Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 13.06.2023 г. № 203-ФЗ

pravo.gov.ru

О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              1 июня 2023 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                  7 июня 2023 года</p><p> </p><p>Статья 1. Область действия настоящего Федерального закона, принципы государственного регулирования производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства</p><p> </p><p>1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в Российской Федерации.</p><p>2. Государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства осуществляется в целях защиты прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанных изделий, продукции и сырья, а также в целях контроля за соблюдением законодательства в регулируемой настоящим Федеральным законом области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.</p><p>3. Государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства основывается на принципах защиты государством прав и законных интересов участников производства и оборота указанных изделий, продукции и сырья, гласности при разработке, принятии и применении мер государственного регулирования, обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования, исключения неоправданного вмешательства государства или его органов в экономическую деятельность участников производства и оборота указанных изделий, продукции и сырья.</p><p>4. Законодательство Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства состоит из настоящего Федерального закона, технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.</p><p> </p><p>Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) сырье - табак, прошедший послеуборочную и (или) иную промышленную обработку, используемый при производстве табачной продукции (в том числе некурительной табачной продукции), продукции с нагреваемым табаком или никотинового сырья;</p><p>2) основное технологическое оборудование - оборудование, которое произведено (предназначено) для производства табачных изделий, табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и (или) никотинового сырья и которое относится к видам основного технологического оборудования для их производства в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;</p><p>3) производство сырья - промышленная обработка табака в целях его использования для производства табачной продукции (в том числе некурительной табачной продукции), продукции с нагреваемым табаком и никотинового сырья;</p><p>4) производство табачной продукции, никотинсодержащей продукции - совокупность технологических процессов и операций, направленных на получение табачной продукции и продукции с нагреваемым табаком из сырья, а также на получение никотинсодержащей продукции (за исключением изделий с нагреваемым табаком) из никотинового сырья;</p><p>5) изделия с нагреваемым табаком - вид никотинсодержащей продукции, состоящий из сырья с добавлением или без добавления других ингредиентов, предназначенный для потребления с устройством для нагревания табака путем вдыхания табачного пара, образующегося при нагревании табака без горения (в том числе тления);</p><p>6) продукция с нагреваемым табаком - изделие с нагреваемым табаком, упакованное в потребительскую упаковку;</p><p>7) никотиновое сырье - жидкости и соли никотина с содержанием никотина более 20 мг/мл;</p><p>8) оборот - поставка и закупка табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации), их транспортировка, хранение, розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;</p><p>9) федеральный орган по контролю и надзору - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю (надзору) в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства;</p><p>10) регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора) в регулируемой настоящим Федеральным законом области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства;</p><p>11) производитель продукции и (или) сырья - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с настоящим Федеральным законом производство табачной продукции, и (или) сырья, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) никотинового сырья;</p><p>12) информационная система мониторинга - государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации;</p><p>13) устройство для нагревания табака - приспособление или прибор, предназначенные для использования с изделием с нагреваемым табаком и обеспечивающие его прямое или косвенное нагревание без горения (в том числе тления) для образования табачного пара;</p><p>14) лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на один из видов деятельности, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.</p><p>2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".</p><p> </p><p>Статья 3. Требования к основному технологическому оборудованию</p><p> </p><p>1. Производитель продукции и (или) сырья должен владеть основным технологическим оборудованием на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и иметь на указанное оборудование паспорта основного технологического оборудования и (или) иные документы и сведения, позволяющие идентифицировать указанное оборудование. Перечень видов основного технологического оборудования устанавливается Правительством Российской Федерации.</p><p>2. Определяемые Правительством Российской Федерации отдельные виды установленного (смонтированного) основного технологического оборудования, включенного в перечень, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.