Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ

pravo.gov.ru

Об участии граждан в охране общественного порядка
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>ость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017    № 497-ФЗ)</p><p>5. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений настоящего Федерального закона.</p><p>6. Не могут быть учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности граждане:</p><p>1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;</p><p>2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;</p><p>3) ранее осужденные за умышленные преступления;</p><p>4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения; (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 219-ФЗ)</p><p>5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;</p><p>6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;</p><p>7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;</p><p>8) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.</p><p>7. Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка имеют право в пределах территории, на которой они созданы:</p><p>1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;</p><p>2) оказывать содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам при их обращении в мероприятиях по охране общественного порядка;</p><p>3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.</p><p>8. Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы, предусмотренные их учредительными документами.</p><p>9. Организации, в которых созданы общественные объединения правоохранительной направленности по месту работы или учебы граждан, в пределах своей компетенции могут предоставлять участникам этих объединений льготы и компенсации за счет собственных средств.</p><p> </p><p>Глава 3. Порядок создания и деятельности народных дружин</p><p> </p><p>Статья 12. Создание и организация деятельности народных дружин</p><p> </p><p>1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017    № 497-ФЗ)</p><p>2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям представительных органов внутригородских муниципальных образований). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017    № 497-ФЗ)</p><p>3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.</p><p>4. Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.</p><p>5. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.</p><p>6. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:</p><p>1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;</p><p>2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;</p><p>3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;</p><p>4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.</p><p>7. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений настоящего Федерального закона.</p><p>8. Не могут быть учредителями народных дружин граждане:</p><p>1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;</p><p>2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;</p><p>3) ранее осужденные за умышленные преступления;</p><p>4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения; (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 219-ФЗ)</p><p>5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;</p><p>6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;</p><p>7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;</p><p>8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; (В редакции Федерального закона от 31.12.2017    № 497-ФЗ)</p><p>9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.</p><p>9. Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.</p><p> </p><p>Статья 13. Руководство деятельностью народных дружин</p><p> </p><p>1. Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017    № 497-ФЗ)</p><p>2. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы), порядок создания и деятельности которых определяется законами субъектов Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 14. Порядок приема в народные дружины и исключения из них</p><p> </p><p>1. В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.</p><p>2. В народные дружины не могут быть приняты граждане:</p><p>1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;</p><p>2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;</p><p>3) ранее осужденные за умышленные преступления;</p><p>4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения; (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 219-ФЗ)</p><p>5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;</p><p>6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;</p><p>7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;</p><p>8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; (В редакции Федерального закона от 31.12.2017    № 497-ФЗ)</p><p>9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.</p><p>3. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:</p><p>1) на основании личного заявления народного дружинника;</p><p>2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 2 настоящей статьи;</p><p>3) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;</p><p>4) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;</p><p>5) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 15. Подготовка народных дружинников</p><p> </p><p>Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.</p><p> </p><p>Статья 16. Удостоверение и форменная одежда народных дружинников</p><p> </p><p>1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.</p><p>2. Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.</p><p> </p><p>Статья 17. Права народных дружинников</p><p> </p><p>1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:</p><p>1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;</p><p>2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;</p><p>3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;</p><p>4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;</p><p>5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.</p><p>2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.</p><p> </p><p>Статья 18. Обязанности народных дружинников</p><p> </p><p>1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:</p><p>1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;</p><p>2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;</p><p>3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;</p><p>4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;</p><p>5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;</p><p>6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;</p><p>7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.</p><p>2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.</p><p> </p><p>Статья 19. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы</p><p> </p><p>1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.</p><p>2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.</p><p>3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.</p><p>4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.</p><p>5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.</p><p>6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.</p><p>7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.</p><p> </p><p>Статья 20. Ответственность народных дружинников</p><p> </p><p>1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.</p><p>2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 21. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин</p><p> </p><p>1. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.</p><p>2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.</p><p> </p><p>Статья 22. Взаимодействие народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами</p><p> </p><p>1. Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017    № 497-ФЗ)</p><p>2. Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территор</p></div>
Показать следующую страницу документа