Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 20.07.2017 г. № 327

pravo.gov.ru

Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года

Копия в формате PDF

<div><p> </p><p> </p><h4>УКАЗ</h4><p> </p><h4>ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ</h4><p> </p><h4>Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельностина период до 2030 года</h4><p> </p><p>В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности постановляю:</p><p>1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.</p><p>2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.</p><p>3. Признать утратившими силу Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 29 мая 2012 г. № Пр-1459.</p><p>4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации                               В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>20 июля 2017 года</p><p>№ 327</p><p> </p><p> </p><p>УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 2017 г. № 327</p><p> </p><p> </p><h4>ОСНОВЫ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года</h4><p> </p><h4>I. Общие положения</h4><p> </p><p>1. Настоящими Основами определяются цели, задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, а также роль и место Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности в военной составляющей морского потенциала Российской Федерации.</p><p>2. Государственная политика Российской Федерации в области военно-морской деятельности (далее - государственная политика в области военно-морской деятельности) является совокупностью объединенных общим замыслом мер, направленных на обеспечение и реализацию национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.</p><p>3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.</p><p>4. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.</p><p>5. Настоящими Основами конкретизируются отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации и других документов стратегического планирования Российской Федерации в военной сфере, а также Концепции внешней политики Российской Федерации.</p><p>6. Военно-морская деятельность - это целенаправленная деятельность государства по формированию и поддержанию военными методами благоприятных условий в Мировом океане для устойчивого развития Российской Федерации и реализации основных приоритетов ее национальной безопасности.</p><p>7. Военно-морская деятельность является составной частью (видом) военной деятельности государства, осуществляемой в Мировом океане в целях предотвращения агрессии против Российской Федерации и в целях реализации ее национальных интересов, и относится к категории высших государственных приоритетов.</p><p>8. Российская Федерация по-прежнему сохраняет статус великой морской державы, морской потенциал которой обеспечивает реализацию и защиту ее национальных интересов в любом районе Мирового океана, является важным фактором международной стабильности и стратегического сдерживания и позволяет проводить независимую национальную морскую политику в качестве равноправного участника международной морской деятельности.</p><p>9. Военно-морскую деятельность осуществляют Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности.</p><p>10. В осуществлении военно-морской деятельности участвует Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое определяет основные направления внешней политики в части, касающейся обеспечения военно-морского присутствия Российской Федерации и демонстрации флага Российской Федерации в Мировом океане, а также координирует военное сотрудничество с иностранными партнерами в соответствии с внешнеполитическими приоритетами Российской Федерации и международной обстановкой.</p><p>11. В осуществлении военно-морской деятельности также принимают участие другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.</p><p>12. Военно-Морской Флот как вид Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений.</p><p>13. Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия, необходимые для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает ее военно-морское присутствие, демонстрацию флага Российской Федерации и военной силы государства в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации, осуществляет заходы военных кораблей (судов) Российской Федерации в порты иностранных государств, защиту государственной границы Российской Федерации в подводной среде, в том числе противолодочную, противоподводно-диверсионную оборону в интересах безопасности Российской Федерации.</p><p>14. Органы федеральной службы безопасности выполняют основные задачи в сфере пограничной политики Российской Федерации, обеспечивают защиту и охрану государственной границы Российской Федерации, экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, осуществляют меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов в соответствии с международными договорами Российской Федерации.</p><p>15. Органы федеральной службы безопасности участвуют в выполнении международных договоров Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности в пограничной сфере, координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.</p><p>16. Состав сил и средств органов федеральной службы безопасности оптимизируется в соответствии с угрозами безопасности Российской Федерации в пограничной сфере.</p><p>17. Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют между собой в целях решения поставленных перед ними задач.</p><p> </p><h4>II. Россия и Мировой океан. Военные опасности и угрозынациональной безопасности Российской Федерации</h4><p> </p><p>18. Значение Мирового океана для всего мира и Российской Федерации в долгосрочной перспективе будет неуклонно расти в связи с истощением природных ресурсов суши, воздействием хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, изменением климата, миграцией населения и другими процессами.