</p><p>3. На территориях складских, производственных помещений производителя продукции и (или) сырья не допускается размещение основного технологического оборудования, не принадлежащего указанному производителю на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.</p><p>4. Установленное (смонтированное) основное технологическое оборудование в случае отсутствия лицензии на производство табачной продукции, и (или) сырья, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) никотинового сырья, а также в случае аннулирования или прекращения действия соответствующей лицензии должно быть законсервировано под контролем федерального органа по контролю и надзору. Использование производителем продукции и (или) сырья основного технологического оборудования допускается только после его расконсервации под контролем федерального органа по контролю и надзору. Порядок и сроки консервации и расконсервации основного технологического оборудования устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 4. Государственная регистрация основного технологического оборудования</p><p> </p><p>1. Основное технологическое оборудование, определенное Правительством Российской Федерации в перечне видов основного технологического оборудования в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре основного технологического оборудования для производства табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья (далее - государственный реестр основного технологического оборудования), ведение которого осуществляется с использованием информационной системы мониторинга федеральным органом по контролю и надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.</p><p>2. Основное технологическое оборудование подлежит государственной регистрации в связи с внесением изменений в сведения о таком оборудовании, содержащиеся в государственном реестре основного технологического оборудования, в следующих случаях:</p><p>1) изменение владельца основного технологического оборудования;</p><p>2) изменение адреса (места нахождения) владельца основного технологического оборудования;</p><p>3) изменение места нахождения основного технологического оборудования;</p><p>4) утилизация, уничтожение или утрата основного технологического оборудования.</p><p>3. Для государственной регистрации основного технологического оборудования лица, владеющие таким оборудованием на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (далее также - заявители), представляют в федеральный орган по контролю и надзору:</p><p>1) заявление о государственной регистрации основного технологического оборудования по форме, установленной федеральным органом по контролю и надзору, с указанием вида и места нахождения основного технологического оборудования;</p><p>2) копии паспортов основного технологического оборудования (при наличии) и (или) иные документы и сведения, позволяющие идентифицировать основное технологическое оборудование (в том числе заводские номера (при наличии);</p><p>3) правоустанавливающие документы на основное технологическое оборудование. В случае отсутствия таких правоустанавливающих документов допускается представление документов, подтверждающих принятие основного технологического оборудования к бухгалтерскому учету.</p><p>4. Для государственной регистрации основного технологического оборудования в связи с внесением изменений в сведения об основном технологическом оборудовании заявитель обязан представить заявление о государственной регистрации такого оборудования в связи с внесением изменений в указанные сведения по форме, установленной федеральным органом по контролю и надзору, и документы, подтверждающие возникновение указанных изменений. В случае, если к заявлению не приложены документы, подтверждающие изменение наименования заявителя - юридического лица (фамилии, имени или отчества (при наличии) заявителя - индивидуального предпринимателя), изменение места нахождения заявителя - юридического лица (места жительства заявителя - индивидуального предпринимателя), федеральному органу по контролю и надзору на основании межведомственного запроса такие документы предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.</p><p>5. Документы, указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи, представляются заявителем в форме электронных документов посредством информационной системы мониторинга или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".</p><p>6. На основании результатов оценки соответствия заявителя обязательным требованиям, проведенной в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, федеральный орган по контролю и надзору принимает решение о государственной регистрации основного технологического оборудования или решение о государственной регистрации основного технологического оборудования в связи с внесением изменений в сведения об основном технологическом оборудовании путем внесения сведений об основном технологическом оборудовании в государственный реестр основного технологического оборудования либо решение об отказе в государственной регистрации основного технологического оборудования или решение об отказе в государственной регистрации основного технологического оборудования в связи с внесением изменений в сведения об основном технологическом оборудовании.