Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24

pravo.gov.ru

О Концепции национальной безопасности Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<p>осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение
международного контроля за экспортом товаров и технологий,  а также
за оказанием услуг военного и двойного назначения;
     адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями
и по разоружению к новым условиям международных отношений,  а также
разработку при необходимости новых соглашений,  в первую очередь по
мерам укрепления доверия и безопасности;
     содействие созданию  зон,  свободных   от   оружия   массового
уничтожения;
     развитие международного  сотрудничества  в  области  борьбы  с
транснациональной преступностью и терроризмом.
     Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является
важнейшим  направлением  деятельности государства.  Главной целью в
данной  области  является   обеспечение   возможности   адекватного
реагирования  на угрозы,  которые могут возникнуть в XXI веке,  при
рациональных затратах на национальную оборону.
     В предотвращении  войн  и  вооруженных  конфликтов  Российская
Федерация  отдает   предпочтение   политическим,   дипломатическим,
экономическим  и  другим  невоенным средствам.  Однако национальные
интересы Российской Федерации требуют наличия  достаточной  для  ее
обороны военной мощи.  Вооруженные Силы Российской Федерации играют
главную  роль  в  обеспечении   военной   безопасности   Российской
Федерации.
     Важнейшей задачей Российской Федерации является  осуществление
сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба,  в
том числе  с  применением  ядерного  оружия,  против  России  и  ее
союзников.
     Российская Федерация   должна   обладать   ядерными    силами,
способными  гарантированно  обеспечить  нанесение  заданного ущерба
любому  государству-агрессору  или  коалиции  государств  в   любых
условиях обстановки.
     Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом  мирного
времени  должны  быть способны обеспечить надежную защиту страны от
воздушного  нападения  и  решение  совместно  с  другими  войсками,
воинскими  формированиями  и органами задач по отражению агрессии в
локальной войне (вооруженном  конфликте),  а  также  стратегическое
развертывание   для   решения   задач   в  крупномасштабной  войне.
Вооруженные   Силы   Российской   Федерации   должны   обеспечивать
осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
     Одним из  важнейших  стратегических  направлений   в   области
обеспечения  военной  безопасности  Российской  Федерации  является
эффективное  взаимодействие  и  сотрудничество  с  государствами  -
участниками Содружества Независимых Государств.
     Интересы обеспечения  национальной   безопасности   Российской
Федерации   предопределяют   при   соответствующих  обстоятельствах
необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически
важных   регионах   мира.   Размещение   в   них  на  договорной  и
международно-правовой основе,  а  также  на  принципах  партнерства
ограниченных    воинских    контингентов    (военных    баз,    сил
Военно-Морского  Флота)  должно  обеспечивать   готовность   России
выполнять    свои    обязательства,    содействовать   формированию
устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и  давать
возможность  Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию
в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических
целей государства.
     Российская Федерация  рассматривает   возможность   применения
военной  силы  для  обеспечения  своей  национальной  безопасности,
исходя из следующих принципов:
     применение всех  имеющихся  в  ее  распоряжении сил и средств,
включая  ядерное   оружие,   в   случае   необходимости   отражения
вооруженной  агрессии,  если  все  другие меры разрешения кризисной
ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
     применение военной  силы  внутри  страны допускается в строгом
соответствии с Конституцией  Российской  Федерации  и  федеральными
законами    в   случаях   возникновения   угрозы   жизни   граждан,
территориальной целостности страны,  а также угрозы насильственного
изменения конституционного строя.
     Важная роль  в  обеспечении  национальных   интересов   России
принадлежит оборонному промышленному комплексу.  Реструктуризация и
конверсия оборонного промышленного комплекса должна  осуществляться
без  ущерба  для  развития  новых  технологий  и научно-технических
возможностей,  модернизации  вооружений,  военной   и   специальной
техники  и  укрепления позиций российских производителей на мировом
рынке вооружений.
     Требуется создать  все  необходимые  условия  для  организации
приоритетных  фундаментальных,  прогнозных  и   поисковых   научных
исследований,   обеспечивающих   создание  в  интересах  обороны  и
безопасности    государства    перспективного    и     опережающего
научно-технического задела.
     Основными задачами Российской Федерации  в  пограничной  сфере
являются:
     создание необходимой нормативной правовой базы;
     развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
     противодействие экономической,        демографической        и
культурно-религиозной  экспансии  на  территорию  России со стороны
других государств;
     пресечение деятельности    транснациональной    организованной
преступности, а также незаконной миграции;
     осуществление коллективных  мер  по  обеспечению  безопасности
пограничного  пространства  государств  -  участников   Содружества
Независимых Государств.
     Важнейшими задачами  обеспечения  информационной  безопасности
Российской Федерации являются:
     реализация конституционных прав и  свобод  граждан  Российской
