Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ

pravo.gov.ru

Об утверждении Федеральной программы развития образования
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>вательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. В 2 - 3 смены работают около 32 процентов школ, более одной трети зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 6,5 процента зданий, и только 46,3 процента школ имеют все виды удобств. Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования, практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности. В ряде субъектов Российской Федерации это привело к переполнению школ.</p><p>Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой.</p><p>Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин.</p><p>Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного образования и начального общего образования, а также начального общего и основного общего образования, появление многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.</p><p>В ряде случаев в нарушение законодательства взимается плата за обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов.</p><p>Финансирование учреждений высшего профессионального образования осуществляется с нарушением федеральных законов. Тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к угрозе превращения российской демократической системы образования в сословную, элитарную.</p><p>В то же время в недостаточной мере осуществляется режим экономии, мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося потенциала системы образования.</p><p>Имеет место не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками по предметам базисного учебного плана.</p><p>Положение с изданием учебников по предметам федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов становится критическим. Не обеспечен высокий уровень российского гуманитарного образования. Проблемы совершенствования содержания учебной литературы, приведения содержания учебников истории, обществознания, литературы в соответствие с уровнем указанных наук и российскими традициями нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и воспитанников являются наиболее актуальными.</p><p>В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации.</p><p>Уменьшается количество предприятий промышленности, осуществляющих производство различных видов продукции для системы образования, сокращается объем их производства, не решена проблема обеспечения образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью.</p><p>В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений.</p><p>"Утечка умов" является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования. В пределах Программы указанная проблема становится проблемой сохранения потенциала педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.</p><p>Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования является особенно большой проблемой.</p><p>Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования.</p><p>Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, в результате чего более 50 процентов дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования.</p><p>Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении.</p><p>Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, не получают образования и количество которых увеличивается.</p><p>В критическом положении находятся образовательные учреждения дополнительного образования и обеспечивающие досуг детей учреждения, сокращается оказание услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом. В ряде субъектов Российской Федерации закрываются и перепрофилируются станции и центры юных техников, юных натуралистов, центры и дворцы детского творчества, дома пионеров и школьников, ряд других образовательных учреждений дополнительного образования. Это связано с проблемой финансирования дополнительного образования детей. Большинство образовательных учреждений дополнительного образования детей, за исключением образовательных учреждений системы образования, осуществляют свою деятельность на платной основе. Низкий уровень доходов большинства граждан значительно снижает доступность указанного вида образования.</p><p>Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, тем более что особенностью российской системы образования всегда являлось единство обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования, функционирования детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.</p><p>Актуальной проблемой является устранение неодинаковой вследствие социально-экономических условий мобильности обучающихся и выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях.</p><p>Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях профессионального образования, что ведет к снижению профессионального уровня трудовых ресурсов. По общим показателям доступа молодежи к профессиональному образованию и получению такого образования Россия существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения.</p><p>Складывающаяся ситуация ведет к росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи, темпы роста которой за последние годы увеличились в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых. Более одной трети преступлений среди молодежи совершается детьми в возрасте от 13 до 15 лет.</p><p>Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого финансирования (единый заказ-наряд - программы - гранты), разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учета реально сложившихся научных направлений и школ.</p><p>Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который вследствие отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по всем направлениям могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких кадров.</p><p>Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с организациями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса, прежде всего свертыванию энергоемких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов.</p><p>Положения раздела I являются основой определения целей, направлений и задач развития системы образования, указанных в тексте Программы.</p><p> </p><p>Таблица 1</p><p> </p><h4>Основные показатели системы образования (образовательных учреждений всех форм собственности и ведомственной подчиненности, 1998 год)</h4><p> </p><table><tr><td><h4>№ п/п</h4></td><td><p>Уровень образования</p></td><td><h4>Количество образовательных учреждений</h4></td><td><h4>Численность обучающихся (тыс.чел.)