Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537

pravo.gov.ru

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
Показать предыдущую страницу документа
<p>и стратегические национальные приоритеты

     21. Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную
перспективу заключаются:
     в развитии   демократии  и  гражданского  общества,  повышении
конкурентоспособности национальной экономики;
     в обеспечении     незыблемости     конституционного     строя,
территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
     в превращении   Российской   Федерации   в   мировую  державу,
деятельность  которой  направлена  на  поддержание   стратегической
стабильности  и  взаимовыгодных  партнерских  отношений  в условиях
многополярного мира.
     22. Внутренние  и внешние суверенные потребности государства в
обеспечении    национальной    безопасности    реализуются    через
стратегические национальные приоритеты.
     23. Основными    приоритетами    национальной     безопасности
Российской Федерации являются национальная оборона, государственная
и общественная безопасность.
     24. Для   обеспечения   национальной  безопасности  Российская
Федерация,  наряду с достижением основных приоритетов  национальной
безопасности,  сосредоточивает  свои  усилия и ресурсы на следующих
приоритетах устойчивого развития:
     повышение качества     жизни    российских    граждан    путем
гарантирования личной  безопасности,  а  также  высоких  стандартов
жизнеобеспечения;
     экономический рост,  который достигается  прежде  всего  путем
развития   национальной   инновационной   системы  и  инвестиций  в
человеческий капитал;
     наука, технологии,  образование,  здравоохранение  и культура,
которые   развиваются   путем   укрепления   роли   государства   и
совершенствования государственно-частного партнерства;
     экология живых  систем  и   рациональное   природопользование,
поддержание   которых   достигается   за   счет   сбалансированного
потребления,  развития прогрессивных технологий  и  целесообразного
воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
     стратегическая стабильность  и   равноправное   стратегическое
партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России
в развитии многополярной модели мироустройства.

             IV. Обеспечение национальной безопасности

     25. Основное содержание обеспечения национальной  безопасности
состоит  в  поддержании правовых и институциональных механизмов,  а
также ресурсных возможностей  государства  и  общества  на  уровне,
отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
     Состояние национальной   безопасности   Российской   Федерации
напрямую    зависит   от   экономического   потенциала   страны   и
эффективности  функционирования  системы  обеспечения  национальной
безопасности.

