Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 г. № 1336

pravo.gov.ru

О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)»
<div><p> </p><p> </p><h4>УКАЗ</h4><p> </p><h4>ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ</h4><p> </p><h4>О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)"</h4><h4>(В редакции указов Президента Российской Федерации от 15.11.2004 № 1440, от 12.12.2005 № 1437)</h4><p> </p><p>В целях повышения эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества постановляю:</p><p>1. Считать необходимым осуществить в 2003 - 2005 годах комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы Российской Федерации.</p><p>2. Установить, что главными направлениями реформирования государственной службы Российской Федерации являются:</p><p>создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;</p><p>разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;</p><p>выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;</p><p>внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;</p><p>формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.</p><p>3. Утвердить прилагаемую федеральную программу "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" (далее именуется - программа). (Срок   реализации  федеральной
программы  продлен  на  2006-2007 годы - Указ Президента Российской
Федерации от 12.12.2005 г. N 1437)</p><p>4. Определить координатором программы Администрацию Президента Российской Федерации.</p><p>5. Правительству Российской Федерации при подготовке проектов федерального бюджета до 2005 года предусматривать средства для финансирования программы.</p><p>6. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации:</p><p>определить ответственного за обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных программой;</p><p>ежегодно информировать Президента Российской Федерации о выполнении мероприятий, предусмотренных программой.</p><p>7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих бюджетных средств:</p><p>принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных программой;</p><p>разработать и утвердить программы реформирования государственной службы субъектов Российской Федерации.</p><p>8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации                               В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>19 ноября 2002 года</p><p>№ 1336</p><p> </p><p> </p><p>УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 19 ноября 2002 г.№ 1336</p><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)"</h4><h4>(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.11.2004    № 1440)</h4><p> </p><h4>ПАСПОРТ федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)"</h4><p> </p><table><tr><td><p>Наименование Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)"</td></tr><tr><td><p>Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>поручение Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № Пр-1496</td></tr><tr><td><p>Координатор Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>Администрация Президента Российской Федерации</td></tr><tr><td><p>Государственные заказчики Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.11.2004 № 1440)</td></tr><tr><td><p>Основные исполнители Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.11.2004 № 1440)</td></tr><tr><td><p>Цель Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы</td></tr><tr><td><p>Задачи Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентоввнедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей обеспечение развития системы управления государственной службой</td></tr><tr><td><p>Сроки реализации Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>2003 - 2005 годы</td></tr><tr><td><p>Основные мероприятия Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службыпроведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы формирование системы управления государственной службой</td></tr><tr><td><p>Объемы и источники финансирования Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>на весь период реализации Программы за счет средств федерального бюджета 539,1 млн. рублей, в том числе: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 296,1 млн. рублей прочие нужды - 243 млн. рублей</td></tr><tr><td><p>Ожидаемые результаты реализации Программы</p></td><td><p>-</p></td><td>приведение нормативно-правовой базы системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями создание профессиональной государственной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих внедрение должностных (служебных) регламентов государственных служащих достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услугсоздание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения федеральной государственной службы повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава государственных служащих внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих повышение профессионального уровня государственных служащих оптимизация численности федеральных государственных служащих создание материально-технических условий для эффективного исполнения федеральными государственными служащими должностных (служебных) обязанностей формирование системы управления государственной службой</td></tr><tr><td><p>Система контроля за выполнением Программы </p></td><td><p>-</p></td><td>контроль за реализацией Программы осуществляет координатор Программы.</td></tr></table><p>
</p><p> </p><h4>1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами</h4><p> </p><p>В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.</p><p>В 1992 - 2002 годах осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы. Приняты Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отдельные виды федеральной государственной службы, а также государственную службу субъектов Российской Федерации.</p><p>Общая численность государственных служащих и иных работников федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее именуются - государственные органы), а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления на начало 2002 года составила 1053,1 тыс. человек, в том числе установленная численность государственных служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти - 315,1 тыс. человек. За период с 1992 года по 2002 год численность государственных служащих и иных работников в этих органах увеличилась в 1,8 раза, в основном на региональном уровне. Этот рост обусловлен формированием в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственных органов, обеспечивающих развитие рыночной экономики, в том числе налоговых, финансовых, по вопросам занятости населения, миграции и других, а также органов местного самоуправления.