Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24

pravo.gov.ru

О Концепции национальной безопасности Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<p>преимущественного   развития    топливно-энергетических    отраслей
промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной
деятельности,   отсутствия    или    ограниченного    использования
природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет
место тенденция к использованию территории России в качестве  места
переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и
веществ.
     В этих    условиях    ослабление   государственного   надзора,
недостаточная эффективность  правовых  и  экономических  механизмов
предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск
катастроф  техногенного  характера  во  всех  сферах  хозяйственной
деятельности.

  IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

     Основными задачами    в   области   обеспечения   национальной
безопасности Российской Федерации являются:
     своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних
угроз национальной безопасности Российской Федерации;
     реализация оперативных  и долгосрочных мер по предупреждению и
нейтрализации внутренних и внешних угроз;
     обеспечение суверенитета    и    территориальной   целостности
Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
     подъем экономики  страны,  проведение независимого и социально
ориентированного экономического курса;
     преодоление научно-технической  и  технологической зависимости
Российской Федерации от внешних источников;
     обеспечение на  территории России личной безопасности человека
и гражданина, его конституционных прав и свобод;
     совершенствование системы  государственной  власти  Российской
Федерации,  федеративных  отношений,  местного   самоуправления   и
законодательства  Российской  Федерации,  формирование  гармоничных
межнациональных отношений,  укрепление  правопорядка  и  сохранение
социально-политической стабильности общества;
     обеспечение неукоснительного    соблюдения    законодательства
Российской   Федерации   всеми   гражданами,  должностными  лицами,
государственными органами,  политическими партиями, общественными и
религиозными организациями;
     обеспечение равноправного  и  взаимовыгодного   сотрудничества
России прежде всего с ведущими государствами мира;
     подъем и поддержание на  достаточно  высоком  уровне  военного
потенциала государства;
     укрепление режима    нераспространения    оружия     массового
уничтожения и средств его доставки;
     принятие эффективных  мер  по  выявлению,   предупреждению   и
пресечению  разведывательной  и  подрывной деятельности иностранных
государств, направленной против Российской Федерации;
     коренное улучшение экологической ситуации в стране.
     Обеспечение национальной  безопасности  и   защита   интересов
России  в  экономической сфере являются приоритетными направлениями
политики государства.
     Важнейшими задачами    во   внешнеэкономической   деятельности
являются:
     создание благоприятных  условий  для  международной интеграции
российской экономики;
     расширение рынков сбыта российской продукции;
     формирование единого     экономического     пространства     с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
     В условиях либерализации внешней торговли России и  обострения
конкуренции  на  мировом  рынке  товаров и услуг необходимо усилить
защиту интересов отечественных товаропроизводителей.
     Важнейшее значение   приобретает  проведение  сбалансированной
кредитно-финансовой политики,  нацеленной на  поэтапное  сокращение
зависимости  России от внешних кредитных заимствований и укрепление
ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
     Необходимо усилить    роль    государства    в   регулировании
деятельности иностранных  банковских,  страховых  и  инвестиционных
компаний,   ввести   определенные  и  обоснованные  ограничения  на
передачу  в   эксплуатацию   зарубежным   компаниям   месторождений
стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и
товаропроводящих сетей.
     Эффективные меры   должны   быть  приняты  в  сфере  валютного
регулирования и контроля в целях создания условий  для  прекращения
расчетов  в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения
бесконтрольного вывоза капитала.
     Основными направлениями  обеспечения национальной безопасности
Российской   Федерации    во    внутриэкономической    деятельности
государства являются:
     правовое обеспечение реформ и создание эффективного  механизма
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
     усиление государственного регулирования в экономике;
     принятие необходимых    мер    по    преодолению   последствий
экономического кризиса,  сохранению и развитию научно-технического,
технологического   и   производственного   потенциала,  переходу  к
экономическому   росту   при   снижении   вероятности   техногенных
катастроф,     повышению     конкурентоспособности    отечественной
промышленной продукции, подъему благосостояния народа.
