Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537

pravo.gov.ru

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
Показать предыдущую страницу документа
<p>расширение доступа широких слоев населения к  лучшим  образцам
отечественной  и  зарубежной  культуры  и  искусства путем создания
современных территориально распределенных информационных фондов;
     создание  условий  для  стимулирования  населения к творческой
самореализации        путем        совершенствования        системы
культурно-просветительской  работы,  организации досуга и массового
дополнительного художественного образования детей; (В      редакции
Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 г. N 483)
     содействие развитию культурного потенциала регионов Российской
Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.
     80. Главными   угрозами   национальной  безопасности  в  сфере
культуры   являются   засилие    продукции    массовой    культуры,
ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также
противоправные посягательства на объекты культуры.
     81. Негативное    воздействие    на   состояние   национальной
безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов
на  историю России,  ее роль и место в мировой истории,  пропаганда
образа жизни,  в основе  которого  -  вседозволенность  и  насилие,
расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
     82. Для  противодействия  угрозам  в   сфере   культуры   силы
обеспечения   национальной   безопасности   во   взаимодействии   с
институтами  гражданского   общества   обеспечивают   эффективность
государственно-правового   регулирования   поддержки   и   развития
разнообразия национальных культур,  толерантности и самоуважения, а
также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей.
     83. Укреплению  национальной  безопасности  в  сфере  культуры
будут  способствовать  сохранение  и  развитие  самобытных  культур
многонационального народа Российской Федерации,  духовных ценностей
граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры
и  досуга,  совершенствование  системы  подготовки  кадров   и   их
социального    обеспечения,   развитие   производства   и   проката
произведений      отечественной      кинематографии,       развитие
культурно-познавательного  туризма,  формирование  государственного
заказа  на  создание  кинематографической  и  печатной   продукции,
телерадиопрограмм   и   интернет-ресурсов,  а  также  использование
культурного   потенциала   России   в   интересах   многостороннего
международного сотрудничества.
     84. Решение  задач  обеспечения  национальной  безопасности  в
сфере   культуры   в   среднесрочной   и  долгосрочной  перспективе
достигается за счет  признания  первостепенной  роли  культуры  для
возрождения    и   сохранения   культурно-нравственных   ценностей,
укрепления духовного единства многонационального народа  Российской
Федерации  и  международного  имиджа  России  в  качестве  страны с
богатейшей  традиционной  и  динамично  развивающейся   современной
культурой,  создания системы духовного и патриотического воспитания
граждан     России,     развития     общей      гуманитарной      и
информационно-телекоммуникационной     среды     на    пространстве
государств - участников  Содружества  Независимых  Государств  и  в
сопредельных регионах.

                     8. Экология живых систем
                 и рациональное природопользование

     85. Стратегическими    целями    обеспечения     экологической
безопасности и рационального природопользования являются:
     сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
     ликвидация экологических       последствий       хозяйственной
деятельности в условиях  возрастающей  экономической  активности  и
глобальных изменений климата.
     86. На состояние  национальной  безопасности  в  экологической
сфере  негативное  воздействие  оказывают истощение мировых запасов
минерально-сырьевых,  водных  и  биологических  ресурсов,  а  также
наличие   в   Российской   Федерации  экологически  неблагополучных
регионов.
     87. Состояние   национальной  безопасности  в  сфере  экологии
усугубляется   сохранением   значительного    количества    опасных
производств,  деятельность которых ведет к нарушению экологического
баланса,  включая  нарушение санитарно-эпидемиологических  и  (или)
санитарно-гигиенических  стандартов  потребляемой населением страны
питьевой воды,  вне нормативного правового регулирования и  надзора
остаются   радиоактивные   отходы   неядерного   топливного  цикла.
Нарастает  стратегический   риск   исчерпания   запасов   важнейших
минерально-сырьевых   ресурсов   страны,   падает   добыча   многих
стратегически важных полезных ископаемых.
     88. Для   противодействия   угрозам   в   сфере  экологической
безопасности и рационального  природопользования  силы  обеспечения
национальной   безопасности   во   взаимодействии   с   институтами
гражданского общества создают условия  для  внедрения  экологически
безопасных  производств,  поиска  перспективных источников энергии,
формирования и реализации  государственной  программы  по  созданию
стратегических  запасов  минерально-сырьевых ресурсов,  достаточных
для  обеспечения  мобилизационных  нужд  Российской   Федерации   и
гарантированного  удовлетворения потребностей населения и экономики
в водных и биологических ресурсах.

