Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2000 г. № 706

pravo.gov.ru

Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<p>ваний,   создание   условий   для
полномасштабного  урегулирования  конфликта  на  основе Конституции
Российской Федерации и федерального законодательства;
     в операциях  по поддержанию и восстановлению мира - разведение
противоборствующих  сторон,  стабилизация  обстановки,  обеспечение
условий для справедливого мирного урегулирования.
     15. Основные  формы  применения  Вооруженных  Сил   Российской
Федерации и других войск:
     стратегические операции,  операции  и  боевые  действия  -   в
крупномасштабной и региональных войнах;
     операции и  боевые   действия   -   в   локальных   войнах   и
международных вооруженных конфликтах;
     совместные специальные операции -  во  внутренних  вооруженных
конфликтах;
     контртеррористические операции  -  при  участии  в  борьбе   с
терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;
     миротворческие операции.
     16. Вооруженные  Силы  Российской  Федерации  и  другие войска
должны быть готовы к  отражению  нападения  и  нанесению  поражения
агрессору,  ведению  активных  действий (как оборонительных,  так и
наступательных) при любом варианте развязывания и  ведения  войн  и
вооруженных   конфликтов,   в  условиях  массированного  применения
противником современных и перспективных боевых средств поражения, в
том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.
     Одновременно Вооруженные  Силы  Российской  Федерации   должны
обеспечить   осуществление   Российской  Федерацией  миротворческой
деятельности как самостоятельно,  так  и  в  составе  международных
организаций.
     17. Основные задачи Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и
других войск:
     а) по обеспечению военной безопасности:
     своевременное         вскрытие     угрожающего        развития
военно-политической обстановки,  подготовки вооруженного  нападения
на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
     поддержание состава,  состояния   боевой   и   мобилизационной
готовности и подготовки стратегических ядерных сил,  сил и средств,
обеспечивающих их функционирование и  применение,  а  также  систем
управления  на  уровне,  гарантирующем  нанесение  заданного ущерба
агрессору в любых условиях;
     поддержание боевого   потенциала,   боевой  и  мобилизационной
готовности и подготовки группировок войск (сил)  общего  назначения
мирного   времени  на  уровне,  обеспечивающем  отражение  агрессии
локального масштаба;
     содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов
материальных средств в готовности к боевому применению;
     несение боевого    дежурства   (боевой   службы)   выделенными
(назначенными) войсками, силами и средствами;
     качественное и  в  полном  объеме выполнение планов и программ
оперативной,  боевой  и  мобилизационной   подготовки,   воспитания
личного состава войск (сил);
     поддержание готовности  к  стратегическому   развертыванию   в
рамках  государственных  мероприятий  по переводу страны на условия
военного времени;
     охрана и защита государственной границы Российской Федерации;
     развитие противовоздушной обороны  Российской  Федерации   как
единой  системы на основе централизованного управления всеми силами
и средствами противовоздушной обороны;
     создание условий  для безопасности экономической деятельности,
защита    национальных    интересов    Российской    Федерации    в
территориальном море,  на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;
     охрана важных государственных объектов;
     предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
     предупреждение экологических  катастроф  и других чрезвычайных
ситуаций, ликвидация их последствий;
     организация гражданской и территориальной обороны;
     обеспечение технического    прикрытия     и     восстановления
коммуникаций;
     обеспечение информационной безопасности.
     Решение задач  по  защите  национальных  интересов  Российской
Федерации в Мировом океане осуществляется в соответствии с Основами
политики    Российской    Федерации    в   области   военно-морской
деятельности.
     Все задачи  по  обеспечению  военной  безопасности выполняются
Вооруженными  Силами  Российской  Федерации  и   другими   войсками
скоординированно,  в  тесном  взаимодействии  и в соответствии с их
