Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Комментарий и ответы на вопросы журналистов Заместителя Председателя Правительства – Министра финансов Алексея Кудрина

29 июня 2011 года

А.Кудрин: Только что Президент представил Бюджетное послание. В нём определено 12 мер, и все они затрагивают меры от серьёзных, стратегически фундаментальных до вопросов текущих, среднесрочных, на три года.

Назову ключевые из них. Это прежде всего стратегическое планирование. С этого, конечно, всё должно начинаться, и бюджетные ресурсы должны соизмеряться с целями, которых мы достигаем. Это должна быть всегда сбалансированная, обеспеченная ресурсами задача. И здесь нам ещё много нужно сделать.

Идёт речь и о таких важнейших направлениях, как приватизация, увеличение частного сектора в российской экономике. Это, в общем‑то, экономическая политика, которая связана и с умелым использованием ресурсов от этих направлений.

Налоговая политика. Она связана и со снижением страховых взносов, поиском источников на замещение выпадающих доходов в связи с их снижением, решением других вопросов: это налог на недвижимость, это разграничение полномочий с субъектами Российской Федерации и распределением по‑новому, соответственно, и налоговых источников между уровнем федеральным, уровнем субъектов и уровнем муниципалитетов.

Задача поставлена увеличить ресурсы для уровня субъектов и муниципалитетов. Такие предложения будут разработаны рабочими группами Администрации Президента, в которые войдут и члены Правительства, к концу года, в декабре. Соответственно, эти решения мы уже не сможем использовать в бюджете 2012 года, но в следующий бюджетный цикл мы внесём предложения по новому разграничению и полномочий, и доходных источников между уровнями субъектов.

Серьёзно сказано и об институциональных реформах в бюджетной сфере. Это госзакупки. Их нужно совершенствовать, повышать качество. Обеспечить и качество, и низкую цену. Конечно, здесь много вопросов накопилось. Это и вопросы реструктуризации бюджетной сети. Нам, может быть, нужно меньше учреждений, но более оборудованных, более качественно работающих, скажем так, в здравоохранении – это препараты, а в сфере образования – это новые методики преподавания. Поэтому здесь нужно сегодня думать не просто только о содержании учреждений, а о наполнении их новыми возможностями и качеством как предоставление услуг. Об этом сегодня много сказано. Это больше относится к такого рода институциональным мерам.

Подтверждён целый ряд новых решений, в том числе и реформа денежного довольствия военнослужащих. Она, конечно, создаст новую атмосферу и в армии, и по привлечению квалифицированных специалистов в армию. Армии предстоит в ближайшие годы перевооружаться на технику нового уровня, качества. И там нужны специалисты высокого качества. Для этого нужно повышать денежное довольствие.

Будут исполняться социальные обязательства. Конечно, в части социальных обязательств нам в ближайшие два-три года надо будет выработать и отчасти новые подходы. В данном случае даны поручения по более долгосрочным мерам в пенсионной системе. Эти предложения будут подготовлены в течение года.

Эти ключевые, очень важные, я считаю, фундаментальные задачи поставлены в Бюджетном послании на ближайшие годы.

Вопрос: Каков объём выпадающих доходов за счёт снижения страховых взносов и из каких источников в первую очередь они будут финансироваться?

А.Кудрин: Объём выпадающих доходов – около 400 миллиардов рублей.

В президентском послании сказано, что надо использовать и деньги от приватизации, и деньги от нефтегазовых доходов, и другие источники. Поэтому мы будем искать баланс между различными подходами. Здесь, допустим, экономический блок Правительства видит, что надо будет вводить новую ставку регрессии для уплаты страховых взносов после определённого уровня зарплат, например, 512 тысяч рублей в год, при превышении фонда оплаты на человека нужно вводить новую ставку регрессии до 10 процентов, что, если её ввести, это снизит на 160 миллиардов рублей объём выпадающих доходов. Соответственно, остальные выпадающие доходы мы будем перекрывать увеличением использования нефтегазовых доходов.

Мы уже можем сегодня смело об этом сказать, что нам придётся немножко увеличить дефицит бюджета, покрываемый за счёт нефтегазовых доходов, и увеличить средства от приватизации. Средства от приватизации – это тоже средства покрытия дефицита, то есть это увеличение дефицита и покрытие за счёт средств от приватизации. Вот такие источники будут для решения этой задачи.

Вопрос: Когда будет осуществляться финансирование и когда будет производиться перевод государственных учреждений за пределы Москвы, о чём говорил Президент в Санкт-Петербурге?

А.Кудрин: Для этого нужно ещё создать проект такого перевода. Министерство финансов России давно подумывало об этом. И мы как раз готовы разработать схему, как без денег, в конечном счёте, за счёт кредита и в последующем использования ресурсов от ныне используемого имущества перекрыть это. Но это требует некой подготовки, анализа, разработки финансовой модели, чтобы без того, чтобы потеснить другие расходы, постепенно переходить.

