Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<div><p> </p><p> </p><h4>УКАЗ</h4><p> </p><h4>ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ</h4><p> </p><h4>О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года</h4><p> </p><p>В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:</p><p>1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.</p><p>2. Правительству Российской Федерации:</p><p>а) разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;</p><p>б) обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации;</p><p>в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;</p><p>г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению.</p><p>3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2117).</p><p>4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>13 мая 2017 года</p><p>№ 208</p><p> </p><p> </p><p>УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 13 мая 2017 г. № 208</p><p> </p><h4>СТРАТЕГИЯэкономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года</h4><p> </p><h4>I. Общие положения</h4><p> </p><p>1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.</p><p>2. В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации (далее - экономическая безопасность), а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.</p><p>3. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.</p><p>4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.</p><p>5. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.</p><p>6. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.</p><p>7. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:</p><p>1) "экономическая безопасность" - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;</p><p>2) "экономический суверенитет Российской Федерации" (далее - экономический суверенитет) - объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств;</p><p>3) "национальные интересы" Российской Федерации в экономической сфере - объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;</p><p>4) "угроза экономической безопасности" - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере;</p><p>5) "вызовы экономической безопасности" - совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности;</p><p>6) "риск в области экономической безопасности" - возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности;</p><p>7) "обеспечение экономической безопасности" - реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.</p><p> </p><h4>II. Вызовы и угрозы экономической безопасности</h4><p> </p><p>8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.</p><p>9. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.</p><p>10. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.</p><p>11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.</p><p>12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:</p><p>1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;</p><p>2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;</p><p>3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;</p><p>4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;</p><p>5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;</p><p>6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";</p><p>7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;</p><p>8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;</p><p>9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;</p><p>10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;</p><p>11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;</p><p>12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;</p><p>13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;</p><p>14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;</p><p>15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;</p><p>16) несбалансированность национальной бюджетной системы;</p><p>17) недостаточно эффективное государственное управление;</p><p>18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;</p><p>19) сохранение значительной доли теневой экономики;</p><p>20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;</p><p>21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;</p><p>22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;</p><p>23) недостаточность трудовых ресурсов;</p><p>24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;</p><p>25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.</p><p>13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.</p><p> </p><h4>III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности</h4><p> </p><p>14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:</p><p>1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;</p><p>2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;</p><p>3) обеспечение экономического роста;</p><p>4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;</p><p>5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;</p><p>6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.</p><p>15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:</p><p>1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;</p><p>2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;</p><p>3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;</p><p>4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;</p><p>5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;</p><p>6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;</p><p>7) обеспечение безопасности экономической деятельности;</p><p>8) развитие человеческого потенциала.</p><p>16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:</p><p>1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;</p><p>2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;</p><p>3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;</p><p>4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;</p><p>5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;</p><p>6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;</p><p>7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;</p><p>8) повышение эффективности бюджетных расходов;</p><p>9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;</p><p>10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;</p><p>11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;</p><p>12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;</p><p>13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;</p><p>14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;</p><p>15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.</p><p>17. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:</p><p>1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;</p><p>2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;</p><p>3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;</p><p>4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;</p><p>5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;</p><p>6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;</p><p>7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;</p><p>8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;</p><p>9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;</p><p>10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;</p><p>11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.</p><p>18. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:</p><p>1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;</p><p>2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;</p><p>3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;</p><p>4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;</p><p>5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;</p><p>6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;</p><p>7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;</p><p>8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;</p><p>9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;</p><p>10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.</p><p>19. Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:</p><p></p></div>Показать следующую страницу документа