                      1. Национальная оборона

     26. Стратегические цели совершенствования национальной обороны
состоят  в  предотвращении  глобальных  и   региональных   войн   и
конфликтов,  а  также в осуществлении стратегического сдерживания в
интересах обеспечения военной безопасности страны.
     Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную
реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических,
военных,  экономических, информационных и иных мер, направленных на
упреждение или снижение угрозы деструктивных  действий  со  стороны
государства - агрессора (коалиции государств).
     Стратегическое сдерживание  осуществляется  с   использованием
экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку
сил обеспечения национальной безопасности,  путем развития  системы
военно-патриотического  воспитания граждан Российской Федерации,  а
также  военной  инфраструктуры   и   системы   управления   военной
организацией государства.
     27. Российская Федерация  обеспечивает  национальную  оборону,
исходя  из принципов рациональной достаточности и эффективности,  в
том числе  за  счет  методов  и  средств  невоенного  реагирования,
механизмов  публичной  дипломатии и миротворчества,  международного
военного сотрудничества.
     28. Военная   безопасность  обеспечивается  путем  развития  и
совершенствования  военной  организации  государства  и  оборонного
потенциала,  а  также  выделения  на  эти  цели достаточного объема
финансовых, материальных и иных ресурсов.
     Достижение стратегических     целей    национальной    обороны
осуществляется  путем  развития  системы  обеспечения  национальной
безопасности,  проведения перспективной военно-технической политики
и   развития   военной   инфраструктуры,   а    также    за    счет
совершенствования    системы    управления   военной   организацией
государства  и  реализации  комплекса  мер  по  повышению  престижа
военной службы.
     29. Государственная политика Российской  Федерации  в  области
национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках
Союзного  государства,  на  долгосрочную  перспективу  нацелена  на
совершенствование  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других
войск,  воинских  формирований  и  органов,  призванных  при  любых
условиях   развития   военно-политической   обстановки   обеспечить
безопасность,    суверенитет    и    территориальную    целостность
государства.
     30. Угрозами  военной  безопасности  являются:  политика  ряда
ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего
превосходства  в  военной  сфере,  прежде  всего  в  стратегических
ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других
высокотехнологичных    средств    ведения    вооруженной    борьбы,
стратегических  вооружений  в  неядерном оснащении,  формирования в
одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны  и
милитаризации  околоземного  космического  пространства,  способных
привести  к   новому   витку   гонки   вооружений,   а   также   на
распространение   ядерных,  химических,  биологических  технологий,
производство оружия массового уничтожения либо  его  компонентов  и
средств доставки.
     Негативное воздействие  на  состояние   военной   безопасности
Российской   Федерации  и  ее  союзников  усугубляется  отходом  от
международных договоренностей в области  ограничения  и  сокращения
вооружений,   а   также   действиями,  направленными  на  нарушение
устойчивости  систем  государственного   и   военного   управления,
предупреждения   о   ракетном   нападении,   контроля  космического
пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов
хранения   ядерных   боеприпасов,  атомной  энергетики,  атомной  и
химической промышленности, других потенциально опасных объектов.
     31. Российская      Федерация      реализует      долгосрочную
государственную  политику  в  области  национальной  обороны  путем
разработки  системы  основополагающих  концептуальных,  программных
документов,  а  также  документов   планирования,   развития   норм
законодательного регулирования деятельности органов государственной
власти,  учреждений,  предприятий и организаций  реального  сектора
экономики,  институтов  гражданского  общества  в  мирное и военное
время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны,
сетевой   и   транспортной   инфраструктуры   страны   в  интересах
национальной обороны.
     32. Главной   задачей   укрепления   национальной   обороны  в
среднесрочной перспективе является  переход  к  качественно  новому
облику   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации  с  сохранением
потенциала стратегических ядерных  сил  за  счет  совершенствования
организационно-штатной   структуры   и   системы   территориального
базирования войск и сил,  наращивания количества частей  постоянной
готовности,   а   также   совершенствования  оперативной  и  боевой
подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил.
     Для этого  уточняется  система  комплектования Вооруженных Сил
Российской  Федерации,  других  войск,  воинских   формирований   и
органов,  включая подготовку личного состава и развитие необходимой
инфраструктуры,  отрабатываются оптимальные механизмы нахождения  в
резерве,  поднимается  престиж  военной службы и статус офицерского
состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ
и  заказов  на  разработку,  создание  и  модернизацию  вооружения,
военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки,
радиоэлектронной борьбы и управления.
     33. В среднесрочной перспективе должен быть  завершен  переход
на  единую  систему  заказов  федеральными  органами исполнительной
власти вооружения,  военной и специальной техники  для  Вооруженных
Сил  Российской  Федерации,  других войск,  воинских формирований и
органов, а также на унифицированную систему тылового и технического
обеспечения.    Должно   быть   обеспечено   нормативное   правовое
регулирование   поддержания   запасов   материальных   средств    в
государственном и мобилизационном резерве, а также сотрудничества с
другими государствами в области военной безопасности.
     34. Реструктуризация,       оптимизация       и       развитие
оборонно-промышленного   комплекса    Российской    Федерации     в
среднесрочной  перспективе  согласовываются  с  решением  задач  по
всестороннему  и   своевременному   обеспечению   Вооруженных   Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
современными видами вооружения и специальной техники.