функциями, установленными федеральным законодательством;
     б) по   отражению   вооруженного   нападения   (агрессии)   на
Российскую Федерацию и (или) ее союзников:
     частичное или полное стратегическое развертывание;
     ведение стратегических операций, операций и боевых действий (в
том   числе   совместных  с  союзными  государствами)  по  разгрому
вторгшихся,  уничтожению созданных (создаваемых) группировок  войск
(сил)  агрессора  в  районах  их  базирования,  сосредоточения и на
коммуникациях;
     поддержание готовности    к   применению   и   применение   (в
предусмотренных  Военной  доктриной  случаях  и   в   установленном
порядке) потенциала ядерного сдерживания;
     локализация и    нейтрализация    приграничных     вооруженных
конфликтов;
     поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
     защита населения,   объектов  экономики  и  инфраструктуры  от
воздействия средств поражения противника;
     выполнение союзнических    обязательств   в   соответствии   с
международными договорами Российской Федерации.
     Решение задач  по  отражению вооруженного нападения (агрессии)
организуется и осуществляется в соответствии  с  Планом  применения
Вооруженных   Сил   Российской  Федерации,  Мобилизационным  планом
Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской
Федерации по вопросам военной безопасности, приказами и директивами
Верховного  Главнокомандующего   Вооруженными   Силами   Российской
Федерации,   другими   нормативными  правовыми  актами,  планами  и
директивными документами;
     в) во внутренних вооруженных конфликтах:
     разгром и  ликвидация  незаконных  вооруженных   формирований,
бандитских  и террористических групп и организаций,  уничтожение их
баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;
     восстановление законности и правопорядка;
     обеспечение общественной безопасности и стабильности;
     поддержание правового  режима чрезвычайного положения в районе
конфликта;
     локализация и блокирование района конфликта;
     пресечение вооруженных     столкновений     и     разъединение
противоборствующих сторон;
     изъятие оружия у населения в районе конфликта;
     усиление охраны   общественного   порядка   и  безопасности  в
районах, примыкающих к району конфликта.
     Выполнение задач  по  предупреждению  и  пресечению внутренних
вооруженных  конфликтов,   локализации   и   блокированию   районов
конфликтов, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и
террористических групп  возлагается  на  создаваемые  на  временной
основе  объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и
органы управления ими;
     г) в операциях по поддержанию и восстановлению мира:
     разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;
     обеспечение условий    для    доставки   гуманитарной   помощи
гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
     блокирование района  конфликта  в целях обеспечения выполнения
санкций, принятых международным сообществом;
     создание предпосылок для политического урегулирования.
     Выполнение задач в операциях по поддержанию  и  восстановлению
мира  возлагается  на  Вооруженные  Силы Российской Федерации.  Для
подготовки  к   выполнению   этих   задач   выделяются   специально
назначенные  соединения  и  воинские части.  Наряду с подготовкой к
применению по прямому предназначению они обучаются  по  специальной
программе.  Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое
обеспечение,   обучение,   подготовку   российских    контингентов,
планирование   их   применения   и  оперативное  управление  ими  в
соответствии со стандартами и процедурами ООН,  ОБСЕ и  Содружества
Независимых Государств.
     18. Силы и средства Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и
других   войск  могут  привлекаться  для  оказания  помощи  органам
государственной власти, органам местного самоуправления и населению
при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
     19. Для  решения  задач,  стоящих  перед  Вооруженными  Силами
Российской  Федерации  и  другими  войсками,  создаются группировки
войск (сил) на территории Российской Федерации с учетом:
     степени потенциальной    военной   опасности   на   конкретных
стратегических направлениях;
     характера взаимоотношений Российской Федерации с сопредельными
государствами;
     расположения жизненно    важных   для   Российской   Федерации
