Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ

pravo.gov.ru

Об участии граждан в охране общественного порядка

Копия в формате PDF

<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>Об участии граждан в охране общественного порядка</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              21 марта 2014 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   26 марта 2014 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 31.12.2017 № 497-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ, от 14.07.2022 № 253-ФЗ)</h4><p> </p><p>Глава 1. Общие положения</p><p> </p><p>Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона</p><p> </p><p>1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также - граждане) в охране общественного порядка.</p><p>2. Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.</p><p> </p><p>Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах;</p><p>2) участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;</p><p>3) внештатный сотрудник полиции - гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству;</p><p>4) общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;</p><p>5) народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;</p><p>6) народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка;</p><p>7) реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации (далее также - региональный реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 3. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка</p><p> </p><p>Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты.</p><p> </p><p>Статья 4. Принципы участия граждан в охране общественного порядка</p><p> </p><p>Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами:</p><p>1) добровольности;</p><p>2) законности;</p><p>3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;</p><p>4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;</p><p>5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;</p><p>6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.</p><p> </p><p>Статья 5. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка</p><p> </p><p>1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.</p><p>2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.</p><p> </p><p>Статья 6. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка</p><p> </p><p>1. Органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.</p><p>2. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.</p><p>3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.</p><p>4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка на территории Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, с учетом положений Федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Дополнение частью - Федеральный закон от 14.07.2022 № 253-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 7. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации</p><p> </p><p>1. Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр.</p><p>2. Региональный реестр ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), по месту создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.</p><p>3. Внесение в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности осуществляется при представлении следующих документов:</p><p>1) заявление о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом;</p><p>2) устав народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.</p><p>4. В региональном реестре должны содержаться следующие сведения:</p><p>1) сведения о командире народной дружины или об учредителях общественного объединения правоохранительной направленности;</p><p>2) место создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности;</p><p>3) территория, на которой народная дружина или общественное объединение правоохранительной направленности участвует в охране общественного порядка;</p><p>4) дата включения народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр;</p><p>5) основание и дата прекращения деятельности народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.</p><p>5. Порядок формирования и ведения регионального реестра определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.</p><p> </p><p>Глава 2. Формы участия граждан в охране общественного порядка</p><p> </p><p>Статья 8. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам</p><p> </p><p>1. В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:</p><p>1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;</p><p>2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;</p><p>3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;</p><p>4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению.</p><p>2. Граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 9. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести</p><p> </p><p>1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести.</p><p>2. Решение вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов осуществляется гражданами, участвующими в поиске лиц, пропавших без вести, самостоятельно с учетом рекомендаций, полученных от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.</p><p>3. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, имеют право:</p><p>1) оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести;</p><p>2) получать от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;</p><p>3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.</p><p>4. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, обязаны:</p><p>1) не создавать препятствия своими действиями сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов при реализации данными сотрудниками своих полномочий по поиску лиц, пропавших без вести;</p><p>2) сообщать сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о фактах, имеющих значение для поиска лиц, пропавших без вести;</p><p>3) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.</p><p> </p><p>Статья 10. Внештатное сотрудничество с полицией</p><p> </p><p>1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией.</p><p>2. Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.</p><p>3. Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане:</p><p>1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;</p><p>2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;</p><p>3) ранее осужденные за умышленные преступления;</p><p>4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения; (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 219-ФЗ)</p><p>5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;</p><p>6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;</p><p>7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;</p><p>8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; (В редакции Федерального закона от 31.12.2017    № 497-ФЗ)</p><p>9) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;</p><p>10) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.</p><p>4. Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в следующих случаях:</p><p>1) на основании личного заявления внештатного сотрудника полиции;</p><p>2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи;</p><p>3) в связи с неоднократным невыполнением предъявляемых к внештатным сотрудникам полиции требований или фактическим самоустранением внештатного сотрудника полиции от выполнения возложенных на него обязанностей;</p><p>4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации;</p><p>5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.</p><p>5. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право:</p><p>1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;</p><p>2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;</p><p>3) знакомиться с документами, определяющими правовое положение внештатного сотрудника полиции, а также получать в установленном порядке информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка;</p><p>4) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;</p><p>5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.</p><p>6. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны:</p><p>1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;</p><p>2) выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации;</p><p>3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;</p><p>4) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;</p><p>5) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.</p><p>7. За противоправные действия при участии в охране общественного порядка внештатные сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.</p><p>8. Действия внештатных сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.</p><p>9. Внештатные сотрудники полиции вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.</p><p>10. Финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников полиции, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов внутренних дел.</p><p> </p><p>Статья 11. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности</p><p> </p><p>1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.</p><p>2. Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр.</p><p>3. Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности являются:</p><p>1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;</p><p>2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений;</p><p>3) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.</p><p>4. Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходим</p></div>
Показать следующую страницу документа