</p><p>19. Современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство.</p><p>20. В последнее время обострилась конкуренция между странами за доступ к природным ресурсам Мирового океана, усилилось стремление ряда государств к получению контроля над стратегически важными морскими транспортными коммуникациями. В условиях повышения интенсивности использования Мирового океана в экономических и военных целях политическая значимость указанных факторов приобретает глобальный характер.</p><p>21. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в основных районах Мирового океана, в том числе в акваториях, непосредственно прилегающих к территории Российской Федерации.</p><p>22. Для обеспечения влияния на военно-политическую обстановку в мире и защиты своих интересов Российская Федерация реализует бесспорное право на военно-морское присутствие в Мировом океане, руководствуясь принципами и нормами международного права.</p><p>23. В период до 2030 года в мире прогнозируется нестабильная военно-политическая обстановка, характеризующаяся усилением глобальной конкуренции, соперничеством мировых центров силы, неустойчивостью политических и экономических процессов, происходящих на фоне осложнения международных отношений и активизации транснациональных террористических группировок.</p><p>24. Сохраняются существующие и появляются новые опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, основными из которых являются:</p><p>а) стремление ряда государств, прежде всего Соединенных Штатов Америки (США) и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил;</p><p>б) наличие территориальных претензий иностранных государств к Российской Федерации в отношении приморских территорий и прилегающих к ним акваторий;</p><p>в) увеличение количества государств, обладающих боеспособными, мощными военно-морскими силами;</p><p>г) распространение оружия массового поражения и ракетных технологий;</p><p>д) стремление ряда государств ограничить доступ Российской Федерации к ресурсам Мирового океана и ее выход на жизненно важные морские транспортные коммуникации;</p><p>е) экономическое, политическое, международно-правовое и военное давление на Российскую Федерацию в целях снижения эффективности ее морской деятельности в Мировом океане, ослабления ее контроля над Северным морским путем - исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации;</p><p>ж) увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, браконьерства, незаконных перевозок морским транспортом оружия, наркотических средств, психотропных веществ, а также химических веществ и радиоактивных материалов;</p><p>з) наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации и ее союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану.</p><p>25. С учетом негативных изменений международной обстановки в Мировом океане могут возникнуть непосредственные военные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, такие как:</p><p>а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы в районах Мирового океана, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальных интересов Российской Федерации;</p><p>б) развертывание (наращивание) иностранными государствами в прилегающих к территории Российской Федерации акваториях морей и океанов стратегических неядерных систем высокоточного оружия морского базирования, а также систем противоракетной обороны морского базирования;</p><p>в) применение рядом государств военной силы в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и других норм международного права, угрожающее национальным интересам Российской Федерации.</p><p>26. В целях обеспечения своих национальных интересов и в соответствии с международными обязательствами Российская Федерация определяет стратегически важные и другие районы Мирового океана, в которых ее военно-морское присутствие осуществляется на постоянной или периодической основе.</p><p>27. Необходимость военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных и других районах Мирового океана определяется также исходя из следующих опасностей:</p><p>а) усиливающееся стремление ряда государств к обладанию источниками углеводородных ресурсов на Ближнем Востоке, в Арктике и в бассейне Каспийского моря;</p><p>б) негативное воздействие на международную обстановку ситуации в Сирийской Арабской Республике, Республике Ирак, Исламской Республике Афганистан, конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки;</p><p>в) возможность обострения существующих и возникновения новых межгосударственных конфликтов в любом районе Мирового океана;</p><p>г) рост пиратской активности в Гвинейском заливе, а также в акваториях Индийского и Тихого океанов;</p><p>д) возможность оказания иностранными государствами противодействия осуществлению Российской Федерацией экономической деятельности и проведению научных исследований в Мировом океане.</p><p> </p><h4>III. Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области военно-морской деятельности</h4><p> </p><p>28. Основными целями государственной политики в области военно-морской деятельности являются:</p><p>а) поддержание военно-морского потенциала на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений и возможность нанесения неприемлемого ущерба любому потенциальному противнику;</p><p>б) поддержание стратегической стабильности и международного правопорядка в Мировом океане, в том числе путем эффективного использования Военно-Морского Флота в качестве одного из основных инструментов внешнеполитической деятельности Российской Федерации;</p><p>в) обеспечение благоприятных условий для освоения и рационального использования природных ресурсов Мирового океана в интересах социально-экономического развития страны.