Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203

pravo.gov.ru

О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы

Копия в формате PDF

                               УКАЗ

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           О Стратегии развития информационного общества
            в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы

     В целях обеспечения  условий  для  формирования  в  Российской
Федерации общества знаний п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить прилагаемую  Стратегию  развития  информационного
общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.
     2. Правительству Российской Федерации утвердить  до  1 октября
2017 г.  перечень   показателей   реализации   Стратегии   развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы
(далее - Стратегия) и план ее реализации.
     3. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок:
     а) внести изменения в документы стратегического планирования в
соответствии со Стратегией;
     б) обеспечить внесение изменений в  документы  стратегического
планирования   федеральных   органов   исполнительной   власти    в
соответствии со Стратегией.
     4. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской  Федерации  и  органам  местного  самоуправления  внести
изменения в документы стратегического планирования  в  соответствии
со Стратегией.
     5. Признать утратившей силу Стратегию развития информационного
общества   в   Российской   Федерации,   утвержденную   Президентом
Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
     6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     9 мая 2017 года
     № 203
     _______________


                                                   УТВЕРЖДЕНА
                                               Указом Президента
                                              Российской Федерации
                                             от 9 мая 2017 г. № 203


                             СТРАТЕГИЯ
     развития информационного общества в Российской Федерации
                        на 2017 - 2030 годы

