Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2000 г. № 706

pravo.gov.ru

Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации
<p>



                              У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                   Утратил силу - Указ Президента
                                        Российской Федерации
                                       от 05.02.2010 г. N 146


                  Об утверждении Военной доктрины
                       Российской Федерации

     В соответствии с пунктом "з" статьи 83 Конституции  Российской
Федерации  и  подпунктом  2  пункта  2 статьи 4 Федерального закона
"Об обороне"  п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить    прилагаемую    Военную   доктрину   Российской
Федерации.
     2. Признать   утратившим   силу   Указ  Президента  Российской
Федерации от 2 ноября  1993  г.  N  1833  "Об  Основных  положениях
военной доктрины Российской Федерации" (Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации, 1993, N 45, ст. 4329).
     3. Настоящий  Указ  вступает  в  силу  со дня его официального
опубликования.


     Исполняющий обязанности
     Президента Российской Федерации                        В.Путин

     Москва, Кремль
     21 апреля 2000 года
     N 706
     ___________________



     УТВЕРЖДЕНА
     Указом Президента
     Российской Федерации
     от 21 апреля 2000 г.
     N 706


                         ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Военная доктрина   Российской  Федерации  (далее  именуется  -
Военная  доктрина)  представляет  собой  совокупность   официальных
взглядов     (установок),     определяющих     военно-политические,
военно-стратегические и  военно-экономические  основы   обеспечения
военной безопасности Российской Федерации.
     Военная доктрина является  документом  переходного  периода  -
периода      становления     демократической     государственности,
многоукладной   экономики,   преобразования   военной   организации
государства,   динамичной   трансформации   системы   международных
отношений.
     В Военной  доктрине  развиваются  Основные  положения  военной
доктрины  Российской  Федерации  1993   года   и   конкретизируются
применительно  к  военной  сфере  установки  Концепции национальной
безопасности  Российской  Федерации.  Положения  Военной   доктрины
опираются   на  комплексную  оценку  состояния  военно-политической
обстановки  и  стратегический  прогноз  ее  развития,   на   научно
обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных
потребностей   и   реальных   возможностей   обеспечения    военной
безопасности  Российской  Федерации,  а  также  на системный анализ
содержания и характера современных войн и  вооруженных  конфликтов,
отечественного   и   зарубежного  опыта  военного  строительства  и
военного искусства.
     Военная доктрина    носит    оборонительный    характер,   что
предопределяется   органическим   сочетанием   в   ее    положениях
последовательной  приверженности миру с твердой решимостью защищать
национальные   интересы,   гарантировать    военную    безопасность
Российской Федерации и ее союзников.
     Правовую основу  Военной   доктрины   составляют   Конституция
Российской  Федерации,  федеральные  законы  и  другие  нормативные
правовые акты Российской Федерации,  а также международные договоры
Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
     Положения Военной доктрины могут уточняться  и  дополняться  с
учетом   изменений   военно-политической  обстановки,  характера  и
содержания  военных  угроз,  условий  строительства,   развития   и
применения     военной    организации    государства,    а    также
конкретизироваться  в  ежегодных  посланиях  Президента  Российской
Федерации  Федеральному  Собранию,  в  директивах  по  планированию
применения Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других  войск,
воинских  формирований  и  органов,  в  иных документах по вопросам
обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
     Реализация Военной  доктрины достигается за счет централизации
государственного и  военного  управления,  осуществления  комплекса
политических,     дипломатических,    экономических,    социальных,
информационных,  правовых,  военных и других мер,  направленных  на
обеспечение   военной   безопасности   Российской  Федерации  и  ее
союзников.