     Переход к   высокоэффективной   и   социально  ориентированной
рыночной  экономике  должен   осуществляться   путем   постепенного
формирования  оптимальных  механизмов  организации  производства  и
распределения товаров и услуг в целях максимально возможного  роста
благосостояния общества и каждого гражданина.
     На первый план выдвигаются  задачи,  связанные  с  устранением
деформаций   в   структуре  российской  экономики,  с  обеспечением
опережающего роста производства наукоемкой  продукции  и  продукции
высокой  степени переработки,  с поддержкой отраслей,  составляющих
основу  расширенного  воспроизводства,  с  обеспечением   занятости
населения.
     Существенное значение имеют усиление государственной поддержки
инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию
устойчивой  банковской  системы,  отвечающей   интересам   реальной
экономики,  облегчение  доступа предприятий к долгосрочным кредитам
на   финансирование   капитальных   вложений,   оказание   реальной
государственной  поддержки целевых программ структурной перестройки
промышленности.
     Важнейшие задачи  -  опережающее  развитие конкурентоспособных
отраслей и производств,  расширение рынка наукоемкой  продукции.  В
целях  их решения должны быть приняты меры,  стимулирующие передачу
новых  военных  технологий  в  гражданское   производство,   введен
механизм  выявления  и развития прогрессивных технологий,  освоение
которых обеспечит конкурентоспособность российских  предприятий  на
мировом рынке.
     Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и
материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и
техники,  оказание поддержки  ведущим  научным  школам,  ускоренное
формирование     научно-технического    задела    и    национальной
технологической базы,  привлечение частного капитала,  в том  числе
путем создания фондов и использования грантов,  реализацию программ
развития   территорий,   обладающих   высоким    научно-техническим
потенциалом,  создание  при  поддержке  государства инфраструктуры,
обеспечивающей             коммерциализацию             результатов
научно-исследовательских   разработок   с   одновременной   защитой
интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие
общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
     Государство должно содействовать созданию равных  условий  для
развития  и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо
от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного
предпринимательства  во  всех  сферах,  где  это способствует росту
общественного  благосостояния,  прогрессу  науки   и   образования,
духовному   и   нравственному   развитию   общества,   защите  прав
потребителей.
     В кратчайшие   сроки   должны   быть   разработаны   механизмы
поддержания  жизнедеятельности  и  экономического  развития   особо
кризисных  регионов  и  районов  Крайнего Севера,  а также тарифная
политика,  обеспечивающая  единство   экономического   пространства
страны.
     Приоритет экономических   факторов    в    социальной    сфере
принципиально  важен  для  укрепления  государства,  для  реального
государственного  обеспечения  социальных  гарантий,  для  развития
механизмов коллективной ответственности и демократического принятия
решений,  социального  партнерства.  При  этом   важно   проведение
социально   справедливой  и  экономически  эффективной  политики  в
области распределения доходов.
     Организация работы  федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  по
реализации   конкретных   мер,  направленных  на  предотвращение  и
преодоление  угроз  национальным   интересам   России   в   области
экономики,     также    требует    дальнейшего    совершенствования
законодательства  Российской  Федерации  в  указанной   области   и
обеспечения    строгого   его   соблюдения   всеми   хозяйствующими
субъектами.
     Сближение интересов населяющих страну народов,  налаживание их
всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной
государственной   национальной  и  региональной  политики  позволит
обеспечить в России  внутриполитическую  стабильность.  Комплексный
подход  к  решению  этих  задач должен составлять основу внутренней
государственной  политики,   обеспечивающей   развитие   Российской
Федерации  как  многонационального  демократического  федеративного
государства.
     Укрепление российской   государственности,   совершенствование
федеративных   отношений   и   местного    самоуправления    должны
способствовать  обеспечению  национальной  безопасности  Российской
Федерации.  Необходим  комплексный  подход  к   решению   правовых,
экономических,    социальных   и   этнополитических   проблем   при
сбалансированном соблюдении интересов  Российской  Федерации  и  ее
субъектов.