                        I. Общие положения

     1. Настоящая Стратегия  определяет  цели,  задачи  и  меры  по
реализации внутренней и внешней  политики  Российской  Федерации  в
сфере  применения  информационных  и  коммуникационных  технологий,
направленные на  развитие  информационного  общества,  формирование
национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов
и реализацию стратегических национальных приоритетов.
     2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют  Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
"О стратегическом  планировании  в  Российской  Федерации",  другие
федеральные законы, Стратегия национальной безопасности  Российской
Федерации  и  Доктрина   информационной   безопасности   Российской
Федерации,  утвержденные  Президентом  Российской  Федерации,  иные
нормативные  правовые  акты  Российской   Федерации,   определяющие
направления применения информационных и коммуникационных технологий
в Российской Федерации.
     3. Основными принципами настоящей Стратегии являются:
     а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
     б) обеспечение свободы выбора  средств  получения  знаний  при
работе с информацией;
     в) сохранение традиционных и привычных для  граждан  (отличных
от цифровых) форм получения товаров и услуг;
     г) приоритет  традиционных   российских   духовно-нравственных
ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм  поведения
при использовании информационных и коммуникационных технологий;
     д) обеспечение законности и разумной достаточности при  сборе,
накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
     е) обеспечение  государственной  защиты  интересов  российских
граждан в информационной сфере.
     4. В  настоящей  Стратегии  используются  следующие   основные
понятия:
     а) безопасные программное обеспечение и  сервис -  программное
обеспечение и сервис, сертифицированные на соответствие требованиям
к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным  органом
исполнительной  власти,  уполномоченным   в   области   обеспечения
безопасности,  или  федеральным  органом   исполнительной   власти,
уполномоченным в области противодействия  техническим  разведкам  и
технической защиты информации;
     б) индустриальный     интернет -     концепция      построения
информационных   и   коммуникационных   инфраструктур   на   основе
подключения к  информационно-телекоммуникационной  сети  "Интернет"
(далее - сеть  "Интернет")  промышленных  устройств,  оборудования,
датчиков, сенсоров, систем управления технологическими  процессами,
а также интеграции данных программно-аппаратных средств между собой
без участия человека;
     в) интернет вещей - концепция вычислительной сети, соединяющей
вещи (физические предметы), оснащенные встроенными  информационными
технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней  средой
без участия человека;
     г) информационное общество - общество, в котором информация  и
уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют  на
экономические и социокультурные условия жизни граждан;
     д) информационное пространство -  совокупность  информационных
ресурсов,  созданных  субъектами  информационной   сферы,   средств
взаимодействия  таких  субъектов,  их   информационных   систем   и
необходимой информационной инфраструктуры;
     е) инфраструктура  электронного  правительства -  совокупность
размещенных  на  территории  Российской  Федерации  государственных
информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи,
обеспечивающих  при  оказании  услуг  и  осуществлении  функций   в
электронной форме  взаимодействие  органов  государственной  власти
Российской Федерации, органов местного  самоуправления,  граждан  и
юридических лиц;
     ж) критическая   информационная   инфраструктура    Российской
Федерации  (далее -  критическая  информационная  инфраструктура) -
совокупность объектов критической информационной инфраструктуры,  а
также   сетей   электросвязи,    используемых    для    организации
взаимодействия объектов критической  информационной  инфраструктуры
между собой;
     з) Национальная    электронная    библиотека -     федеральная
государственная  информационная   система,   представляющая   собой
совокупность документов и сведений  в  электронной  форме  (объекты
исторического, научного и культурного достояния народов  Российской
Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием  сети
"Интернет";
     и) облачные вычисления - информационно-технологическая  модель
обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием  сети
"Интернет" к общему набору конфигурируемых вычислительных  ресурсов
("облаку"), устройствам хранения данных,  приложениям  и  сервисам,
которые  могут  быть  оперативно  предоставлены  и  освобождены  от
нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически
без участия провайдера;
     к) обработка больших объемов данных -  совокупность  подходов,
инструментов и методов автоматической обработки структурированной и
неструктурированной информации, поступающей из большого  количества
различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных,  источников
информации, в объемах, которые  невозможно  обработать  вручную  за
разумное время;
     л) общество  знаний -  общество,   в   котором   преобладающее
значение для развития гражданина,  экономики  и  государства  имеют
получение, сохранение, производство и  распространение  достоверной
информации  с  учетом   стратегических   национальных   приоритетов
Российской Федерации;
     м) объекты   критической    информационной    инфраструктуры -
информационные системы  и  информационно-телекоммуникационные  сети
государственных   органов,   а   также   информационные    системы,
информационно-телекоммуникационные   сети   и    автоматизированные
системы управления технологическими процессами,  функционирующие  в
оборонной  промышленности,  в  сфере  здравоохранения,  транспорта,
связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной,
ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической
промышленности;
     н) сети  связи  нового  поколения -  технологические  системы,
предназначенные для подключения к сети "Интернет" пятого  поколения
в   целях   использования   в   устройствах   интернета   вещей   и
индустриального интернета;
     о) технологически  независимые   программное   обеспечение   и
сервис - программное  обеспечение  и  сервис,  которые  могут  быть
использованы на всей территории  Российской  Федерации,  обеспечены
гарантийной и технической  поддержкой  российских  организаций,  не
имеют  принудительного  обновления  и  управления   из-за   рубежа,
модернизация которых осуществляется  российскими  организациями  на
территории  Российской  Федерации   и   которые   не   осуществляют
несанкционированную    передачу    информации,    в    том    числе
технологической;
     п) туманные вычисления - информационно-технологическая  модель
системного  уровня  для  расширения  облачных   функций   хранения,
вычисления и сетевого взаимодействия, в  которой  обработка  данных
осуществляется  на  конечном  оборудовании  (компьютеры,  мобильные
устройства, датчики, смарт-узлы и другое) в сети, а не в "облаке";
     р) цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в  которой
ключевым фактором производства являются  данные  в  цифровом  виде,
обработка  больших  объемов  и  использование  результатов  анализа
которых  по  сравнению  с  традиционными   формами   хозяйствования
позволяют  существенно  повысить  эффективность   различных   видов
производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки
товаров и услуг;
     с) экосистема цифровой  экономики -  партнерство  организаций,
обеспечивающее   постоянное   взаимодействие    принадлежащих    им
технологических     платформ,     прикладных     интернет-сервисов,
аналитических систем, информационных систем органов государственной
власти Российской Федерации, организаций и граждан.

