Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ

pravo.gov.ru

Об утверждении Федеральной программы развития образования
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>Об утверждении Федеральной программы развития образования</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              15 марта 2000 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   29 марта 2000 года</p><p> </p><h4>(В редакции Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ)</h4><p> </p><p>В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования.</p><p> </p><p>Статья 1. Утвердить Федеральную программу развития образования (прилагается).</p><p> </p><p>Статья 2. Правительству Российской Федерации предусматривать средства для реализации Федеральной программы развития образования при разработке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 2001 - 2005 годы.</p><p> </p><p>Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.</p><p> </p><p> </p><p>Исполняющий обязанностиПрезидента Российской Федерации                               В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>10 апреля 2000 года</p><p>№ 51-ФЗ</p><p> </p><p> </p><p>ПРИЛОЖЕНИЕк Федеральному законуот 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ</p><p> </p><h4>ВВЕДЕНИЕ</h4><p> </p><p>Федеральная программа развития образования (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.</p><p>Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования Российской Федерации (далее - система образования), так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).</p><p>Решение о разработке Программы принято постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования".</p><p>Этапы рассмотрения Программы:</p><p>решение созданной Правительством Российской Федерации Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса от 10 марта 1993 года (протокол № 5);</p><p>решение Правительства Российской Федерации (протокол от 31 марта 1994 года № 5) об одобрении проекта Федеральной программы развития образования, отобранного по результатам проведенного конкурса и доработанного Министерством образования Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации согласно поручению Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N БФ-П5-11430;</p><p>новая редакция Программы одобрена Правительством Российской Федерации на своем заседании 24 июня 1999 года (протокол № 25, раздел 2, пункт 2).</p><p>Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации.</p><p>Исполнителями и соисполнителями являются органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, научно-исследовательские организации.</p><p>Сроки реализации Программы - 2000 - 2005 годы.</p><p>В 1994 - 1999 годах мероприятия Программы осуществлялись по проекту, одобренному Правительством Российской Федерации.</p><p>Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.</p><p>Основные мероприятия (задания) Программы:</p><p>обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;</p><p>создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;</p><p>формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;</p><p>разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;</p><p>реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;</p><p>введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;</p><p>разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;</p><p>развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;</p><p>развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;</p><p>совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;</p><p>обеспечение контроля качества образования;</p><p>развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;</p><p>совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации;</p><p>разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;</p><p>выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;</p><p>разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;</p><p>совершенствование системы непрерывного образования;</p><p>организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;</p><p>организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;</p><p>организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;</p><p>развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;</p><p>развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств;</p><p>участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.</p><p>В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов. Мероприятия, которые указаны в подразделе 2 раздела III и частично разделе IV и в соответствии с которыми Министерство образования Российской Федерации формирует координационный план совместных действий по реализации Программы с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не включены в перечень мероприятий.</p><p>Система мероприятий приведена в разделе VI.</p><p>Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.</p><p>Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения и контроля хода реализации Программы устанавливается Правительством Российской Федерации.</p><p>Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:</p><p>перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;</p><p>координационного плана совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.</p><p>Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.</p><p> </p><h4>Раздел I.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ</h4><p> </p><h4>Подраздел 1.Краткая характеристика уровней системы образования</h4><p> </p><h4>1. Общее образование, начальное профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы, в том числе специальные)</h4><p> </p><p>В начале 1998/99 учебного года в Российской Федерации работали (таблица 1) 60,25 тысячи дошкольных образовательных учреждений, которые посещали 4,7 миллиона детей, 66,7 тысячи общеобразовательных учреждений различных видов, в том числе 568 негосударственных, в которых обучались свыше 21,1 миллиона учащихся и обучение велось на 80 языках народов России, свыше 4 тысяч учреждений начального профессионального образования, в которых обучались 1,67 миллиона человек, 8,7 тысячи учреждений дополнительного образования детей, в которых занимались 4,4 миллиона человек.