          2. Государственная и общественная безопасность

     35. Стратегическими    целями     обеспечения     национальной
безопасности  в  сфере  государственной и общественной безопасности
являются защита основ конституционного строя Российской  Федерации,
основных  прав и свобод человека и гражданина,  охрана суверенитета
Российской   Федерации,   ее   независимости   и    территориальной
целостности,  а также сохранение гражданского мира,  политической и
социальной стабильности в обществе.
     36. Российская    Федерация   при   обеспечении   национальной
безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на
долгосрочную   перспективу  исходит  из  необходимости  постоянного
совершенствования    правоохранительных    мер    по     выявлению,
предупреждению,    пресечению   и   раскрытию   актов   терроризма,
экстремизма,  других преступных посягательств на  права  и  свободы
человека   и  гражданина,  собственность,  общественный  порядок  и
общественную   безопасность,   конституционный   строй   Российской
Федерации.
     37. Основными источниками угроз  национальной  безопасности  в
сфере   государственной   и   общественной  безопасности  являются:
разведывательная  и   иная   деятельность   специальных   служб   и
организаций   иностранных   государств,   а  также  отдельных  лиц,
направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
деятельность террористических организаций,  группировок и отдельных
лиц,    направленная    на    насильственное    изменение     основ
конституционного   строя   Российской   Федерации,   дезорганизацию
нормального   функционирования   органов   государственной   власти
(включая   насильственные  действия  в  отношении  государственных,
политических  и  общественных  деятелей),  уничтожение  военных   и
промышленных  объектов,  предприятий  и учреждений,  обеспечивающих
жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем
применения    ядерного    и   химического   оружия   либо   опасных
радиоактивных,  химических и биологических веществ;  экстремистская
деятельность  националистических,  религиозных,  этнических  и иных
организаций  и  структур,  направленная  на  нарушение  единства  и
территориальной  целостности  Российской Федерации,  дестабилизацию
внутриполитической и социальной  ситуации  в  стране;  деятельность
транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с
незаконным оборотом наркотических средств и  психотропных  веществ,
оружия,   боеприпасов,   взрывчатых   веществ;  сохраняющийся  рост
преступных    посягательств,    направленных    против    личности,
собственности, государственной власти, общественной и экономической
безопасности, а также связанных с коррупцией.
     38. Главными  направлениями  государственной  политики в сфере
обеспечения  государственной   и   общественной   безопасности   на
долгосрочную  перспективу  должны стать усиление роли государства в
качестве  гаранта  безопасности  личности,  прежде  всего  детей  и
подростков,  совершенствование нормативного правового регулирования
предупреждения и борьбы с преступностью,  коррупцией, терроризмом и
экстремизмом,   повышение  эффективности  защиты  прав  и  законных
интересов российских граждан за рубежом,  расширение международного
сотрудничества в правоохранительной сфере.
     39. Обеспечению государственной и общественной безопасности на
долгосрочную   перспективу  будут  также  способствовать  повышение
эффективности деятельности правоохранительных органов и  спецслужб,
создание  единой  государственной системы профилактики преступности
(в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных  правонарушений,
включая   мониторинг  и  оценку  эффективности  правоприменительной
практики,  разработка и использование специальных мер, направленных
на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных
отношений.
     40. В   целях   обеспечения   государственной  и  общественной
безопасности: совершенствуется структура и деятельность федеральных
органов   исполнительной   власти,  реализуется  Национальный  план
противодействия  коррупции,   развивается   система   выявления   и
противодействия   глобальным   вызовам  и  кризисам  современности,
включая международный  и  национальный  терроризм,  политический  и
религиозный   экстремизм,   национализм  и  этнический  сепаратизм;
создаются механизмы предупреждения  и  нейтрализации  социальных  и
межнациональных   конфликтов;  формируется  долгосрочная  концепция
комплексного  развития   и   совершенствования   правоохранительных
органов   и   спецслужб,   укрепляются   социальные   гарантии   их
сотрудников,    совершенствуется    научно-техническая    поддержка
правоохранительной    деятельности,   принимаются   на   вооружение
перспективные специальные средства и техника,  развивается  система
профессиональной    подготовки    кадров    в   сфере   обеспечения
государственной  и  общественной  безопасности;  укрепляется  режим
безопасного функционирования предприятий,  организаций и учреждений
оборонно-промышленного,       ядерного,        химического        и
атомно-энергетического   комплексов   страны,   а   также  объектов
жизнеобеспечения населения;  повышается социальная  ответственность
органов обеспечения государственной и общественной безопасности.
     41. Одним из  условий  обеспечения  национальной  безопасности
является   надежная   защита   и   охрана  государственной  границы
Российской Федерации.
     Основными угрозами   интересам   и   безопасности   Российской
Федерации  в  пограничной  сфере  являются  наличие   и   возможная
эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы,
незавершенность международно-правового  оформления  государственной
границы    Российской    Федерации   с   отдельными   сопредельными
государствами.
     Угрозу безопасности    в    пограничной   сфере   представляют
деятельность  международных   террористических   и   экстремистских
организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров,
средств  террора  и  организации  диверсий,  а  также   активизация
трансграничных  преступных  групп  по незаконному перемещению через
государственную границу Российской Федерации наркотических средств,
психотропных   веществ,  товаров  и  грузов,  водных  биологических
ресурсов,  других материальных и культурных ценностей,  организации
каналов незаконной миграции.
     Негативное влияние на обеспечение  надежной  защиты  и  охраны
государственной     границы    Российской    Федерации    оказывает
недостаточный  уровень  развития   пограничной   инфраструктуры   и
технической оснащенности пограничных органов.
     42. Решение  задач  обеспечения  безопасности  государственной
границы   Российской   Федерации   достигается   за  счет  создания
высокотехнологичных и многофункциональных  пограничных  комплексов,
особенно на границах с Республикой Казахстан,  Украиной,  Грузией и
Азербайджанской Республикой, а также повышения эффективности охраны
государственной границы,  в частности в Арктической зоне Российской
Федерации, на Дальнем Востоке и на Каспийском направлении.
     43. Обеспечение   национальной   безопасности  в  чрезвычайных
ситуациях достигается путем  совершенствования  и  развития  единой
государственной  системы  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера   (в   том   числе
территориальных   и  функциональных  сегментов),  ее  интеграции  с
аналогичными зарубежными системами.
     Решение задач    обеспечения   национальной   безопасности   в
чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения  эффективности
реализации  полномочий  органов  местного  самоуправления в области
обеспечения безопасности  жизнедеятельности  населения,  обновления
парка  технологического  оборудования  и технологий производства на
потенциально  опасных   объектах   и   объектах   жизнеобеспечения,
внедрения   современных   технических   средств   информирования  и
оповещения населения в местах  их  массового  пребывания,  а  также
разработки  системы  принятия  превентивных  мер  по снижению риска
террористических  актов  и   смягчению   последствий   чрезвычайных
ситуаций техногенного и природного характера.
     44. Российская  Федерация  укрепляет   национальную   оборону,
обеспечивает  государственную  и  общественную безопасность в целях
формирования  благоприятных  внутренних  и  внешних   условий   для
достижения  приоритетов в области социально-экономического развития
государства.