                  9. Стратегическая стабильность
             и равноправное стратегическое партнерство

     89. Достижению  приоритетов  устойчивого  развития  Российской
Федерации способствует активная внешняя  политика,  усилия  которой
сосредоточены  на поиске согласия и совпадающих интересов с другими
государствами  на  основе  системы  двусторонних  и  многосторонних
взаимовыгодных партнерских отношений.
     90. Формирование   благоприятных   условий   для   устойчивого
развития  России  на  долгосрочную  перспективу достигается за счет
обеспечения  стратегической  стабильности,  в   том   числе   путем
последовательного   продвижения  к  миру,  свободному  от  ядерного
оружия, и создания условий равной безопасности для всех.
     91. Россия  в отношениях с международным сообществом опирается
на принципы сохранения стабильности  и  предсказуемости  в  области
стратегических  наступательных вооружений,  придает особое значение
достижению новых  полноформатных  двусторонних  договоренностей  по
дальнейшему  сокращению и ограничению стратегических наступательных
вооружений.
     92. Россия  будет  содействовать вовлечению других государств,
прежде всего владеющих ядерным оружием,  а также заинтересованных в
совместных  действиях по обеспечению общей безопасности,  в процесс
обеспечения стратегической стабильности.
     93. Россия    считает,    что    поддержанию    стратегической
стабильности  и  равноправному  стратегическому  партнерству  может
способствовать  присутствие  в  конфликтных  регионах  контингентов
Вооруженных Сил Российской Федерации на основе норм  международного
права  в  целях  решения  политических,  экономических и иных задач
невоенными методами.
     94. Россия  будет  выступать  на международной арене с позиций
неизменности курса на участие совместно с другими  государствами  в
укреплении   международных  механизмов  нераспространения  ядерного
оружия и других видов оружия  массового  уничтожения,  средств  его
доставки  и  относящихся  к  ним товаров и технологий,  недопущения
применения военной силы в нарушение Устава Организации Объединенных
Наций, а также с позиции приверженности контролю над вооружениями и
рациональной достаточности в военном строительстве.
     95. В   целях   сохранения   стратегической   стабильности   и
равноправного стратегического партнерства Российская Федерация:
     будет выполнять  действующие  договоры  и соглашения в области
ограничения и сокращения вооружений,  участвовать  в  разработке  и
заключении   новых   договоренностей,  отвечающих  ее  национальным
интересам;
     готова к  дальнейшему  обсуждению  вопросов сокращения ядерных
потенциалов   на   основе   двусторонних   договоренностей   и    в
многосторонних  форматах,  а  также  будет  способствовать созданию
надлежащих условий,  позволяющих сокращать ядерные  вооружения  без
ущерба    для    международной    безопасности   и   стратегической
стабильности;
     намерена и   далее   содействовать   укреплению   региональной
стабильности путем участия в  процессах  сокращения  и  ограничения
обычных  вооруженных  сил,  а  также  разработки  и  применения мер
доверия в военной области;
     считает международное  миротворчество действенным инструментом
урегулирования  вооруженных  конфликтов,  выступает  за  укрепление
этого   института   в  строгом  соответствии  с  принципами  Устава
Организации Объединенных Наций и продолжит свое участие в нем;
     будет участвовать   в   проводимых   под   эгидой  Организации
Объединенных Наций и других международных организаций  мероприятиях
по  ликвидации  природных  и  техногенных  катастроф и чрезвычайных
ситуаций,  а также  в  оказании  гуманитарной  помощи  пострадавшим
странам.
     96. В  интересах  обеспечения  стратегической  стабильности  и
равноправного многостороннего взаимодействия на международной арене
Россия в  период  реализации  настоящей  Стратегии  предпримет  все
необходимые  усилия  на  наименее  затратном  уровне по поддержанию
паритета с Соединенными Штатами Америки  в  области  стратегических
наступательных  вооружений  в условиях развертывания ими глобальной
системы противоракетной обороны и реализации концепции  глобального
молниеносного  удара  с  использованием  стратегических носителей в
ядерном и неядерном оснащении.