         II. Россия в современном информационном обществе

     5. Международные принципы создания информационного общества  и
подходы к его созданию определены  Окинавской  хартией  глобального
информационного   общества   (2000 год),   Декларацией    принципов
"Построение информационного общества - глобальная  задача  в  новом
тысячелетии" (2003 год), Планом действий  Тунисского  обязательства
(2005 год).
     6. Первым стратегическим документом, определившим  направления
развития  информационного  общества  в  России,   стала   Стратегия
развития   информационного   общества   в   Российской   Федерации,
утвержденная Президентом Российской Федерации. Она положила  начало
интенсивному   использованию   органами   государственной    власти
Российской  Федерации,  бизнесом  и  гражданами  информационных   и
коммуникационных технологий.
     7. Электронные средства  массовой  информации,  информационные
системы,  социальные  сети,  доступ  к  которым  осуществляется   с
использованием сети "Интернет",  стали  частью  повседневной  жизни
россиян. Пользователями  российского  сегмента  сети  "Интернет"  в
2016 году стали более 80 млн. человек.
     8. В России информационное  общество  характеризуется  широким
распространением и доступностью мобильных устройств (в  среднем  на
одного  россиянина  приходится  два  абонентских  номера  мобильной
связи), а  также  беспроводных  технологий,  сетей  связи.  Создана
система предоставления  государственных  и  муниципальных  услуг  в
электронной форме, к которой подключились  более  34  млн. россиян.
Граждане  имеют   возможность   направить   в   электронной   форме
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы  и
органы местного самоуправления.
     9. В России с 2014 года осуществляется подключение  населенных
пунктов с населением от 250 до 500 человек  к  сети  "Интернет",  в
результате чего 5 млн. граждан России, проживающих почти в 14  тыс.
таких малонаселенных пунктов, получат доступ к сети "Интернет".
     10. Информационные  и  коммуникационные  технологии  оказывают
существенное влияние на развитие традиционных  отраслей  экономики.
Объем реализации товаров и услуг россиянам  с  использованием  сети
"Интернет" в 2015 году достиг  эквивалента  2,3  процента  валового
внутреннего продукта и имеет тенденцию к росту.
     11. Информационные и коммуникационные технологии стали  частью
современных  управленческих  систем  во  всех  отраслях  экономики,
сферах государственного управления,  обороны  страны,  безопасности
государства и обеспечения правопорядка.
     12. В России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа  к
информационным и коммуникационным технологиям  актуальной  является
проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии,
созданные  на  основе  передовых  знаний  (нано-  и  биотехнологии,
оптические  технологии,  искусственный  интеллект,   альтернативные
источники энергии), становятся доступными.
     13. Развитие технологий сбора и анализа  данных,  обмена  ими,
управления производственными процессами  осуществляется  на  основе
внедрения  когнитивных  технологий,  их  конвергенции  с  нано-   и
биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками
и  средствами  распространения  которых  являются  промышленные   и
социальные объекты, различные электронные  устройства,  приводит  к
формированию  новых  технологий.  Повсеместное   применение   таких
технологий способствует развитию нового этапа экономики -  цифровой
экономики и образованию ее экосистемы.
     14. Главным  способом   обеспечения   эффективности   цифровой
экономики становится внедрение  технологии  обработки  данных,  что
позволит уменьшить затраты  при  производстве  товаров  и  оказании
услуг.
15. Конкурентным   преимуществом   на   мировом   рынке    обладают
государства, отрасли экономики которых основываются на  технологиях
анализа  больших   объемов   данных.   Такие   технологии   активно
используются в России, но они основаны на  зарубежных  разработках.
Отечественные аналоги в настоящее время  отсутствуют.  Повсеместное
внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий,
в том числе на объектах критической информационной  инфраструктуры,
усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан  и
государства  в  информационной   сфере.   С   использованием   сети
"Интернет"   все   чаще   совершаются   компьютерные    атаки    на
государственные  и  частные  информационные  ресурсы,  на   объекты
критической информационной инфраструктуры.
     16. Темпы   развития   технологий,   создания,   обработки   и
распространения  информации   значительно   превысили   возможности
большинства людей в освоении и применении знаний. Смещение акцентов
в восприятии  окружающего  мира,  особенно  в  сети  "Интернет",  с
научного,       образовательного       и       культурного       на
развлекательно-справочный сформировало  новую  модель  восприятия -
так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого
является массовое поверхностное восприятие информации. Такая  форма
освоения информации упрощает  влияние  на  взгляды  и  предпочтения
людей, способствует формированию навязанных моделей поведения,  что
дает преимущество в достижении экономических и  политических  целей
тем государствам и  организациям,  которым  принадлежат  технологии
распространения информации.
     17. Международно-правовые  механизмы,  позволяющие  отстаивать
суверенное  право  государств  на   регулирование   информационного
пространства, в том числе в национальном сегменте сети  "Интернет",
не  установлены.  Большинство  государств   вынуждены   "на   ходу"
адаптировать  государственное  регулирование  сферы  информации   и
информационных технологий к новым обстоятельствам.
     18. Усилия  многих  государств  направлены   на   приоритетное
развитие  национальной  информационной   инфраструктуры   в   ущерб
формированию  и  распространению  знаний,  что  не  в  полной  мере
соответствует целям, продекларированным  на  Всемирной  встрече  на
высшем уровне по вопросам информационного общества,  проходившей  в
Женеве в 2003 году.
     19. Российское общество заинтересовано в получении информации,
соответствующей высокому  интеллектуальному  и  культурному  уровню
развития граждан России.