                   I. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

                  Военно-политическая обстановка

     1. Состояние     и     перспективы     развития    современной
военно-политической    обстановки     определяются     качественным
совершенствованием  средств,  форм  и  способов вооруженной борьбы,
увеличением ее пространственного  размаха  и  тяжести  последствий,
распространением    на    новые   сферы.   Возможность   достижения
военно-политических целей   непрямыми,   неконтактными   действиями
предопределяет  особую  опасность  современных  войн  и вооруженных
конфликтов для народов и государств,  для сохранения  международной
стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия
исчерпывающих мер для  их  предотвращения,  мирного  урегулирования
противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.
     2. Военно-политическая  обстановка   определяется   следующими
основными факторами:
     снижение опасности развязывания крупномасштабной войны,  в том
числе ядерной;
     формирование и укрепление региональных центров силы;
     усиление национального,     этнического     и     религиозного
экстремизма;
     активизация сепаратизма;
     распространение локальных войн и вооруженных конфликтов;
     усиление региональной гонки вооружений;
     распространение ядерного  и  других  видов  оружия   массового
уничтожения, средств его доставки;
     обострение информационного противоборства.
     3. Дестабилизирующее    воздействие   на   военно-политическую
обстановку оказывают:
     попытки ослабить    (игнорировать)    существующие   механизмы
обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);
     использование военно-силовых   акций   в   качестве   средства
"гуманитарного вмешательства" без санкции Совета Безопасности  ООН,
в обход общепризнанных принципов и норм международного права;
     нарушение отдельными государствами международных  договоров  и
соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;
     использование субъектами        международных        отношений
информационных  и  других  (в  том  числе нетрадиционных) средств и
технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;
     деятельность экстремистских  националистических,  религиозных,
сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;
     расширение масштабов организованной преступности,  терроризма,
незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер
этой деятельности.

               Основные угрозы военной безопасности

     4. В  современных  условиях  угроза  прямой военной агрессии в
традиционных формах против  Российской  Федерации  и  ее  союзников
снижена,  благодаря позитивным изменениям международной обстановки,
проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического
курса,  поддержанию  на  достаточном  уровне  российского  военного
потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.
     Вместе с   тем   сохраняются,   а  на  отдельных  направлениях
усиливаются  потенциальные  внешние  и  внутренние  угрозы  военной
безопасности Российской Федерации и ее союзников.
     5. Основные внешние угрозы:
     территориальные претензии к Российской Федерации;
     вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;
     попытки игнорировать  (ущемлять) интересы Российской Федерации
в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее
укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
     наличие очагов вооруженных  конфликтов,  прежде  всего  вблизи
государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
     создание (наращивание)  группировок  войск  (сил),  ведущее  к
нарушению сложившегося баланса сил,  вблизи государственной границы
Российской Федерации и границ ее союзников,  а также на прилегающих
к их территориям морях;
     расширение военных   блоков   и   союзов   в   ущерб   военной
безопасности Российской Федерации;
     ввод иностранных войск в нарушение Устава  ООН  на  территории
сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
     создание, оснащение  и  подготовка   на   территориях   других
государств  вооруженных  формирований и групп в целях их переброски
для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;
     нападения (вооруженные    провокации)   на   военные   объекты
Российской  Федерации,  расположенные  на  территориях  иностранных
государств,  а  также  на  объекты  и сооружения на государственной
границе Российской Федерации,  границах ее союзников  и  в  Мировом
океане;
     действия, направленные на  подрыв  глобальной  и  региональной
стабильности,   в   том   числе   путем  воспрепятствования  работе
российских  систем  государственного  и  военного  управления,   на
нарушение   функционирования  стратегических  ядерных  сил,  систем
предупреждения  о  ракетном  нападении,  противоракетной   обороны,
контроля   космического   пространства   и  обеспечения  их  боевой
устойчивости,  объектов  хранения  ядерных   боеприпасов,   атомной
энергетики,    атомной    и   химической   промышленности,   других
потенциально опасных объектов;
     враждебные, наносящие  ущерб  военной  безопасности Российской
Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические,
информационно-психологические) действия;
     дискриминация, подавление прав,  свобод и  законных  интересов
граждан Российской Федерации в иностранных государствах;
     международный терроризм.
     6. Основные внутренние угрозы:
     попытка насильственного свержения конституционного строя;
     противоправная деятельность экстремистских националистических,
религиозных,   сепаратистских    и    террористических    движений,
организаций  и  структур,  направленная  на  нарушение  единства  и
территориальной целостности  Российской  Федерации,  дестабилизацию
внутриполитической обстановки в стране;
     планирование, подготовка     и     осуществление     действий,
направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов
государственной    власти,    нападения     на     государственные,
хозяйственные,   военные   объекты,   объекты   жизнеобеспечения  и
информационной инфраструктуры;
     создание, оснащение,  подготовка и функционирование незаконных
вооруженных формирований;
     незаконное распространение  (оборот)  на территории Российской
Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств,
которые   могут   быть  использованы  для  осуществления  диверсий,
террористических актов, иных противоправных действий;
     организованная преступность,  терроризм,  контрабандная и иная
противозаконная  деятельность  в  масштабах,   угрожающих   военной
безопасности Российской Федерации.

