Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<p>
У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратил силу - Указ Президента
Российской Федерации
от 05.02.2010 г. N 146
Об утверждении Военной доктрины
Российской Федерации
В соответствии с пунктом "з" статьи 83 Конституции Российской
Федерации и подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона
"Об обороне" п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Российской
Федерации.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской
Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях
военной доктрины Российской Федерации" (Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации, 1993, N 45, ст. 4329).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
21 апреля 2000 года
N 706
___________________
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 апреля 2000 г.
N 706
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Военная доктрина Российской Федерации (далее именуется -
Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных
взглядов (установок), определяющих военно-политические,
военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения
военной безопасности Российской Федерации.
Военная доктрина является документом переходного периода -
периода становления демократической государственности,
многоукладной экономики, преобразования военной организации
государства, динамичной трансформации системы международных
отношений.
В Военной доктрине развиваются Основные положения военной
доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются
применительно к военной сфере установки Концепции национальной
безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины
опираются на комплексную оценку состояния военно-политической
обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно
обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных
потребностей и реальных возможностей обеспечения военной
безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ
содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов,
отечественного и зарубежного опыта военного строительства и
военного искусства.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что
предопределяется органическим сочетанием в ее положениях
последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать
национальные интересы, гарантировать военную безопасность
Российской Федерации и ее союзников.
Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные
правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры
Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с
учетом изменений военно-политической обстановки, характера и
содержания военных угроз, условий строительства, развития и
применения военной организации государства, а также
конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию
применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам
обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации
государственного и военного управления, осуществления комплекса
политических, дипломатических, экономических, социальных,
информационных, правовых, военных и других мер, направленных на
обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее
союзников.
I. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Военно-политическая обстановка
1. Состояние и перспективы развития современной
военно-политической обстановки определяются качественным
совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы,
увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий,
распространением на новые сферы. Возможность достижения
военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями
предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных
конфликтов для народов и государств, для сохранения международной
стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия
исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования
противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.
2. Военно-политическая обстановка определяется следующими
основными факторами:
снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том
числе ядерной;
формирование и укрепление региональных центров силы;
усиление национального, этнического и религиозного
экстремизма;
активизация сепаратизма;
распространение локальных войн и вооруженных конфликтов;
усиление региональной гонки вооружений;
распространение ядерного и других видов оружия массового
уничтожения, средств его доставки;
обострение информационного противоборства.
3. Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую
обстановку оказывают:
попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы
обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);
использование военно-силовых акций в качестве средства
"гуманитарного вмешательства" без санкции Совета Безопасности ООН,
в обход общепризнанных принципов и норм международного права;
нарушение отдельными государствами международных договоров и
соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;
использование субъектами международных отношений
информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и
технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;
деятельность экстремистских националистических, религиозных,
сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;
расширение масштабов организованной преступности, терроризма,
незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер
этой деятельности.
Основные угрозы военной безопасности
4. В современных условиях угроза прямой военной агрессии в
традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников
снижена, благодаря позитивным изменениям международной обстановки,
проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического
курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного
потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.
Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях
усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной
безопасности Российской Федерации и ее союзников.
5. Основные внешние угрозы:
территориальные претензии к Российской Федерации;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;
попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации
в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее
укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи
государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к
нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы
Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих
к их территориям морях;
расширение военных блоков и союзов в ущерб военной
безопасности Российской Федерации;
ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории
сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
создание, оснащение и подготовка на территориях других
государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски
для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;
нападения (вооруженные провокации) на военные объекты
Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных
государств, а также на объекты и сооружения на государственной
границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом
океане;
действия, направленные на подрыв глобальной и региональной
стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе
российских систем государственного и военного управления, на
нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем
предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны,
контроля космического пространства и обеспечения их боевой
устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной
энергетики, атомной и химической промышленности, других
потенциально опасных объектов;
враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской
Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические,
информационно-психологические) действия;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов
граждан Российской Федерации в иностранных государствах;
международный терроризм.
