Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ

pravo.gov.ru

Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              21 мая 2008 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   30 мая 2008 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 01.07.2010 № 132-ФЗ, от 03.12.2011 № 378-ФЗ, от 06.12.2011 № 411-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 21.12.2013 № 378-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 12.02.2015 № 14-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 07.06.2017 № 112-ФЗ, от 19.07.2018 № 203-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 05.12.2022 № 497-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона</p><p> </p><p>1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы участия общественных объединений, ассоциаций (союзов), фондов, автономных некоммерческих организаций (далее - организации) в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (далее также - общественный контроль), содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе. (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>2. Настоящий Федеральный закон не умаляет права организаций, общественных советов, органов и комиссий на осуществление общественного контроля в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 2. Основные понятия</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) лица, находящиеся в местах принудительного содержания, - лица, подвергнутые административному задержанию и административному аресту; военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту; лица, задержанные по подозрению в совершении преступления и (или) обвиняемые в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу (далее - подозреваемые и (или) обвиняемые); осужденные к лишению свободы, принудительным работам; несовершеннолетние, находящиеся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - несовершеннолетние правонарушители); несовершеннолетние, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (далее - учебно-воспитательные учреждения закрытого типа) и местах принудительного содержания; иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, иностранные граждане и лица без гражданства, принятые Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющие законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации и находящиеся в специальных учреждениях, указанных в пункте 2 настоящей статьи; лица, к которым применены принудительные меры медицинского характера; лица, госпитализированные в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или направленные на психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке; (В редакции  федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 12.02.2015 № 14-ФЗ, от 19.07.2018 № 203-ФЗ, от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>2) места принудительного содержания - установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ (далее - учреждения, исполняющие наказания); дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; специальные учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации; судебно-психиатрические экспертные медицинские организации; медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблюдением. (В редакции  федеральных законов от 12.02.2015 № 14-ФЗ, от 19.07.2018 № 203-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 3. Правовое регулирование в области общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания</p><p> </p><p>Правовое регулирование в области общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.</p><p> </p><p>Статья 4. Принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания</p><p> </p><p>1. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 411-ФЗ)</p><p>2. Не допускается вмешательство субъектов осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, медицинскую деятельность, в том числе в проведение психиатрического освидетельствования и судебно-психиатрических экспертиз, а также разглашение без письменного согласия лица, находящегося в месте принудительного содержания, или его законного представителя сведений, составляющих врачебную тайну. (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 203-ФЗ)</p><p>3. Общественные наблюдательные комиссии осуществляют общественный контроль независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Вмешательство политических партий, международных и иностранных организаций (объединений) в сферу деятельности общественных наблюдательных комиссий недопустимо. (Дополнение частью - Федеральный закон от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 5. Субъекты осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания</p><p> </p><p>1. Общественный контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют:</p><p>1) общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона (далее - общественные наблюдательные комиссии);</p><p>2) члены общественных наблюдательных комиссий.</p><p>2. Содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют социально ориентированные некоммерческие организации, а также иные организации, имеющие в соответствии с частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона право на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии. (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 6. Цели и задачи общественных наблюдательных комиссий</p><p> </p><p>1. Общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.</p><p>2. В субъекте Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.</p><p>3. Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются:</p><p>1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;</p><p>2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений (далее также - решения) по результатам осуществления общественного контроля;</p><p>3) содействие сотрудничеству организаций, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания. (В редакции  федеральных законов от 06.12.2011 № 411-ФЗ, от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>4. Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами.</p><p> </p><p>Статья 7. Состав общественной наблюдательной комиссии</p><p> </p><p>1. Совет Общественной палаты Российской Федерации (далее - совет Общественной палаты) устанавливает для каждого субъекта Российской Федерации численность общественной наблюдательной комиссии, в составе которой не может быть менее пяти и более сорока членов. (В редакции федеральных законов от 01.07.2010 № 132-ФЗ; от 06.12.2011 № 411-ФЗ)</p><p>2. Совет Общественной палаты после образования общественной наблюдательной комиссии вправе принимать решение об изменении численности общественной наблюдательной комиссии в пределах, установленных частью 1 настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2010 № 132-ФЗ)</p><p>3. Общественная палата субъекта Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации направляют в совет Общественной палаты рекомендации по формированию состава общественной наблюдательной комиссии. (Дополнение частью - Федеральный закон от 19.07.2018 № 203-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 71. Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий</p><p> </p><p>В своей деятельности члены общественных наблюдательных комиссий руководствуются Кодексом этики членов общественных наблюдательных комиссий (далее - Кодекс этики), который утверждается Общественной палатой Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 06.12.2011 № 411-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 8. Регламент общественной наблюдательной комиссии</p><p> </p><p>1. Общественная наблюдательная комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном регламентом общественной наблюдательной комиссии, который утверждается на ее первом заседании большинством голосов от общего числа ее членов. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 411-ФЗ)</p><p>2. Регламент общественной наблюдательной комиссии устанавливает порядок:</p><p>1) проведения заседаний общественной наблюдательной комиссии, их периодичность и правомочность;</p><p>2) подготовки и рассмотрения вопросов на заседании общественной наблюдательной комиссии;</p><p>3) принятия и оформления решений общественной наблюдательной комиссии;</p><p>4) осуществления иных форм деятельности общественной наблюдательной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.</p><p> </p><p>Статья 9. Обеспечение деятельности общественных наблюдательных комиссий</p><p> </p><p>1. Общественная палата субъекта Российской Федерации возмещает расходы, связанные с осуществлением полномочий членов соответствующей общественной наблюдательной комиссии, и оказывает содействие в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности соответствующей общественной наблюдательной комиссии. (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе оказывать имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям. (Дополнение частью - Федеральный закон от 06.12.2011 № 411-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>2. Обеспечение деятельности общественных наблюдательных комиссий может осуществляться также иными не запрещенными федеральными законами способами.</p><p> </p><p>Статья 10. Порядок образования общественных наблюдательных комиссий и наделения полномочиями членов общественных наблюдательных комиссий</p><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 01.07.2010 № 132-ФЗ)</p><p> </p><p>1. Не позднее чем за 120 дней до истечения срока полномочий общественной наблюдательной комиссии, а также в случаях, предусмотренных частями 16 - 18 настоящей статьи, частями 2 и 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, секретарь Общественной палаты Российской Федерации (далее - секретарь Общественной палаты) помещает в "Российской газете" и периодических печатных изданиях, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уведомление о начале процедуры выдвижения кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии нового состава (далее - уведомление). (В редакции  федеральных законов от 07.06.2017 № 112-ФЗ, от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>2. Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладают организации, имеющие государственную регистрацию, осуществляющие свою деятельность не менее трех лет со дня их создания, уставной целью или направлением деятельности которых является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина, при этом не менее одного года имеющие государственную регистрацию или осуществляющие свою деятельность в субъекте Российской Федерации, в котором образована или будет образована общественная наблюдательная комиссия. Высший орган управления таких организаций может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии. (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>3. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии организации, которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным, а также организации, деятельность которых приостановлена в соответствии с указанным Федеральным законом, если решение о приостановлении не было признано судом незаконным, и организации, включенные в реестр иностранных агентов. (В редакции  федеральных законов от 19.07.2018 № 203-ФЗ, от 05.12.2022 № 497-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ)</p><p>4. Не позднее 60 дней со дня опубликования уведомления организация направляет секретарю Общественной палаты заявление о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии. К заявлению должны быть приложены: (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>1) решение высшего органа управления организации; (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 203-ФЗ)</p><p>3) устав организации; (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>4) информация о деятельности организации; (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>5) сведения о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии, подтверждающие соответствие кандидата требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона;</p><p>6) заявление кандидата в письменной форме, подтверждающее его желание войти в состав общественной наблюдательной комиссии.</p><p>5. Секретарь Общественной палаты обращается в соответствующие органы с представлением о проверке сведений о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии и выдвинувшей его организации, представленных в соответствии с настоящей статьей и статьей 12 настоящего Федерального закона. Указанные органы обязаны сообщить о результатах проверки в течение 10 дней. (В редакции  федеральных законов от 19.07.2018 № 203-ФЗ, от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>6. Совет Общественной палаты рассматривает заявления и иные материалы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи и поступившие не позднее 60 дней со дня опубликования уведомления, а также рекомендации общественной палаты субъекта Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации по формированию состава общественной наблюдательной комиссии и в срок, не превышающий 95 дней со дня опубликования уведомления, принимает решение о назначении члена общественной наблюдательной комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры. О результате рассмотрения заявления о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии сообщается организации, выдвинувшей кандидатуру. (В редакции  федеральных законов от 06.12.2011 № 411-ФЗ, от 19.07.2018 № 203-ФЗ, от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>7. В течение 25 дней со дня принятия советом Общественной палаты решения о назначении члена общественной наблюдательной комиссии в порядке, определяемом советом Общественной палаты, члену общественной наблюдательной комиссии выдается мандат члена общественной наблюдательной комиссии. Образец указанного мандата утверждается советом Общественной палаты. В мандате указываются субъект Российской Федерации, в котором образуется общественная наблюдательная комиссия, и срок полномочий члена общественной наблюдательной комиссии. Мандат дает право члену общественной наблюдательной комиссии осуществлять свои полномочия на территории указанного субъекта Российской Федерации и в указанный период. (В редакции  Федерального закона от 05.12.2022 № 497-ФЗ)</p><p>8. Секретарь Общественной палаты информирует руководителей федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся места принудительного содержания, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации организаций, Уполномоченного по правам человека в Российской Федераци</p></div>
Показать следующую страницу документа