</p><p>В общей численности государственных служащих и иных работников государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления государственные служащие и иные работники органов исполнительной власти, а также муниципальные служащие и иные работники местного самоуправления (925,1 тыс. человек) составляли 89 процентов, из них в федеральных органах исполнительной власти было занято 30 процентов, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - 28 процентов.</p><p>Установленная численность федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти составляла 24,9 тыс. человек, а их территориальных органов - 290,2 тыс. человек.</p><p>В государственных органах субъектов Российской Федерации замещали государственные должности 153,3 тыс. человек, муниципальные должности в органах местного самоуправления - 283,7 тыс. человек.</p><p>С 1998 года отмечается снижение численности государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. В 2001 году численность государственных служащих федеральных органов исполнительной власти уменьшилась по сравнению с 1995 годом на 4,9 процента. При этом наблюдается рост численности государственных служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления.</p><p>В 1999 году на 1000 человек населения России приходилось 2,8 государственного служащего федеральных органов исполнительной власти, в Великобритании - 5,2, США - 3,9 государственного служащего, а на 1000 человек занятого населения соответственно - 6,4, 11,3 и 7,9 государственного служащего.</p><p>В процессе реформирования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления.</p><p>На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны.</p><p>Так, на начало 2002 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли более 70 процентов, в органах исполнительной власти - 71,8 процента, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры - 67,6 процента, в аппаратах органов законодательной власти - 55,8 процента, аппаратах иных государственных органов - 55,4 процента. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.</p><p>Средний возраст государственных служащих, замещающих государственные должности, составлял 40 лет. Несколько моложе кадровый состав в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации (средний возраст - 37 лет).</p><p>Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,5 процента. Более 30 процентов государственных служащих в аппаратах законодательных и иных государственных органов имели возраст 50 лет и старше, из них лица пенсионного возраста в этих органах составляли соответственно 11,1 процента и 6,9 процента.</p><p>Основная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет замещали государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей (соответственно 49,6 и 38,7 процента). Высшие и главные государственные должности категории "В" замещали 0,6 процента государственных служащих в возрасте до 30 лет.</p><p>Среди государственных служащих, замещающих высшие и главные государственные должности категории "В", возрастная группа до 30 лет наиболее широко представлена в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации, где более трети государственных служащих составляли лица этой возрастной группы.</p><p>Большинство лиц (29,9 процента), замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около 25 процентов - свыше 15 лет. В аппаратах органов законодательной власти стаж работы свыше 15 лет имели 42 процента лиц, замещающих государственные должности, в органах исполнительной власти, аппаратах органов судебной власти и прокуратуры - 24 процента, в других государственных органах - 38 процентов.</p><p>Таким образом, в течение 10 лет произойдет высвобождение более половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.</p><p>Образовательный уровень государственных служащих характеризуется следующими параметрами.</p><p>На начало 2002 года доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 73 процента. При этом 40 процентов государственных служащих имели высшее образование по специальностям экономического и управленческого профиля, 22 процента - юридическое образование, 18 процентов - высшее техническое образование. Для сравнения: на 1 января 1999 г. государственные служащие с высшим профессиональным образованием указанного профиля составляли соответственно 35,4, 19,6 и 21,2 процента.</p><p>Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности.</p><p>Так, не имеют профессионального образования 26,7 тыс. человек, или 4,6 процента от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции.</p><p>В настоящее время переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществляются за счет средств федерального бюджета. В соответствии Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" ассигнования на эти цели составили 417,5 млн. рублей, в том числе на государственный заказ, на основе которого осуществляются переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, - 68,5 млн. рублей. При этом средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете не предусматриваются.</p><p>В 2001 году среднемесячная начисленная заработная плата (денежное содержание и выплаты социального характера) государственных служащих всех уровней составила 4,8 тыс. рублей.</p><p>Уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2001 году был в 1,4 раза выше, чем уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.</p><p>По сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Небольшая дифференциация в оплате труда государственных служащих слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.</p><p>По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10 - 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7 - 10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 - 7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5 - 3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности.</p><p>Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную, муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих.</p><p>В ходе осуществления работы по приведению нормативно-правовых основ системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями предполагается проведение оптимизации оплаты труда государственных служащих в целях приближения ее уровня к уровню оплаты труда руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики, что обеспечит конкурентоспособность государства как работодателя и улучшит профессиональный и половозрастной состав государственных служащих.</p><p>Сложившееся состояние государственной службы порождает следующие негативные тенденции ее развития.</p><p>Ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с низкой средней заработной платой и ее существенной дифференциацией по государственным органам. Усиливается дефицит государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих о</p></div>
Показать следующую страницу документа