Я могу сразу сказать. Вы знаете, Министерство финансов внедрило энергоэффективные технологии два года назад, ещё до того, как это объявлено было одним из приоритетов. Это было связано с тем, чтобы включить в центре Москвы, на Ильинке, современнейшее оборудование по обсчёту всех финансовых транзакций во всей бюджетной системе России, Казначейство располагается на Ильинке, и нам нужно было задействовать значительно больше мощностей современных вычислительных машин. А мощностей электроэнергии нет в центре. И нам пришлось провести жесточайшую экономию и внедрение энергосберегающих технологий, чтобы высвободить мощность и внедрить новые технологии по обсчёту по вычислительной технике, например. Эти пределы в центре Москвы уже достигнуты.

То же самое по транспортному обеспечению центра Москвы. То же самое по всем другим параметрам, не буду сейчас их все перечислять. Мы уже давно задыхаемся по площадям в центре Москвы. Поэтому мы в целом нормально относимся к этой идее. Но здесь требуются очень внимательные расчёты…

Вопрос: Озвучьте, пожалуйста, последние цифры по Резервному фонду… И какие планы…

А.Кудрин: В этом году у нас в прогнозе 105 долларов за баррель, которая будет средней ценой. Мы видим, что сейчас несколько цена «присела» и, может быть, ещё чуть-чуть снизится к концу года. Это связано в том числе с задействованием стратегического мирового резерва нефти, поэтому мы ожидаем некоторое понижение цены на нефть к концу года до 100 долларов, не ниже. Это соответствует нашему первоначальному прогнозу, поэтому средняя цена на нефть в следующем году у нас в прогнозе бюджета взята 93 доллара, как раз примерно с таким трендом понижение к концу этого года, и средняя 93 доллара – в следующем году.

Тем самым мы в этом году, всё‑таки ожидая 105 долларов как среднюю цену, ожидаем, что резервный фонд тратиться не будет и даже пополнится, по разным оценкам, на 600–700 миллиардов рублей. В следующем году, с учётом того, что у нас такой цены уже не будет, нам придётся больше тратить, текущий дефицит бюджета будет чуть ниже трёх процентов, что позволит экономить минимально, в пределах 100–200 миллиардов, если мы останемся на этом прогнозе – 100–200 миллиардов от цен на нефть, для того чтобы пополнить резерв.

Соответственно, где‑то примерно такая ситуация может сохраниться на последующие два года, то есть Резервный фонд будет минимально наполняться в последующие годы, если цена на нефть окажется такой, какую мы прогнозируем.

Вопрос: Обсуждается ли повышение пенсионного возраста?

А.Кудрин: Моя позиция известна, но у нас в настоящий момент профильные органы и министерства такой вопрос не предполагают вносить на рассмотрение Правительства.

Вопрос: Алексей Леонидович, есть мнение, что российский рубль может упасть в связи с событиями в Беларуси. В ближайшие три года, которые сейчас рассматривались, такой опасности нет или есть?

А.Кудрин: Российский рубль никак не зависит от событий в Беларуси. В данном случае на российский рубль влияет скорее цена на нефть и общий объём импорта и экспорта из России, наше использование нефтегазовых доходов внутри России. Поскольку мы контролируем этот процесс, то он останется в тех наших заданных прогнозных параметрах. Сегодня он находится под контролем, поэтому у нас никакого беспокойства на этот счёт нет. С Беларусью мы никак не связаны. Белорусская экономика – это примерно 55–60 миллиардов долларов годового ВВП. Российская экономика – больше триллиона в долларовом выражении ВВП. Это несопоставимые экономики.

Вопрос: Алексей Леонидович, когда Вы говорили об увеличении нефтегазовых доходов, для того чтобы закрыть 400 миллиардов рублей в год, известно уже, как будут увеличиваться доходы от нефтегазовой промышленности, известно ли, как будут меняться?

А.Кудрин: Мне кажется, я про Резервный фонд это всё рассказал. Поэтому я на этот вопрос ответил.

Вопрос: Скажите, уже принято решение, что компенсировать?

А.Кудрин: Эти 10 процентов, эта шкала даёт 160 миллиардов. 400 минус 160 – вот это оставшиеся ресурсы, которые нам надо будет компенсировать…

Вопрос: То есть решение о 160 миллиардах уже принято?

А.Кудрин: Считаю, практически принято. Окончательно мы рассмотрим его на заседании Правительства в июле. На заседании Правительства 7 июля будут рассмотрены основные параметры бюджета на «четырёхлетку» и в том числе вопросы основных направлений налоговой политики на три года. Там всё уже будет: и про страховые взносы, и про НДПИ на газ – все точки над «и» там будут поставлены.

Вопрос: То есть там нужно ожидать решение по выпадающим доходам, по компенсации?

А.Кудрин: В целом да, там уже будет и по самим налогам, и по компенсации.

Вопрос: Введение налога на недвижимость по рыночным ценам когда планируется?

А.Кудрин: В Вашем вопросе хитрый подтекст – по рыночным ценам. Налог на недвижимость мы ожидаем всё‑таки где‑то с 2013–2014 годов, то есть в течение ближайших трёх лет. В связи с тем, что мы перейдём на рыночные цены, сами ставки налога мы существенно понизим. Поэтому, переходя на новую базу взимания, мы не собираемся существенно больше забирать, а по всем основным социальным группам – пенсионеры и другие – мы в принципе не собираемся повышать сборы даже при переходе на рыночную оценку по недвижимости.