    III. Цель настоящей Стратегии и стратегические национальные
           приоритеты Российской Федерации при развитии
                     информационного общества

     20. Целью настоящей Стратегии является  создание  условий  для
формирования в Российской Федерации общества знаний.
     21. Настоящая Стратегия  призвана  способствовать  обеспечению
следующих национальных интересов:
     а) развитие человеческого потенциала;
     б) обеспечение безопасности граждан и государства;
     в) повышение роли России в мировом гуманитарном  и  культурном
пространстве;
     г) развитие    свободного,    устойчивого    и     безопасного
взаимодействия  граждан  и  организаций,  органов   государственной
власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
     д) повышение   эффективности   государственного    управления,
развитие экономики и социальной сферы;
     е) формирование цифровой экономики.
     22. Обеспечение   национальных    интересов    при    развитии
информационного общества осуществляется путем реализации  следующих
приоритетов:
     а) формирование   информационного   пространства   с    учетом
потребностей  граждан  и  общества  в  получении   качественных   и
достоверных сведений;
     б) развитие информационной и  коммуникационной  инфраструктуры
Российской Федерации;
     в) создание   и   применение   российских   информационных   и
коммуникационных технологий, обеспечение  их  конкурентоспособности
на международном уровне;
     г) формирование  новой  технологической  основы  для  развития
экономики и социальной сферы;
     д) обеспечение  национальных  интересов  в  области   цифровой
экономики.
     23. В целях  развития  информационного  общества  государством
создаются  условия   для   формирования   пространства   знаний   и
предоставления  доступа  к   нему,   совершенствования   механизмов
распространения знаний,  их  применения  на  практике  в  интересах
личности, общества и государства.

        Формирование информационного пространства с учетом
            потребностей граждан и общества в получении
                качественных и достоверных сведений

     24. Целями    формирования    информационного    пространства,
основанного  на  знаниях   (далее -   информационное   пространство
знаний),  являются  обеспечение  прав   граждан   на   объективную,
достоверную,  безопасную  информацию   и   создание   условий   для
удовлетворения их потребностей  в  постоянном  развитии,  получении
качественных и достоверных сведений, новых компетенций,  расширении
кругозора.
     25. Формирование    информационного    пространства     знаний
осуществляется путем развития науки, реализации  образовательных  и
просветительских  проектов,  создания  для  граждан   общедоступной
системы  взаимоувязанных  знаний   и   представлений,   обеспечения
безопасной информационной среды  для  детей,  продвижения  русского
языка в мире,  поддержки  традиционных  (отличных  от  доступных  с
использованием сети "Интернет") форм распространения знаний.
     26. Для  формирования  информационного   пространства   знаний
необходимо:
     а) проводить  мероприятия  в   области   духовно-нравственного
воспитания граждан;
     б) реализовать  просветительские  проекты,   направленные   на
обеспечение доступа к  знаниям,  достижениям  современной  науки  и
культуры;
     в) проводить   мероприятия   по    сохранению    культуры    и
общероссийской идентичности народов Российской Федерации;
     г) сформировать  безопасную  информационную  среду  на  основе
популяризации     информационных      ресурсов,      способствующих
распространению   традиционных   российских    духовно-нравственных
Показать следующую страницу документа