Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ

pravo.gov.ru

О Конституционном Суде Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;</p><p>5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации либо признанные соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 28.12.2016 № 11-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 81. Последствия неисполнения решения</p><p> </p><p>Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.</p><p> </p><p>Статья 82. Исправление неточностей в решении</p><p> </p><p>Конституционный Суд Российской Федерации может исправить допущенные в решении неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 83. Разъяснение решения</p><p> </p><p>Постановление, заключение Конституционного Суда Российской Федерации могут быть официально разъяснены только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству стороны дела, по которому вынесено постановление, а также по ходатайству Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, других органов и лиц, которым направлено постановление или заключение. Определение Конституционного Суда Российской Федерации разъяснению не подлежит.</p><p>Вопрос о разъяснении постановления, заключения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 70 настоящего Федерального конституционного закона, при этом осуществляется протоколирование в соответствии с частями первой - третьей статьи 59 настоящего Федерального конституционного закона. Сторонам дела, по которому вынесено постановление, ходатайство о разъяснении которого принято Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, направляется данное ходатайство и предлагается письменно представить свой отзыв по поставленному в ходатайстве вопросу в определенный срок, за исключением случаев, когда официальное разъяснение не терпит отлагательства.</p><p>О разъяснении постановления, заключения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, оформляемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в том же порядке, в каком были опубликованы постановление, заключение.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><h4>РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ</h4><p> </p><p>ГЛАВА IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними</p><p> </p><p>Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации</p><p> </p><p>Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.  (В редакции федеральных конституционных законов от 12.03.2014 № 5-ФКЗ, от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 85. Допустимость запроса</p><p> </p><p>Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому федеральными органами государственной власти, высшими государственными органами субъектов Российской Федерации или их должностными лицами решению об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации или вопреки официально принятому межгосударственным органом решению, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации обязательств, обеспечение исполнения которых относится к компетенции этого межгосударственного органа, при применении соответствующего нормативного акта или договора либо при необходимости внесения в них изменений, устраняющих отмеченные нарушения. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Федерации допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 86. Пределы проверки</p><p> </p><p>Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:</p><p>1) по содержанию норм;</p><p>2) по форме нормативного акта или договора;</p><p>3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;</p><p>4) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;</p><p>5) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;</p><p>6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.</p><p>Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм.</p><p> </p><p>Статья 87. Итоговое решение по делу</p><p> </p><p>По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений: (В редакции Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p>1) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации;</p><p>11) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании; (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 № 11-ФКЗ)</p><p>2) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.</p><p>Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, нормативного акта Правительства Российской Федерации, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. (В редакции Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 4-ФКЗ)</p><p>Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативного акта субъекта Российской Федерации, договора субъекта Российской Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 15.12.2001 № 4-ФКЗ)</p><p>Положения нормативных актов либо договоров, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 15.12.2001 № 4-ФКЗ)</p><p>В случае, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 15.12.2001 № 4-ФКЗ)</p><p>В случае признания нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании при их применении исключается любое иное их истолкование, а на последствия принятия такого постановления распространяются положения настоящего Федерального конституционного закона и иных федеральных законов, установленные для случаев признания нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 № 11-ФКЗ)</p><p> </p><p>ГЛАВА X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации</p><p> </p><p>Статья 88. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации</p><p> </p><p>Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.</p><p>Президент Российской Федерации направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 89. Допустимость запроса</p><p> </p><p>Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации допустим, если:</p><p>1) упоминаемый в запросе международный договор Российской Федерации подлежит согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;</p><p>2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор Российской Федерации не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции Российской Федерации.</p><p>Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта допустим, если при направлении этого запроса были соблюдены требования Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 90. Пределы проверки</p><p> </p><p>Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации устанавливаются статьей 86 настоящего Федерального конституционного закона.</p><p> </p><p>Статья 91. Итоговое решение по делу</p><p> </p><p>По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений: (В редакции Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p>1) о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;</p><p>2) о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.</p><p>С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>ГЛАВА XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции</p><p> </p><p>Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации</p><p> </p><p>Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 93. Допустимость ходатайства</p><p> </p><p>Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:</p><p>1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией Российской Федерации;</p><p>2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;</p><p>3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;</p><p>4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между органами государственной власти;</p><p>5) заявитель ранее обращался к указанным в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией Российской Федерации и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;</p><p>6) в течение месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в пункте 5 настоящей части, не были устранены указанные в нем нарушения;</p><p>7) в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту Российской Федерации с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.</p><p>Ходатайство Президента Российской Федерации, внесенное в порядке применения статьи 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации, допустимо, если:</p><p>1) Президент Российской Федерации использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти;</p><p>2) разногласия между органами государственной власти являются подведомственным Конституционному Суду Российской Федерации спором о компетенции.</p><p> </p><p>Статья 94. Пределы проверки</p><p> </p><p>Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.</p><p>Рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Конституции Российской Федерации по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.</p><p> </p><p>Статья 95. Итоговое решение по делу</p><p> </p><p>По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений: (В редакции Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p>1) подтверждающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции;</p><p>2) отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.</p><p>В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.</p><p> </p><p>Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод</p><p>(Глава в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации</p><p> </p><p>Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местног</p></div>
Показать следующую страницу документа