</p><p>29. Основными задачами государственной политики в области военно-морской деятельности являются:</p><p>а) в сфере обороны и национальной безопасности:</p><p>обеспечение постоянной готовности Военно-Морского Флота к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права;</p><p>развитие системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане путем разработки и реализации комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, правовых, военных, экономических, информационных и иных мер по предупреждению и снижению уровня угрозы агрессии против Российской Федерации в Мировом океане;</p><p>обеспечение контроля за функционированием морских транспортных коммуникаций в Мировом океане;</p><p>повышение эффективности защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море, в том числе в подводной среде, обеспечения суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;</p><p>проведение эффективной военно-технической политики, развитие военной инфраструктуры, совершенствование системы управления военно-морской деятельностью в Мировом океане;</p><p>развитие системообразующих интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, деятельность которых направлена на обеспечение Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности современными видами вооружения, военной и специальной техники, включая их разработку, производство, сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию, а также на внедрение новых технологий и разработок в области военного кораблестроения и вооружения;</p><p>совершенствование организационно-штатной структуры и системы базирования сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности;</p><p>совершенствование форм и способов применения сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности, в том числе совместно с другими видами (родами) войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в составе межвидовых и межведомственных группировок сил (войск);</p><p>доработка основополагающих нормативных правовых, программных и плановых документов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждений, предприятий, организаций и других субъектов морской деятельности независимо от формы собственности в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности;</p><p>поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление военно-морской деятельности;</p><p>развитие системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в соответствии с российскими морскими традициями и морским наследием, реализация комплекса мер по повышению престижа военной службы в Военно-Морском Флоте;</p><p>совершенствование международно-правового обеспечения военно-морской деятельности в Мировом океане, в том числе путем заключения соглашений о предупреждении инцидентов с военно-морскими силами иностранных государств;</p><p>организация взаимодействия с иностранными государствами (проведение совместных учений, маневров, походов и других мероприятий);</p><p>создание при организующей роли Российской Федерации международных советов (комитетов) по вопросам военно-морской деятельности;</p><p>продвижение национальных интересов Российской Федерации в области военно-морской деятельности на различных международных площадках (симпозиумах, конференциях, форумах, семинарах);</p><p>освещение на постоянной основе в средствах массовой информации военно-морской деятельности Российской Федерации, в том числе военно-морского присутствия сил (войск) Военно-Морского Флота в стратегически важных районах Мирового океана (заходы и визиты военных кораблей в порты иностранных государств, мероприятия международного военно-морского сотрудничества);</p><p>б) в сфере государственной и общественной безопасности:</p><p>поддержание в соответствии с международными договорами Российской Федерации правовых режимов на государственной границе Российской Федерации, приграничной территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в акваториях Каспийского и Азовского морей;</p><p>обеспечение безопасности в морском пограничном пространстве путем развертывания высокотехнологичных многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышение эффективности пограничной деятельности, совершенствование межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества;</p><p>привлечение на основании решений Президента Российской Федерации сил (войск) Военно-Морского Флота к деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Мировом океане и на прилегающих к нему территориях;</p><p>совершенствование мер по выявлению, предупреждению и пресечению террористических актов, проявлений религиозного радикализма, сепаратизма, иных форм экстремизма и других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, а также противоправных действий в отношении граждан Российской Федерации и их собственности в Мировом океане, расширение международного сотрудничества в данной сфере;</p><p>формирование механизма регулирования торгового мореплавания и контроля за ним в целях противодействия международному терроризму, пиратству, нелегальной миграции, перевозкам морским транспортом наркотических средств, психотропных веществ, химических веществ и радиоактивных материалов, оружия;</p><p>в) в экономической сфере:</p><p>обеспечение в соответствии с принципами и нормами международного права гарантированного доступа Российской Федерации к пространствам Мирового океана, его водным, топливно-энергетическим, биологическим ресурсам, недопущения д</p></div>
Показать следующую страницу документа