          3. Повышение качества жизни российских граждан

     45. Стратегическими    целями     обеспечения     национальной
безопасности  в области повышения качества жизни российских граждан
являются снижение уровня социального и  имущественного  неравенства
населения,    стабилизация    его   численности   в   среднесрочной
перспективе,  а в долгосрочной  перспективе  -  коренное  улучшение
демографической ситуации.
     46. Повышение качества жизни российских граждан  гарантируется
путем   обеспечения   личной   безопасности,  а  также  доступности
комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг,
достойной оплаты активной трудовой деятельности.
     47. Источниками угроз национальной  безопасности  могут  стать
такие    факторы,    как    кризисы    мировой    и    региональных
финансово-банковских систем,  усиление  конкуренции  в  борьбе   за
дефицитные  сырьевые,  энергетические,  водные  и продовольственные
ресурсы,  отставание в развитии передовых технологических  укладов,
повышающие  стратегические  риски  зависимости от изменения внешних
факторов.
     48. Обеспечению  национальной безопасности в области повышения
качества жизни российских  граждан  будут  способствовать  снижение
уровня   организованной   преступности,   коррупции  и  наркомании,
противодействие преступным формированиям в легализации  собственной
экономической     основы,     достижение     социально-политической
стабильности   и   положительной   динамики   развития   Российской
Федерации,  устойчивость финансово-банковской системы,  расширенное
воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность  современного
образования  и  здравоохранения,  высокая  социальная мобильность и
поддержка  социально   значимой   трудовой   занятости,   повышение
квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация
миграционных потоков.
     49. Одним  из  главных  направлений  обеспечения  национальной
безопасности    в    среднесрочной     перспективе     определяется
продовольственная    безопасность   и   гарантированное   снабжение
населения   высококачественными   и    доступными    лекарственными
препаратами.
     50. Продовольственная  безопасность  обеспечивается  за   счет
развития  биотехнологий  и  импортозамещения  по основным продуктам</p>
Показать следующую страницу документа