промышленных  районов  и  районов  стратегических  ресурсов,  особо
важных объектов;
     возможности стратегического   развертывания   на    угрожаемых
направлениях  при максимальном снижении объемов перевозок,  а также
межрегионального маневра;
     возможности своевременного     вывода     войск     (сил)    и
материально-технических     запасов       из-под          вероятных
ракетно-авиационных ударов;
     условий для расквартирования и  обеспечения  жизнедеятельности
войск, решения социальных и бытовых проблем;
     наличия и состояния базы мобилизационного развертывания;
     общественно-политической обстановки в конкретных регионах.
     20. В   целях   формирования   и   поддержания   стабильности,
обеспечения адекватного реагирования на возникновение внешних угроз
на  ранних  стадиях  ограниченные   контингенты   Вооруженных   Сил
Российской   Федерации   и   других   войск   могут  размещаться  в
стратегически важных регионах за  пределами  территории  Российской
Федерации  в  составе  объединенных или национальных группировок  и
отдельных баз (объектов).
     Условия такого    размещения   определяются   соответствующими
международно-правовыми документами.
     21. При  создании  смешанных воинских формирований Содружества
Независимых   Государств    они    комплектуются    военнослужащими
государств-участников    в    соответствии    с   их   национальным
законодательством  и  принятыми  межгосударственными  соглашениями.
Военнослужащие  -  граждане  Российской Федерации проходят службу в
таких формированиях, как правило, по контракту.
     Формирования российских   войск,  находящиеся  на  территориях
иностранных государств,  независимо от условий размещения входят  в
состав  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и  других  войск и
действуют в соответствии с установленным в них порядком,  с  учетом
требований   Устава   ООН,   резолюций   Совета  Безопасности  ООН,
двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации.
     22. Для    создания    и   развития   военной   инфраструктуры
государства,    обеспечивающей     стратегическое     развертывание
Вооруженных  Сил  Российской Федерации и других войск,  ведение ими
военных   действий,   осуществляется    оперативное    оборудование
территории  Российской  Федерации  в целях обороны под руководством
Правительства  Российской  Федерации  и   на   основе   федеральной
государственной программы.
     23. Накопление  и  содержание  запасов  материальных   средств
организуются  Правительством  Российской Федерации в соответствии с
планами  создания  государственного  и  мобилизационного  резервов,
утверждаемыми Президентом Российской Федерации.
     Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, а также
органы   исполнительной   власти   в   соответствии  с  федеральным
законодательством   в   мирное   время   осуществляют   накопление,
эшелонирование,   размещение   и  содержание  запасов  материальных
средств, обеспечивающих мобилизационное развертывание войск (сил) и
ведение  ими боевых действий в начальный период войны (по отдельным
видам материальных средств - и на более длительный  период,  исходя
из  сроков  перевода  экономики  страны,  отдельных  ее  отраслей и
предприятий  на  работу  по  установленному  плану),  формирование,
подготовку, перегруппировку и применение стратегических резервов.
     Планирование накопления,      эшелонирования,       размещения
оперативных запасов материальных средств и их содержание для других
войск,  передаваемых  в  особый  период  в  оперативное  подчинение
Министерства  обороны  Российской  Федерации,  осуществляются  этим
Министерством.
     24. Планирование подготовки граждан к военной службе, воинский
учет,  а   также   учет   транспортных   средств,   предоставляемых
Вооруженным   Силам   Российской   Федерации   и   другим  войскам,
осуществляются   под   общим   руководством   Генерального    штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации.
     25. Как  в  мирное,  так  и  в  военное  время  осуществляется
подготовка   страны   к   территориальной  и  гражданской  обороне,
проводится  комплекс  мероприятий   по   обеспечению   устойчивости
функционирования  объектов  экономики,  транспорта  и коммуникаций,
обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных и  других
работ  в  очагах поражения и районах аварий,  катастроф и стихийных
бедствий.