     Осуществление конституционного принципа народовластия  требует
обеспечения  согласованного  функционирования и взаимодействия всех
органов государственной власти,  жесткой  вертикали  исполнительной
власти  и  единства  судебной  системы  России.  Это обеспечивается
конституционным принципом разделения властей,  установлением  более
четкого     функционального    распределения    полномочий    между
государственными институтами,  укреплением федеративного устройства
России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской
Федерации в рамках их конституционного статуса.
     Основными направлениями защиты конституционного строя в России
являются:
     обеспечение приоритета    федерального    законодательства   и
совершенствование  на  этой   основе   законодательства   субъектов
Российской Федерации;
     разработка организационных  и   правовых   механизмов   защиты
государственной   целостности,   обеспечение   единства   правового
пространства и национальных интересов России:
     выработка и  реализация региональной политики,  обеспечивающей
оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
     совершенствование механизма,      препятствующего     созданию
политических  партий  и  общественных   объединений,   преследующих
сепаратистские   и   антиконституционные   цели,  и  пресечение  их
деятельности.
     Требуется консолидация   усилий,   направленных  на  борьбу  с
преступностью  и  коррупцией.  Россия   крайне   заинтересована   в
искоренении  экономической  и  социально-политической  основы  этих
общественно опасных явлений,  выработке комплексной системы мер для
эффективной  защиты личности,  общества и государства от преступных
посягательств.
     Приоритетное значение    имеет    формирование   системы   мер
действенной социальной профилактики  и  воспитания  законопослушных
граждан.  Эти  меры должны быть направлены на защиту прав и свобод,
нравственности,   здоровья   и   собственности   каждого   человека
независимо   от   расы,   национальности,   языка,   происхождения,
имущественного  и   должностного   положения,   места   жительства,
отношения  к  религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным
объединениям, а также от других обстоятельств.
     Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:
     выявление, устранение  и  предупреждение  причин  и   условий,
порождающих преступность;
     усиление роли государства как гаранта безопасности личности  и
общества,  создание необходимой для этого правовой базы и механизма
ее применения;
     укрепление системы  правоохранительных  органов,  прежде всего
структур,   противодействующих   организованной   преступности    и
терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
     привлечение государственных органов в пределах их  компетенции
к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
     расширение взаимовыгодного  международного  сотрудничества   в
правоохранительной  сфере,  в  первую  очередь  с  государствами  -
участниками Содружества Независимых Государств.
     Решения и меры,  принимаемые органами государственной власти в
области борьбы с преступностью,  должны быть открытыми, конкретными
и   понятными  каждому  гражданину,  носить  упреждающий  характер,
обеспечивать  равенство  всех  перед   законом   и   неотвратимость
ответственности, опираться на поддержку общества.
     Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую  очередь
необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и
законных     интересов     граждан,     а     также      соблюдение
международно-правовых  обязательств  Российской  Федерации  в сфере
борьбы с преступностью и соблюдения  прав  человека.  Важно  лишить
преступность   питательной   среды,  обусловленной  недостатками  в
законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
     В целях  предупреждения  коррупции  и  устранения  условий для
легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать
действенную  систему  финансового контроля,  усовершенствовать меры
административного,  гражданского и уголовно-правового  воздействия,
отработать  механизм проверки имущественного положения и источников
доходов  должностных  лиц  и  служащих  организаций  и   учреждений
независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов
этим доходам.
     Борьба с  терроризмом,  наркобизнесом  и  контрабандой  должна
осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по
пресечению этих видов преступной деятельности.
     Основываясь на    международных    соглашениях,     необходимо
эффективно    сотрудничать   с   иностранными   государствами,   их
правоохранительными  органами  и  специальными  службами,  а  также
международными  организациями,  в  задачу  которых  входит борьба с
терроризмом.  Необходимо также шире использовать международный опыт
борьбы   с   этим   явлением,  создать  скоординированный  механизм
противодействия международному терроризму,  надежно  перекрыть  все
возможные  каналы  незаконного  оборота оружия и взрывчатых веществ
внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.
     Федеральные органы  государственной власти должны преследовать
на   территории   страны   лиц,   причастных   к   террористической
деятельности,    независимо    от   того,   где   планировались   и
осуществлялись террористические акции,  наносящие ущерб  Российской
Федерации.