                 Обеспечение военной безопасности

     7. Обеспечение   военной   безопасности  Российской  Федерации
является важнейшим направлением деятельности государства.
     Главные цели     обеспечения     военной     безопасности    -
предотвращение,   локализация   и   нейтрализация   военных   угроз
Российской Федерации.
     Российская Федерация рассматривает обеспечение  своей  военной
безопасности  в  контексте строительства демократического правового
государства,    осуществления    социально-экономических    реформ,
утверждения  принципов  равноправного партнерства,  взаимовыгодного
сотрудничества  и  добрососедства   в   международных   отношениях,
последовательного   формирования   общей  и  всеобъемлющей  системы
международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
     Российская Федерация:
     исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и
норм   международного  права,  которые  органично  взаимосвязаны  и
дополняют друг друга;
     сохраняет статус     ядерной     державы    для    сдерживания
(предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;
     проводит совместную   с   Республикой   Белоруссия   оборонную
политику,  координирует  с  ней  деятельность  в  области  военного
строительства,  развития  вооруженных  сил  государств - участников
Союзного   государства,   использования   военной   инфраструктуры,
принимает  другие  меры  по поддержанию обороноспособности Союзного
государства;
     придает приоритетное  значение укреплению системы коллективной
безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на  основе
развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;
     рассматривает в  качестве  партнеров  все   государства,   чья
политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности
и не противоречит Уставу ООН;
     отдает предпочтение   политическим,   дипломатическим  и  иным
невоенным средствам  предотвращения,  локализации  и  нейтрализации
военных угроз на региональном и глобальном уровнях;
     строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в
области    ограничения,   сокращения   и   ликвидации   вооружений,
содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;
     пунктуально выполняет    международные   договоры   Российской
Федерации   по   стратегическим   наступательным   вооружениям    и
противоракетной  обороне,  готова  к  дальнейшему сокращению своего
ядерного  оружия  на  двусторонней  основе  с  США,  а   также   на
многосторонней   основе   с   другими   ядерными  государствами  до
минимальных   уровней,   отвечающих   требованиям    стратегической
стабильности;
     выступает за   придание   универсального   характера    режиму
нераспространения  ядерного  оружия  и  средств  его  доставки,  за
решительное повышение эффективности этого  режима  путем  сочетания
запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и
всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний;
     содействует расширению   мер  доверия  между  государствами  в
военной  области,  включая  взаимный  обмен  информацией   военного
характера,  согласование  военных  доктрин,  планов  и  мероприятий
военного строительства, военной деятельности.
     8. Военная  безопасность  Российской  Федерации обеспечивается
всей совокупностью имеющихся  в  ее  распоряжении  сил,  средств  и
ресурсов.
     В современных  условиях  Российская   Федерация   исходит   из
необходимости     обладать     ядерным    потенциалом,    способным
гарантированно  обеспечить  нанесение   заданного   ущерба   любому
агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях.
     При этом ядерное оружие,  которым  оснащены  Вооруженные  Силы
Российской  Федерации,  рассматривается  Российской  Федерацией как
фактор  сдерживания  агрессии,  обеспечения  военной   безопасности
Российской  Федерации  и  ее  союзников,  поддержания международной
стабильности и мира.
     Российская Федерация  оставляет  за  собой право на применение
ядерного оружия в ответ на использование  против  нее  и  (или)  ее
союзников  ядерного и других видов оружия массового уничтожения,  а
также в ответ на крупномасштабную агрессию с  применением  обычного
оружия  в  критических  для  национальной  безопасности  Российской
Федерации ситуациях.
