не выдвигалось. В выступлениях Министра финансов звучали отдельные идеи, но конкретные параметры ещё не были озвучены.

Вопрос: Относительно госсобственности – известно, какой объём планируется к реализации, какой категории будет эта собственность?

А.Дворкович: Это будет и часть тех предприятий, которые выведены из списка стратегических, но, возможно, и отдельные пакеты акций предприятий, которые находятся в списке стратегических. Конечно, в этом случае это будет происходить по согласованию с Президентом России, как это предусмотрено процедурой. Но конкретные названия также называть сейчас бессмысленно, поскольку Президент только что предложил Правительству подготовить эти предложения.

Вопрос: Президент говорил о достижении макроэкономической стабильности. Есть ли цифра по инфляции, которой можно оценить снижение, и означает ли это окончание дискуссии по внешним заимствованиям?

А.Дворкович: По инфляции цифры будут понятны, когда Минэкономразвития представит свой прогноз, но, очевидно, эта цифра будет в прогнозе ниже 6 процентов на следующий год, и в дальнейшем мы будем стремиться к последовательному уменьшению инфляции до уровня хотя бы 3–4 процентов. Но в какой срок, пока не ясно. Думаю, что это возможно за 3–4 года. Внешние заимствования возможны, если ситуация на международных финансовых рынках будет благоприятной. И дефицит в 4 процента, который планируется на следующий год, пока что, предварительно, на основе тех проектировок и заявлений, которые звучали, и это записано в действующем законе о бюджете на 2010–2012 год, подразумевает, что внешние заимствования вполне могут быть осуществлены, они являются одним из источников финансирования этого дефицита. Я имею в виду внешнерыночные заимствования – не заимствования МВФ, это мы исключаем.

Вопрос: …Инфляция может быть выше 4 процентов?

А.Дворкович: Маловероятно; я думаю, что мы сможем уложиться в эту цифру. Но это потребует как раз тех действий по повышению доходной базы, о которых Президент сказал сегодня, представляя Бюджетное послание, чтобы доходов хватало для обеспечения снижения бюджетного дефицита до такого размера.

Вопрос: Скажите, программа повышения эффективности бюджетных расходов будет в августе приниматься?

А.Дворкович: Эта программа упомянута в тексте Бюджетного послания. Именно на её основе Президент сегодня предложил, что значительная часть бюджета уже в 2012 году должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ. Да, эта программа будет реализовываться. Она была предварительно одобрена.

Вопрос: Президент сказал об инструментах увеличения масштабов инвестиций – это имелся в виду фонд, о котором говорилось на питерском форуме, или что‑то ещё?

А.Дворкович: Речь идёт о двух вещах.

Есть предложение по фонду, но оно требует детальной проработки – она сейчас только начинается, и через несколько недель Председателю Правительства и Президенту будут представлены конкретные предложения.

Но речь идёт и о других формах стимулирования инвестиций за счёт государственных средств, имеется в виду и государственно-частное партнёрство, и субсидирование процентных ставок по кредитам, и всё, что касается системы поддержки экспорта, поскольку многие инвестиции нужны для того, чтобы потом реализовывать проекты, связанные с экспортом различных видов продукции.

Так что здесь много вариантов действий. Естественно, мы хотим, чтобы в этих инвестициях была существенная доля инноваций, инновационной составляющей. Чтобы это были не просто инвестиции в создание таких производственных технологий, которые уже не являются современными.

Вопрос: Имеется ли представление о том, насколько предстоит повышать денежное довольствие военнослужащим, бюджетникам, оплату судей, есть какие‑то конкретные цифры?

А.Дворкович: Эти цифры содержатся в Бюджетном послании. Вы их увидите. Речь идёт об индексации на 6,5 процента в те сроки, о которых Президент сказал, и для всех тех категорий, о которых Президент сказал, то есть: военнослужащие и приравненные к ним лица, фонд оплаты работников федеральных государственных учреждений, судьи, прокурорские работники и стипендии.

Но вполне может быть, что в процессе подготовки бюджета могут быть какие‑то корректировки, а цифры, естественно, не могут быть меньше. На данный момент предложение Правительства такое.

Вопрос: Какие именно антикризисные меры собираются сворачиваться и в каком порядке?

А.Дворкович: Это постоянный процесс. Уже по ряду программ, в том числе связанных с рынком труда, идёт уменьшение финансирования. По другим – идёт сохранение финансирования. Мы уже видим, что Центральный банк и Правительство постепенно уменьшают объёмы поддержки банковской системы, хотя по отдельным банкам, как мы тоже видим, содействие может оказаться необходимым. Естественно, речь идёт и о сокращении прямой поддержки предприятиям, не увязанным с конкретными проектами, с конкретными программами модернизации и инноваций. То есть просто дотации и субсидии предприятиям будут постепенно сокращаться.

Вопрос: Вчера МВФ сказал, что если антикризисные меры не будут приостановлены, то есть риск, что рубль резко вырастет, – согласны ли Вы с этим?

А.Дворкович: Я не согласен с тем, что есть причины для резкого роста или падения курса рубля. Каковы бы эти причины ни были – по нашим оценкам, в рамках той бюджетной политики, которая осуществляется, и в рамках тех планов, которые есть, мы сможем сохранить в целом макроэкономическую стабильность, стабильность на валютном рынке. Что касается внешних рисков, то основная часть прогнозов говорит о том, что цены на сырьевые товары сохранятся в разумном интервале, а значит, валютные курсы не будут подвержены влиянию и с этой стороны.