                 III. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

       Военно-экономическое обеспечение военной безопасности

     1. Главная     цель     военно-экономического    обеспечения -
удовлетворение   потребностей  военной  организации  государства  в
финансовых средствах и материальных ресурсах.
     2. Основные задачи военно-экономического обеспечения:
     своевременное и  в  полном   объеме   финансовое   обеспечение
решаемых военной организацией государства задач;
     оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств,
направляемых   на   обеспечение   военной  безопасности,  повышение
эффективности  их   использования   на   основе   взаимосвязанного,
скоординированного    реформирования   всех   компонентов   военной
организации государства;
     развитие научно-технической,         технологической         и
производственной базы страны,  Вооруженных Сил Российской Федерации
и  других  войск,  военной  инфраструктуры  в интересах обеспечения
военной безопасности;
     обеспечение правовой    защиты    объектов    интеллектуальной
собственности,  содержащихся в  продукции  военного  назначения,  а
также в технологиях их разработки и производства;
     интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и
координация   военно-экономической   деятельности   государства   в
интересах обеспечения военной безопасности;
     создание инфраструктуры  государства с учетом решения задач по
обеспечению военной безопасности;
     повышение уровня   социального  обеспечения  военнослужащих  и
гражданского  персонала  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и
других войск,  а также граждан, работающих в оборонном промышленном
комплексе;
     обеспечение функционирования    и   совершенствование   систем
мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки экономики и
населения страны;
     накопление и содержание запасов материальных средств;
     осуществление взаимовыгодного      международного     военного
(военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
     выполнение международных   договоров  Российской  Федерации  в
военно-экономической сфере.
     3. Приоритетные задачи военно-экономического обеспечения:
     своевременное и  в  полном  объеме   (в   пределах   имеющихся
финансовых  ресурсов  государства)  финансовое  обеспечение  планов
строительства  и  развития,  боевой  и  мобилизационной  подготовки
Вооруженных  Сил Российской Федерации и других войск,  потребностей
всех компонентов военной организации государства;
     экономическое и   финансовое   обеспечение   совершенствования
стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники;
     создание экономических  и  финансовых условий для разработки и
производства унифицированных,  высокоэффективных систем  управления
войсками   и   оружием,  систем  связи,  разведки,  стратегического
предупреждения,  радиоэлектронной борьбы,  высокоточных,  мобильных
безъядерных  средств  поражения,  а также систем их информационного
обеспечения;
     повышение уровня  жизни,  реализация установленных федеральным
законодательством социальных гарантий военнослужащим  и  членам  их
семей.
     4. Основные принципы военно-экономического обеспечения:
     соответствие уровня  финансового  и  материального обеспечения
военной организации государства потребностям военной безопасности и
ресурсным возможностям государства;
     концентрация финансовых,       материально-технических       и
интеллектуальных  ресурсов  на  решении  ключевых задач обеспечения
военной безопасности;
     государственная поддержка    предприятий    (производств)    и
учреждений   (организаций),   определяющих   военно-техническую   и
технологическую устойчивость оборонного промышленного комплекса,  а
также      его      градообразующих      предприятий,      закрытых
административно-территориальных образований;
     научно-техническая, технологическая,     информационная      и
ресурсная  независимость в разработке и производстве основных видов
военной продукции.
     5. Основные направления мобилизационной подготовки экономики:
     подготовка системы   управления   экономикой   к   устойчивому
функционированию  в  период  перевода на работу в условиях военного
положения и в военное время;
     создание, совершенствование   и  эффективное  функционирование
системы мобилизационной подготовки органов государственной  власти,
а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;
     оптимизация и развитие потребных мобилизационных  мощностей  и
объектов;
     создание, накопление,   сохранение   и   обновление    запасов
материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;
     создание и  сохранение  страхового  фонда  конструкторской   и
технической документации для военного времени;
     сохранение и развитие объектов экономики,  необходимых для  ее
устойчивого функционирования и выживания населения в военное время;
     подготовка финансово-кредитной,  налоговой  систем  и  системы
денежного  обращения  к  особому режиму функционирования в условиях
военного положения;
     разработка и    совершенствование   нормативно-правовой   базы
мобилизационной  подготовки   и   перевода   экономики   Российской
Федерации,   субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальных
образований на работу в соответствии с установленными планами.

            Международное военное (военно-политическое)
                и военно-техническое сотрудничество

     6. Российская  Федерация  осуществляет  международное  военное
(военно-политическое) и военно-техническое  сотрудничество,  исходя
из  своих  национальных интересов,  необходимости сбалансированного
решения задач по обеспечению военной безопасности.
     Международное военное          (военно-политическое)         и
военно-техническое       сотрудничество      является  прерогативой
государства.
     7. Российская  Федерация  осуществляет  международное  военное
(военно-политическое) и военно-техническое  сотрудничество,  исходя
из   внешнеполитической  и  экономической  целесообразности,  задач
обеспечения  военной  безопасности  Российской   Федерации   и   ее
союзников,   в   соответствии  с  федеральным  законодательством  и
международными договорами Российской Федерации, на основе принципов
равноправия,   взаимной  выгоды  и  добрососедства,  с  соблюдением
интересов международной стабильности,  национальной, региональной и
глобальной безопасности.
     8. Приоритетное значение Российская Федерация придает развитию
военного      (военно-политического)      и     военно-технического
сотрудничества   с   государствами   -   участниками    Договора   о
коллективной   безопасности   Содружества  Независимых  Государств,
исходя из необходимости консолидации  усилий  по  созданию  единого
оборонного   пространства   и   обеспечению   коллективной  военной
безопасности.

                               * * *

     Российская Федерация,    подтверждая    свою    принципиальную
приверженность  целям  сдерживания агрессии,  предотвращения войн и
вооруженных конфликтов,  поддержания международной  безопасности  и
всеобщего  мира,  гарантирует последовательное и твердое выполнение
Военной доктрины.


                           ____________
</p>