</p><p>Уникальной образовательной сферой, охватывающей 68,9 процента общеобразовательных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности - очаги знаний и культуры.</p><p>В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в 1998 году более 96 тысяч человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии.</p><p>В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В 1998 году работали 1706 таких учреждений с общим числом обучающихся 470 тысяч человек, среди которых 29,7 процента в возрасте до 15 лет включительно, 45 процентов в возрасте 16 - 17 лет, 24 процента в возрасте 18 - 29 лет, 1,3 процента старше 30 лет.</p><p>В образовательных учреждениях общего образования и начального профессионального образования занято свыше 2,4 миллиона педагогических работников.</p><p>Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадиционных видов - лицеев, профессиональных лицеев, гимназий - достигло 2547 с общим числом обучающихся 1,7 миллиона человек.</p><p>Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей.</p><p>Для начального профессионального образования введен новый, значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты, разработан новый базисный учебный план.</p><p> </p><h4>2. Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы)</h4><p> </p><p>В начале 1998/99 учебного года в Российской Федерации функционировали:</p><p>2649 государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - средние специальные учебные заведения), в которых обучались 2052 тысячи человек, в том числе 935 колледжей, реализующих программы подготовки повышенного уровня, и 60 негосударственных колледжей с контингентом 18,8 тысячи человек;</p><p>587 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - высшие учебные заведения), в которых обучались более 3,3 миллиона человек, и 334 негосударственных высших учебных заведения, в которых обучались 250,7 тысячи человек.</p><p>В государственных средних специальных учебных заведениях работали 123,1 тысячи преподавателей, в государственных высших учебных заведениях - 249,6 тысячи преподавателей.</p><p>В 1998 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято 912,9 тысячи человек. Показатель численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек населения в 1998 году составил 246. Показатель численности учащихся средних специальных учебных заведений на 10 тысяч человек населения в 1998 году составил 139.</p><p>При этом начиная с 1992 года получение молодежью высшего профессионального образования расширяется в основном за счет увеличения числа студентов, обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и негосударственных высших учебных заведениях.</p><p>Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года открыто 15 новых специальностей высшего профессионального образования, в том числе 10 инженерных.</p><p>Изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. Прием на инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-технического прогресса.</p><p>В государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях подготовка специалистов проводится по 275 специальностям.</p><p>Изменилась профильная структура подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях. Увеличился прием студентов на экономические и правовые специальности, и несколько уменьшился прием на технические и сельскохозяйственные специальности. Средние специальные учебные заведения, как правило, традиционно имели узкую профильную направленность (машиностроение, энергетика, строительство, сельское хозяйство и другие), но в последние годы все большее число указанных учебных заведений становятся многопрофильными.</p><p>Проводится последовательная ориентация деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений на решение различных социально-экономических задач субъектов Российской Федерации.</p><p>Существенно возрастает роль системы дополнительного профессионального образования, учреждениям которой предстоит в ближайшие годы переподготовить и повысить квалификацию около 10 миллионов руководителей и специалистов, а также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие, иммигранты и переселенцы.</p><p>Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим и средним образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.</p><p>Осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального образования в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных услуг.</p><p>Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.</p><p>В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных заведениях страны возросло с 13,7 тысячи человек в 1990 году до 24,3 тысячи человек в 1998 году. Сформировав авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-техническими и инновационными программами.</p><p>Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и международная деятельность в области образования.</p><p>Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования и в качестве составной части Классификаторы направлений и специальностей среднего и высшего профессионального образования.</p><p> </p><h4>Подраздел 2.Проблемы образования</h4><p> </p><p>Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:</p><p>социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;</p><p>неполнота нормативной правовой базы в области образования;</p><p>систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.</p><p>Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение. Задержки выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации носят постоянный характер. Не восполнена задолженность государства за прошлые годы.</p><p>В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных учреждений от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов.</p><p>Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.</p><p>Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.</p><p>Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.</p><p>Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.</p><p>Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием.</p><p>В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образо</p></div>
Показать следующую страницу документа