     Российская Федерация   не   применит  ядерного  оружия  против
государств  -  участников  Договора  о  нераспространении  ядерного
оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения
на Российскую Федерацию,  Вооруженные Силы Российской Федерации или
другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет
обязательства  в  отношении   безопасности,   осуществляемого   или
поддерживаемого таким государством,  не обладающим ядерным оружием,
совместно или при наличии союзнических обязательств с государством,
обладающим ядерным оружием.
     9. Основные принципы обеспечения военной безопасности:
     сочетание твердого   централизованного   руководства   военной
организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
     эффективность прогнозирования,   своевременность   вскрытия  и
классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
     достаточность сил,   средств   и   ресурсов,  необходимых  для
обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;
     соответствие уровня   готовности,   подготовки  и  обеспечения
военной организации государства потребностям военной безопасности;
     ненанесение ущерба  международной  безопасности и национальной
безопасности других стран.
     10. Основное содержание обеспечения военной безопасности:
     а) в мирное время:
     формирование и  реализация  единой  государственной политики в
области обеспечения военной безопасности;
     поддержание внутриполитической       стабильности,      защита
конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории
Российской Федерации;
     развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с
соседними и другими государствами;
     создание и  совершенствование   системы   обороны   Российской
Федерации и ее союзников;
     всестороннее обеспечение  и   качественное   совершенствование
Вооруженных   Сил  Российской  Федерации,  других  войск,  воинских
формирований  и  органов  (далее  именуются  -   Вооруженные   Силы
Российской Федерации и другие войска),  поддержание их в готовности
к  согласованным  действиям  по   предотвращению,   локализации   и
нейтрализации внешних и внутренних угроз;
     подготовка системы мероприятий  по  переводу  Вооруженных  Сил
Российской  Федерации и других войск на условия военного времени (в
том числе по их мобилизационному развертыванию);
     совершенствование экономической,       технологической       и
оборонно-промышленной базы,  повышение  мобилизационной  готовности
экономики,   создание   условий,   обеспечивающих  заблаговременный
перевод предусмотренных планом промышленных предприятий  на  выпуск
военной  продукции,  организация подготовки органов государственной
власти,  предприятий,  учреждений и организаций, населения страны к
решению   задач   по   обеспечению  военной  безопасности,  ведению
территориальной и гражданской обороны;
     защита объектов  и  сооружений  Российской Федерации в Мировом
океане,  космическом  пространстве,  на   территориях   иностранных
государств,   защита   судоходства,   промысловой  и  других  видов
деятельности  в  прилегающей  морской  зоне  и  удаленных   районах
Мирового океана;
     охрана и защита государственной границы Российской Федерации в
пределах   приграничной   территории,   воздушного  пространства  и
подводной  среды,  а  также  исключительной  экономической  зоны  и
континентального   шельфа   Российской  Федерации  и  их  природных
ресурсов;
     поддержка (при  необходимости)  политических  акций Российской
Федерации путем  проведения  соответствующих  мероприятий  военного
характера, а также военно-морского присутствия;
     подготовка к территориальной и гражданской обороне;
     развитие необходимой военной инфраструктуры;
     обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации
от военных угроз;
     формирование сознательного отношения населения  к  обеспечению
военной безопасности страны;
     осуществление контроля за  взаимным  выполнением  договоров  в
области   ограничения,   сокращения   и   ликвидации  вооружений  и
укрепления мер доверия;
     обеспечение готовности  к  участию  (участие) в миротворческой
деятельности;
     б) в   угрожаемый  период  и  с  началом  войны  (вооруженного
</p>
Показать следующую страницу документа