             V. Организационные, нормативные правовые
      и информационные основы реализации настоящей Стратегии

     97. Государственная  политика  Российской  Федерации в области
национальной безопасности обеспечивается согласованными  действиями
всех  элементов  системы  обеспечения национальной безопасности при
координирующей роли Совета  Безопасности  Российской  Федерации  за
счет      реализации      комплекса      мер      организационного,
нормативно-правового и информационного характера.
     98. Реализация  настоящей  Стратегии  обеспечивается  за  счет
консолидации усилий  и  ресурсов  органов  государственной  власти,
институтов   гражданского  общества,  направленных  на  отстаивание
национальных  интересов  Российской  Федерации  путем  комплексного
использования             политических,            организационных,
социально-экономических,  правовых,   специальных   и   иных   мер,
разработанных  в  рамках  стратегического планирования в Российской
Федерации.
     99. Корректировка   настоящей   Стратегии  осуществляется  при
координирующей  роли  Совета  Безопасности   Российской   Федерации
периодически  -  по  результатам постоянного мониторинга реализации
настоящей Стратегии с учетом  изменений,  оказывающих  существенное
влияние на состояние национальной безопасности.
     100. Организационная поддержка реализации настоящей  Стратегии
заключается   в   совершенствовании   государственного   управления
Российской  Федерации,  а  также  в  развитии  системы  обеспечения
национальной  безопасности  на  основе совершенствования механизмов
стратегического  планирования   устойчивого   развития   Российской
Федерации  и обеспечения национальной безопасности под руководством
Президента Российской Федерации.
     101. Система     документов    стратегического    планирования
(концепция    долгосрочного    социально-экономического    развития
Российской  Федерации,  программы социально-экономического развития
Российской  Федерации  на  краткосрочную   перспективу,   стратегии
(программы)   развития   отдельных  секторов  экономики,  стратегии
(концепции) развития федеральных округов,  стратегии и  комплексные
программы  социально-экономического  развития  субъектов Российской
Федерации,  межгосударственные  программы,  в  выполнении   которых
принимает участие Российская Федерация, федеральные (ведомственные)
целевые  программы,  государственный  оборонный  заказ,  концепции,
доктрины и основы (основные направления) государственной политики в
сферах  обеспечения  национальной  безопасности  и   по   отдельным
направлениям внутренней и внешней политики государства) формируется
Правительством    Российской    Федерации    и    заинтересованными
федеральными  органами  исполнительной  власти  с  участием органов
государственной власти субъектов Российской Федерации на  основании
Конституции   Российской  Федерации,  федеральных  законов  и  иных
нормативных правовых актов Российской Федерации.
     102. По  решению  Президента Российской Федерации документы по
вопросам внутренней и внешней политики государства могут выноситься
на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации.
     103. Разработка   документов   стратегического    планирования
осуществляется   согласно   Регламенту   Правительства   Российской
Федерации и в  соответствии  с  порядком  подготовки  документов  в
Администрации Президента Российской Федерации.
     104. Государственная  политика   в   области   противодействия
наркопреступности    и   терроризму   формируется   Государственным
антинаркотическим  комитетом  и  Национальным  антитеррористическим
комитетом - межведомственными органами, обеспечивающими координацию
федеральных органов исполнительной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах.
     105. Комплексные     проблемы     обеспечения     национальной
безопасности  могут рассматриваться на совместных заседаниях Совета
Безопасности   Российской   Федерации,   Государственного    совета
Российской  Федерации,  Общественной  палаты Российской Федерации с
участием иных совещательных и  консультативных  органов,  созданных
для  обеспечения  конституционных  полномочий Президента Российской
Федерации.
     106. Меры  нормативной правовой поддержки реализации настоящей
Стратегии  определяются   на   основании   Конституции   Российской
Федерации,   федеральных   конституционных   законов,   федеральных
законов,  указов и распоряжений  Президента  Российской  Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации,  а
также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти.
     107. Информационная  и  информационно-аналитическая  поддержка
реализации  настоящей  Стратегии  осуществляется при координирующей
роли Совета Безопасности Российской Федерации за  счет  привлечения
информационных  ресурсов  заинтересованных  органов государственной
власти  и  государственных  научных  учреждений  с   использованием
системы распределенных ситуационных центров,  работающих по единому
регламенту взаимодействия.
     108. Для  развития системы распределенных ситуационных центров
в среднесрочной перспективе потребуется преодолеть  технологическое
отставание в важнейших областях информатизации,  телекоммуникаций и
связи,   определяющих    состояние    национальной    безопасности,
разработать  и  внедрить  технологии  информационной безопасности в
системах   государственного   и   военного   управления,   системах
управления   экологически   опасными  производствами  и  критически
важными объектами,  а также  обеспечить  условия  для  гармонизации
национальной    информационной    инфраструктуры    с   глобальными
информационными сетями и системами.
     109. Угрозы  информационной  безопасности  в  ходе  реализации
настоящей  Стратегии  предотвращаются  за  счет   совершенствования
безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных
систем  критически  важных  объектов  инфраструктуры   и   объектов
повышенной  опасности  в  Российской  Федерации,  повышения  уровня
защищенности корпоративных и индивидуальных информационных  систем,
создания    единой    системы    информационно-телекоммуникационной
поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности.
     110. Разработка   и   реализация   комплекса   оперативных   и
долговременных   мер   по   предотвращению    угроз    национальной
безопасности  в  федеральных  округах проводятся при координирующей
роли  Правительства  Российской  Федерации  федеральными   органами
исполнительной  власти во взаимодействии с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
     111. Контроль   за   ходом   реализации   настоящей  Стратегии
осуществляется  в  рамках  ежегодного  доклада   Секретаря   Совета
Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о
состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