</h4></td></tr><tr><td></td><td><p>Дошкольное</p></td><td><h4>60256</h4></td><td><h4>4706,0</h4></td></tr><tr><td></td><td><p>Общее (дневные школы),</p><p>в том числе:</p><p>начальное</p><p>основное</p><p>полное среднее школы-интернаты для детей с недостатками умственного или физического развития</p></td><td><h4>66689</h4><h4> </h4><h4>16254</h4><h4>13039</h4><h4>35988</h4><h4>1408</h4></td><td><h4>21171,0</h4><h4> </h4><h4>490,3</h4><h4>1219,0</h4><h4>19011,7</h4><h4>450,0</h4></td></tr><tr><td></td><td><p>Начальное профессиональное</p></td><td><h4>4050</h4></td><td><h4>1667,0</h4></td></tr><tr><td></td><td><p>Среднее профессиональное</p></td><td><h4>2649</h4></td><td><h4>2052,0</h4></td></tr><tr><td></td><td><p>Высшее профессиональное</p></td><td><h4>932</h4></td><td><h4>3597,0</h4></td></tr><tr><td></td><td><p>Послевузовское и дополнительное профессиональное образование</p></td><td><h4>1016</h4></td><td><h4>898,4*</h4></td></tr><tr><td></td><td><p>Дополнительное образование детей</p></td><td><h4>8771</h4></td><td><h4>8974,0**</h4></td></tr><tr><td></td><td><p>Вечерние (сменные) образовательные учреждения</p></td><td><h4>1706</h4></td><td><h4>436,4</h4></td></tr></table><p>Примечание. * - общее число прошедших обучение за год; ** - в том числе 4379 тысяч человек в учебных группах постоянного состава, обеспечивающих реализацию программ дополнительного образования детей.</p><p> </p><h4>Раздел II.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ</h4><p> </p><p>Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.</p><p>Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей:</p><p>предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;</p><p>создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;</p><p>гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;</p><p>дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;</p><p>обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;</p><p>сохранение и развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации с учетом особенностей многонационального государства;</p><p>формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;</p><p>совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;</p><p>разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством об образовании, другими нормативными правовыми актами и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;</p><p>достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;</p><p>поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечение государством содействия в удовлетворении образовательных потребностей соотечественников;</p><p>развитие равноправного, взаимовыгодного, социально и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федерации с системами образования иностранных государств и международными организациями.</p><p>В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи:</p><p>обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности государства и общества;</p><p>структурная перестройка системы образования, направленная на совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий;</p><p>укрепление взаимосвязей образования, науки, культуры;</p><p>усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда;</p><p>разработка федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ различных уровней и направлений для гарантирования развития образования как целостной системы;</p><p>сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых;</p><p>возвращение в общеобразовательные учреждения детей, находящихся вне образовательных учреждений различного уровня;</p><p>усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;</p><p>восстановление и развитие системы научного и технического творчества обучающихся;</p><p>организационное и методическое обеспечение деятельности общественных детских и молодежных организаций;</p><p>обеспечение совершенствования системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, осуществляемой Высшей аттестационной комиссией;</p><p>совершенствование нормативной правовой базы в области образования;</p><p>мониторинг состояния системы образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства, обновление с учетом социально-экономических условий механизмов трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования;</p><p>закрепление и совершенствование на всех уровнях демократических основ управления системой образования;</p><p>совершенствование внешнеэкономической деятельности образовательных учреждений с привлечением в систему образования дополнительных средств в иностранной валюте на взаимовыгодной, социально и экономически целесообразной основе;</p><p>формирование экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами;</p><p>разработка комплекса государственных норм и нормативов финансового и ресурсного обеспечения, совершенствование государственной статистики в области образования;</p><p>совершенствование государственной и социальной защиты работников системы образования и обучающихся.</p><p>Программа реализуется в 2000 - 2005 годах и предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования.</p><p>При этом в 2000 - 2001 годах намечается осуществить комплекс мер по сохранению и поддержанию системы образования и подготовить условия для ее последующего развития. Важнейшими направлениями реализации Программы в указанные годы являются предотвращение кризисных процессов в системе образования, принятие неотложных мер по нормализации работы образовательных учреждений независимо от их форм, типов и видов, системы образования в целом, совершенствование нормативной правовой и статистической базы в области образования, реструктуризация системы подготовки специалистов.</p><p>В 2002 - 2005 годах предполагается перейти к устойчивому эволюционному развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства.</p><p>В 1994 - 1999 годах проектом Программы был предусмотрен переход к сбалансированному развитию системы образования в новых политических и социально-экономических условиях. Основными целями указанного этапа было определить и осуществить комплекс мер, направленных на сохранение системы образования, реализовать программу структурно-содержательных преобразований, создать нормативную правовую базу, механизмы изменений и развития системы образования. На этой основе планировалось осуществить дальнейшее всестороннее развитие системы образования.</p><p>Реализация поставленных целей в полной мере не была достигнута в связи с трудностями экономического и организационного характера.</p><p> </p><h4>Раздел III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ</h4><p> </p><h4>Подраздел 1.Общие направления развития системы образования</h4><p> </p><p>Основным</p></div>
Показать следующую страницу документа