6. Основные внутренние угрозы:
попытка насильственного свержения конституционного строя;
противоправная деятельность экстремистских националистических,
религиозных, сепаратистских и террористических движений,
организаций и структур, направленная на нарушение единства и
территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию
внутриполитической обстановки в стране;
планирование, подготовка и осуществление действий,
направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов
государственной власти, нападения на государственные,
хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и
информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных
вооруженных формирований;
незаконное распространение (оборот) на территории Российской
Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств,
которые могут быть использованы для осуществления диверсий,
террористических актов, иных противоправных действий;
организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная
противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной
безопасности Российской Федерации.
Обеспечение военной безопасности
7. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации
является важнейшим направлением деятельности государства.
Главные цели обеспечения военной безопасности -
предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз
Российской Федерации.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной
безопасности в контексте строительства демократического правового
государства, осуществления социально-экономических реформ,
утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного
сотрудничества и добрососедства в международных отношениях,
последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы
международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Российская Федерация:
исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и
норм международного права, которые органично взаимосвязаны и
дополняют друг друга;
сохраняет статус ядерной державы для сдерживания
(предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;
проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную
политику, координирует с ней деятельность в области военного
строительства, развития вооруженных сил государств - участников
Союзного государства, использования военной инфраструктуры,
принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного
государства;
придает приоритетное значение укреплению системы коллективной
безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе
развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;
рассматривает в качестве партнеров все государства, чья
политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности
и не противоречит Уставу ООН;
отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным
невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации
военных угроз на региональном и глобальном уровнях;
строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в
области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений,
содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;
пунктуально выполняет международные договоры Российской
Федерации по стратегическим наступательным вооружениям и
противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего
ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на
многосторонней основе с другими ядерными государствами до
минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической
стабильности;
выступает за придание универсального характера режиму
нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за
решительное повышение эффективности этого режима путем сочетания
запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и
всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний;
содействует расширению мер доверия между государствами в
военной области, включая взаимный обмен информацией военного
характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий
военного строительства, военной деятельности.
8. Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается
всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и
ресурсов.
В современных условиях Российская Федерация исходит из
необходимости обладать ядерным потенциалом, способным
гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому
агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях.
При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы
Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как
фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности
Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной
стабильности и мира.
Российская Федерация оставляет за собой право на применение
ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее
союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а
также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного
оружия в критических для национальной безопасности Российской
Федерации ситуациях.
Российская Федерация не применит ядерного оружия против
государств - участников Договора о нераспространении ядерного
оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения
на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или
другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет
обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или
поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием,
совместно или при наличии союзнических обязательств с государством,
обладающим ядерным оружием.
9. Основные принципы обеспечения военной безопасности:
сочетание твердого централизованного руководства военной
организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и
классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для
обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;
соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения
военной организации государства потребностям военной безопасности;
ненанесение ущерба международной безопасности и национальной
безопасности других стран.
10. Основное содержание обеспечения военной безопасности:
а) в мирное время:
формирование и реализация единой государственной политики в
области обеспечения военной безопасности;
поддержание внутриполитической стабильности, защита
конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории
Российской Федерации;
развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с
соседними и другими государствами;
создание и совершенствование системы обороны Российской
Федерации и ее союзников;
всестороннее обеспечение и качественное совершенствование
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов (далее именуются - Вооруженные Силы
Российской Федерации и другие войска), поддержание их в готовности
к согласованным действиям по предотвращению, локализации и
нейтрализации внешних и внутренних угроз;
подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил
Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в
том числе по их мобилизационному развертыванию);
совершенствование экономической, технологической и
оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности
экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный
перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск
военной продукции, организация подготовки органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к
решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению
территориальной и гражданской обороны;
защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом
океане, космическом пространстве, на территориях иностранных
государств, защита судоходства, промысловой и других видов
деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах
Мирового океана;
охрана и защита государственной границы Российской Федерации в
пределах приграничной территории, воздушного пространства и
подводной среды, а также исключительной экономической зоны и
континентального шельфа Российской Федерации и их природных
ресурсов;
поддержка (при необходимости) политических акций Российской
Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного
характера, а также военно-морского присутствия;
подготовка к территориальной и гражданской обороне;
развитие необходимой военной инфраструктуры;
обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации
от военных угроз;
формирование сознательного отношения населения к обеспечению
военной безопасности страны;
осуществление контроля за взаимным выполнением договоров в
области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и
укрепления мер доверия;
обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой
деятельности;
б) в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного
</p> Показать следующую страницу документа