               VI. Основные характеристики состояния
                     национальной безопасности

     112. Основные     характеристики     состояния    национальной
безопасности  предназначаются  для  оценки  состояния  национальной
безопасности и включают:
     уровень безработицы   (доля    от    экономически    активного
населения);
     децильный коэффициент (соотношение доходов 10%  наиболее и 10%
наименее обеспеченного населения);
     уровень роста потребительских цен;
     уровень государственного   внешнего   и  внутреннего  долга  в
процентном отношении от валового внутреннего продукта;
     уровень обеспеченности  ресурсами  здравоохранения,  культуры,
образования и науки в процентном отношении от валового  внутреннего
продукта;
     уровень ежегодного   обновления    вооружения,    военной    и
специальной техники;
     уровень обеспеченности   военными   и   инженерно-техническими
кадрами.
     Перечень основных   характеристик    состояния    национальной
безопасности  может уточняться по результатам мониторинга состояния
национальной безопасности.

                               * * *

     Реализация Стратегии  национальной   безопасности   Российской
Федерации   до  2020  года  призвана  стать  мобилизующим  фактором
развития   национальной   экономики,   улучшения   качества   жизни
населения,   обеспечения   политической  стабильности  в  обществе,
укрепления национальной  обороны,  государственной  безопасности  и
правопорядка,   повышения  конкурентоспособности  и  международного
престижа Российской Федерации.


                            ___________

</p>