Федерации в сфере информационной деятельности;
     совершенствование и   защита   отечественной    информационной
инфраструктуры,   интеграция   России   в   мировое  информационное
пространство;
     противодействие угрозе     развязывания    противоборства    в
информационной сфере.
     Особое значение   для  обеспечения  национальной  безопасности
Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее
развитие    возможностей   разведки   и   контрразведки   в   целях
своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
     Система обеспечения   национальной   безопасности   Российской
Федерации создается и развивается  в  соответствии  с  Конституцией
Российской    Федерации,    федеральными    законами,   указами   и
распоряжениями Президента Российской Федерации,  постановлениями  и
распоряжениями  Правительства  Российской  Федерации,  федеральными
программами в этой области.
     Основу системы     обеспечения    национальной    безопасности
Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения
национальной   безопасности,   осуществляющие  меры  политического,
правового,  организационного,  экономического,  военного  и   иного
характера,   направленные  на  обеспечение  безопасности  личности,
общества и государства.
     Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности
Российской  Федерации,  их  состав,  принципы  и  порядок  действий
определяются  соответствующими  законодательными  актами Российской
Федерации.
     В формировании  и реализации политики обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации принимают участие:
     Президент Российской  Федерации  -  руководит в пределах своих
конституционных   полномочий   органами   и   силами    обеспечения
национальной   безопасности   Российской  Федерации;  санкционирует
действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации формирует,  реорганизует и
упраздняет подчиненные ему органы и силы  обеспечения  национальной
безопасности;  выступает с посланиями, обращениями и директивами по
проблемам национальной безопасности,  в своих  ежегодных  посланиях
Федеральному   Собранию   уточняет  отдельные  положения  Концепции
национальной   безопасности   Российской   Федерации,    определяет
направления текущей внутренней и внешней политики страны;
     Федеральное Собрание  Российской   Федерации   -   на   основе
Конституции   Российской   Федерации  по  представлению  Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует
законодательную    базу    в   области   обеспечения   национальной
безопасности Российской Федерации;
     Правительство Российской   Федерации   -   в   пределах  своих
полномочий  и  с  учетом  сформулированных  в  ежегодных  посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в
области обеспечения национальной безопасности Российской  Федерации
координирует   деятельность   федеральных   органов  исполнительной
власти,  а также органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации,  формирует  в  установленном порядке статьи федерального
бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;
     Совет Безопасности  Российской  Федерации - проводит работу по
упреждающему выявлению и  оценке  угроз  национальной  безопасности
Российской Федерации,  оперативно готовит для Президента Российской
Федерации  проекты  решений  по  их  предотвращению,  разрабатывает
предложения   в   области   обеспечения  национальной  безопасности
Российской Федерации,  а также предложения по  уточнению  отдельных
положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации,
координирует деятельность сил и  органов  обеспечения  национальной
безопасности,   контролирует   реализацию   федеральными   органами
исполнительной власти и органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации решений в этой области;
     федеральные органы  исполнительной   власти   -   обеспечивают
исполнение    законодательства    Российской   Федерации,   решений
Президента  Российской   Федерации   и   Правительства   Российской
Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации;
в пределах своей  компетенции  разрабатывают  нормативные  правовые
акты  в  этой  области  и  представляют  их  Президенту  Российской
Федерации и Правительству Российской Федерации;
     органы исполнительной  власти субъектов Российской Федерации -
взаимодействуют с федеральными органами  исполнительной  власти  по
вопросам исполнения законодательства Российской Федерации,  решений
Президента  Российской   Федерации   и   Правительства   Российской
Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации,
а  также  федеральных  программ,  планов  и  директив,   издаваемых
Верховным    Главнокомандующим   Вооруженными   Силами   Российской
Федерации, в области  военной  безопасности  Российской  Федерации;
совместно   с     органами    местного   самоуправления    проводят
мероприятия по  привлечению  граждан,  общественных  объединений  и
организаций  к  оказанию  содействия в решении проблем национальной
безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят
в   федеральные   органы   исполнительной   власти  предложения  по
совершенствованию  системы  обеспечения  национальной  безопасности
Российской Федерации.

                               * * *

     Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать
свою национальную безопасность.  Созданные правовые демократические
институты,  сложившаяся структура  органов  государственной  власти
Российской   Федерации,   широкое  участие  политических  партий  и
общественных  объединений  в  реализации   Концепции   национальной
безопасности  Российской  Федерации  -  залог  динамичного развития
России в XXI веке.


                           ____________

</p>