Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              22 декабря 2010 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   24 декабря 2010 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 04.05.2011 № 99-ФЗ, от 12.03.2014 № 27-ФЗ, от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 30.12.2015 № 455-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ, от 02.07.2021 № 304-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3597, 3599, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6441) следующие изменения:</p><p>1) статью 13 дополнить частью 4 следующего содержания:</p><p>"4. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.";</p><p>2) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 02.07.2021 № 304-ФЗ)</p><p>3) часть 2 статьи 19 дополнить словами ", при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом";</p><p>4) в статье 21:</p><p>а) пункт 4 части 1 изложить в следующей редакции:</p><p>"4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты);";</p><p>б) в части 5 слова "допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан" заменить словами "допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан";</p><p>в) в части 51 слова "вырубка деревьев, кустарников, лиан" заменить словами "выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан";</p><p>г) дополнить частью 7 следующего содержания:</p><p>"7. Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации.";</p><p>5) часть 4 статьи 23 изложить в следующей редакции:</p><p>"4. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.";</p><p>6) в части 1 статьи 25:</p><p>а) дополнить пунктом 101 следующего содержания:</p><p>"101) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);";</p><p>б) пункт 13 изложить в следующей редакции:</p><p>"13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;";</p><p>7) дополнить статьей 391 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 391. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)</p><p> </p><p>1. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях воспроизводства лесов и лесоразведения.</p><p>2. На лесных участках, используемых для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), допускается размещение теплиц, других строений и сооружений.</p><p>3. Для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) лесные участки государственным учреждениям, муниципальным учреждениям предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.</p><p>4. Правила использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>8) в части 31 статьи 43 слова "для вырубки деревьев, кустарников и лиан" заменить словами "для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан";</p><p>9) статью 45 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 45. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов</p><p> </p><p>1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.</p><p>2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.</p><p>3. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.</p><p>4. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.</p><p>5. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>10) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 23.06.2016    № 218-ФЗ)</p><p>11) статью 53 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 53. Пожарная безопасность в лесах</p><p> </p><p>1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:</p><p>1) предупреждение лесных пожаров;</p><p>2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;</p><p>3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;</p><p>4) иные меры пожарной безопасности в лесах.</p><p>2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.</p><p>3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p>4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>12) дополнить статьями 531 - 538 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 531. Предупреждение лесных пожаров</p><p> </p><p>1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.</p><p>2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:</p><p>1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;</p><p>2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;</p><p>3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;</p><p>4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;</p><p>5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;</p><p>6) проведение работ по гидромелиорации;</p><p>7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;</p><p>8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;</p><p>9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.</p><p>3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.</p><p>4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.</p><p>5. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:</p><p>1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;</p><p>2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;</p><p>3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.</p><p>6. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>7. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 532. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров</p><p> </p><p>1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:</p><p>1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;</p><p>2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;</p><p>3) организацию патрулирования лесов;</p><p>4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.</p><p>2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.</p><p>3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.</p><p>4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 533. Планы тушения лесных пожаров</p><p> </p><p>1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:</p><p>1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;</p><p>2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;</p><p>3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;</p><p>4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;</p><p>5) иные мероприятия.</p><p>2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.</p><p>3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p>5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.</p><p> </p><p>Статья 534. Тушение лесных пожаров</p><p> </p><p>1. Тушение лесного пожара включает в себя:</p><p>1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;</p><p>2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;</p><p>3) локализацию лесного пожара;</p><p>4) ликвидацию лесного пожара;</p><p>5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;</p><p>6) предотвращение возобновления лесного пожара.</p><p>2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.</p><p>3. Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 535. Ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах</p><p> </p><p>Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 536. Мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров</p><p> </p><p>1. Мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.</p><p>2. Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p>3. При проведении указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.</p><p>4. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".</p><p> </p><p>Статья 537. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров</p><p> </p><p>1. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.</p><p>2. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры.</p><p>3. Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном статьями 30 и 33 настоящего Кодекса.</p><p>4. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса.</p><p>5. Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается.</p><p>6. По результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов.</p><p>(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 30.12.2015    № 455-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 538. Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров</p><p> </p><p>(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 12.03.2014    № 27-ФЗ)</p><p>(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 12.03.2014    № 27-ФЗ)</p><p>3. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных.";</p><p>13) статью 57 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 57. Авиационные работы по охране и защите лесов</p><p> </p><p>1. Авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:</p><p>1) авиационное патрулирование;</p><p>2) тушение лесных пожаров;</p><p>3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;</p><p>(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 30.12.2015    № 455-ФЗ)</p><p>2. Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>14) в статье 65:</p><p>а) часть 2 изложить в следующей редакции:</p><p>"2. В целях лесного семеноводства осуществляются:</p><p>1) лесосеменное районирование;</p><p>2) создание и выделение объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и подобных объектов);</p><p>3) формирование федерального фонда семян лесных растений;</p><p>4) семенной контроль в отношении семян лесных растений;</p><p>5) другие мероприятия по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян лесных растений.";</p><p>б) часть 5 изложить в следующей редакции:</p><p>"5. Порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правила создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосемен</p></div>
Показать следующую страницу документа