Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Справка к федеральным законам «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

24 июля 2009 года

Целью принятия данных федеральных законов является улучшение социального и материального положения граждан старшего поколения, повышение размеров пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию.

Для решения данных задач в первую очередь предлагается введение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, значительно превышающего размер базовой части трудовой пенсии, применяющийся в настоящее время и составляющий 1 950 рублей в месяц.

Так, для граждан, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, такой размер составит 2 562 рубля в месяц, для граждан, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, – 5 124 рубля, а для лиц, на иждивении которых имеются нетрудоспособные члены семьи (в зависимости от количества иждивенцев – от одного до трёх и более человек), – 3 416 рублей, 4 270 рублей, 5 124 рубля.

Значительно увеличится такой размер и для лиц, которые отработали положенный стаж в районах Крайнего Севера (3 843 рубля), а для граждан старше 80 лет, имеющих стаж работы в таких районах, – 7 686 рублей.

Такие увеличения коснутся и других категорий граждан, определённых в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, предусматривается ввести механизм повышения (валоризации) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР, а также других категорий пенсионеров с помощью более справедливой оценки их пенсионных прав, приобретённых до вступления в силу нового пенсионного законодательства (до 1 января 2002 года).

Начиная с 1 января 2010 года при расчёте размера трудовых пенсий величина расчётного пенсионного капитала будет увеличиваться на 10 процентов и сверх того на 1 процент (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 года.

При наличии у пенсионеров продолжительного трудового стажа (более 30 лет у мужчин и 25 лет у женщин) за каждый год сверх этого стажа фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии будет увеличен на 6 процентов.

Следует особо обратить внимание на такую меру социальной поддержки пенсионеров, как введение социальной доплаты к пенсии.

Так, с 1 января 2010 года общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата будет двух видов – федеральная или региональная, и её установление будет зависеть от величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации и материального положения конкретного пенсионера. В общую сумму материального обеспечения включаются такие выплаты, как пенсия, дополнительное материальное обеспечение, ежемесячная денежная выплата (установленная взамен предоставляемых ранее натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатного проезда в транспорте и иных), иные меры социальной поддержки, предусматриваемые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В части обязательного социального страхования также предусматривается значительное увеличение размеров выплачиваемых пособий.

Увеличения предусматриваются и в части обеспечения пособиями по материнству.

В частности, размер пособия по беременности и родам составит 100 процентов среднего заработка, но не выше 34 583 рублей, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – 40 процентов среднего заработка, но не выше 13 833 рублей.

Кроме того, данные федеральные законы определяют отношения, связанные с уплатой работодателями взносов в государственные внебюджетные фонды на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и на обязательное медицинское страхование в целях полного перехода на страховые принципы формирования и расходования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог. Вместо него работодатели будут уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по каждому из видов обязательного страхования.

Базой для начисления страховых взносов, по сути, является заработная плата работника. Такая база определяется в отношении каждого работника с начала года нарастающим итогом и не может превышать 415 тысяч рублей. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работника, превышающих 415 тысяч рублей нарастающим итогом, страховые взносы не взимаются.

Эта предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Определять размер индексации будет Правительство Российской Федерации.

Представляется, что такой размер данных сумм является в настоящее время оптимальным и не повлечёт умышленных действий работодателя и работника по сокрытию доходов.

Необходимо отметить, что страховые взносы не будут взиматься с таких выплат, как пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ряда других, в первую очередь связанных с социальной поддержкой населения.

В 2010 году тарифы страховых взносов предлагается сохранить в размерах действующих ставок единого социального налога.

С 2011 года будут применяться следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9 процента, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1 процента, территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,1 процента. Определены также правила уплаты страховых взносов, контроля за их уплатой, а также меры ответственности за нарушения порядка уплаты страховых взносов.

Реализация данных федеральных законов послужит улучшению материального положения пенсионеров, женщин, имеющих детей, иных социально уязвимых групп населения. Эти федеральные законы являются важным элементом в системе мер социальной поддержки граждан Российской Федерации.