     Обеспечение национальной  безопасности  Российской   Федерации
включает  в  себя  также защиту культурного,  духовно-нравственного
наследия,  исторических  традиций  и   норм   общественной   жизни,
сохранение культурного достояния всех народов России,  формирование
государственной  политики  в  области  духовного  и   нравственного
воспитания  населения,  введение  запрета на использование эфирного
времени в электронных средствах  массовой  информации  для  проката
программ,   пропагандирующих   насилие,  эксплуатирующих  низменные
проявления,  а также включает в  себя  противодействие  негативному
влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
     Духовное обновление общества невозможно  без  сохранения  роли
русского    языка    как   фактора   духовного   единения   народов
многонациональной  России  и  языка   межгосударственного   общения
народов государств - участников Содружества Независимых Государств.
     В целях обеспечения сохранности и развития нашего  культурного
и  духовного  наследия  необходимо создание социально-экономических
условий    для    осуществления    творческой    деятельности     и
функционирования учреждений культуры.
     В области охраны  и  укрепления  здоровья  граждан  необходимы
усиление   внимания   общества,   органов   государственной  власти
Российской Федерации  к  развитию  государственной  (федеральной  и
муниципальной)    страховой    и    частной   медицинской   помощи,
осуществление  государственного  протекционизма   в   отечественной
медицинской    и    фармацевтической   промышленности,   реализация
федеральных программ в области санитарии  и  эпидемиологии,  охраны
здоровья  детей,  оказания  скорой и неотложной медицинской помощи,
медицины катастроф.
     К числу  приоритетных  направлений  деятельности государства в
экологической сфере относятся:
     рациональное использование   природных   ресурсов,  воспитание
экологической культуры населения;
     предотвращение загрязнения  природной  среды за счет повышения
степени  безопасности  технологий,  связанных  с   захоронением   и
утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
     предотвращение радиоактивного  загрязнения  окружающей  среды,
минимизация  последствий  произошедших  ранее радиационных аварий и
катастроф;
     экологически безопасное  хранение  и утилизация выведенного из
боевого состава вооружения,  прежде всего атомных подводных  лодок,
кораблей  и  судов с ядерными энергетическими установками,  ядерных
боеприпасов,   жидкого   ракетного   топлива,    топлива    атомных
электростанций;
     безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения
хранение и уничтожение запасов химического оружия;
     создание и внедрение безопасных  производств,  поиск  способов
практического использования экологически чистых источников энергии,
принятие неотложных  природоохранных  мер  в  экологически  опасных
регионах Российской Федерации.
     Необходимы новый подход к организации  и  ведению  гражданской
обороны    на   территории   Российской   Федерации,   качественное
совершенствование единой государственной системы  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция
ее с аналогичными системами иностранных государств.
     Внешняя политика  Российской  Федерации должна быть направлена
на:
     проведение активного внешнеполитического курса;
     упрочение ключевых   механизмов   многостороннего   управления
мировыми   политическими  и  экономическими  процессами,  в  первую
очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
     обеспечение благоприятных   условий   для   экономического   и
социального  развития   страны,   для   сохранения   глобальной   и
региональной стабильности;
     защиту законных  прав  и  интересов  российских   граждан   за
рубежом,  в том числе с применением в этих целях мер политического,
экономического и иного характера;
     развитие отношений  с  государствами - участниками Содружества
Независимых Государств  согласно  принципам  международного  права,
развитие  отвечающих  интересам  России  интеграционных процессов в
рамках Содружества Независимых Государств;
     полноправное участие   России   в  глобальных  и  региональных
экономических и политических структурах;
     содействие урегулированию  конфликтов,  включая миротворческую
деятельность под эгидой ООН и других международных организаций:
     достижение прогресса    в    сфере   контроля   над   ядерными
вооружениями,  поддержание стратегической стабильности  в  мире  на
основе  выполнения государствами своих международных обязательств в
этой сфере;
     выполнение взаимных   обязательств   в  области  сокращения  и
ликвидации  оружия  массового  уничтожения,   обычных   вооружений,</p>
Показать следующую страницу документа