</p><p>7. Основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации основного технологического оборудования является подача заявителем заявления о государственной регистрации основного технологического оборудования, не соответствующего перечню видов основного технологического оборудования, установленному Правительством Российской Федерации, или наличие в документах, представленных в соответствии с частью 3 настоящей статьи, недостоверной и (или) неполной информации.</p><p>8. Основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации основного технологического оборудования в связи с внесением изменений в сведения об основном технологическом оборудовании является наличие в документах, представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, недостоверной и (или) неполной информации.</p><p>9. Срок принятия решения, указанного в части 6 настоящей статьи, не должен превышать десять рабочих дней со дня поступления документов в федеральный орган по контролю и надзору.</p><p>10. Установленный частью 9 настоящей статьи срок может быть продлен решением федерального органа по контролю и надзору не более чем на пять рабочих дней, если основное технологическое оборудование находится за пределами территории муниципального образования, на которой расположен территориальный орган федерального органа по контролю и надзору.</p><p>11. Решение, указанное в части 6 настоящей статьи, направляется заявителю федеральным органом по контролю и надзору в форме электронных документов посредством информационной системы мониторинга или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения. При направлении заявителю федеральным органом по контролю и надзору решений, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, должны быть указаны причины отказа.</p><p> </p><p>Статья 5. Требования к учету объема производства и оборота табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья</p><p> </p><p>1. Учет объема производства и оборота табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья осуществляется с использованием информационной системы мониторинга. Федеральный орган по контролю и надзору и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, осуществляют анализ сведений, передаваемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в порядке, установленном регулирующим органом.</p><p>2. При производстве, вводе в оборот при ввозе в Российскую Федерацию табачной продукции и никотинсодержащей продукции, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, лицензиатом должны обеспечиваться получение кодов маркировки, нанесение средств идентификации и передача в информационную систему мониторинга сведений о нанесении средств идентификации.</p><p>3. Производство и оборот табачной продукции и никотинсодержащей продукции должны осуществляться только с нанесенными на такую продукцию средствами идентификации, за исключением:</p><p>1) табачной продукции и никотинсодержащей продукции, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия, а также табачной продукции и никотинсодержащей продукции, находящихся на временном хранении либо помещенных под таможенную процедуру таможенного склада;</p><p>2) проб и образцов табачной продукции и никотинсодержащей продукции в необходимом количестве (не более 1000 сигарет, или 1000 изделий с нагреваемым табаком, или 250 единиц никотинсодержащей продукции (за исключением изделий с нагреваемым табаком), или 250 сигар (сигарилл), или 1250 граммов табака либо общим весом не более 1250 граммов указанной продукции в ассортименте) при их хранении и транспортировке, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, актов органов Евразийского экономического союза, а также нормативных технических актов государств - членов Евразийского экономического союза и государств - участников Содружества Независимых Государств в области стандартизации, при условии наличия документа, предусмотренного частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, и договора на оказание лабораторных услуг;</p><p>3) проб и образцов табачной продукции и никотинсодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию лабораториями, изготовителями табачной продукции и никотинсодержащей продукции и (или) импортерами (продавцами) в необходимом количестве (не более 1000 сигарет, или 1000 изделий с нагреваемым табаком, или 250 единиц никотинсодержащей продукции (за исключением изделий с нагреваемым табаком), или 250 сигар (сигарилл), или 1250 граммов табака либо общим весом не более 1250 граммов указанной продукции в ассортименте) и предназначенных для контроля качества и безопасности, для измерений в соответствии с международными, межгосударственными и национальными стандартами, проведения межлабораторных сравнительных испытаний, измерений нормируемых параметров в соответствии с требованиями технических регламентов, калибровки оборудования, сравнительных тестов, при условии наличия документа, предусмотренного частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, и договора на оказание лабораторных услуг или протокола проведения межлабораторных сравнительных испытаний;</p><p>4) табачной продукции и никотинсодержащей продукции, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, табачной продукции и никотинсодержащей продукции при перемещении данной продукции из магазина беспошлинной торговли, расположенного в регионе деятельности одного таможенного органа, в магазин беспошлинной торговли, расположенный в регионе деятельности другого таможенного органа, а та</p></div>
Показать следующую страницу документа