Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Новости /
Президент провёл совещание с членами Правительства. Встреча прошла в формате видеоконференции в ходе рабочей поездки главы государства в Санкт-Петербург.
Основная тема обсуждения – результаты диспансеризации детей и взрослых в 2024 году.
В начале совещания рассмотрен ряд актуальных вопросов.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
У нас сегодня основной вопрос – результаты диспансеризации взрослых и детей в 2024 году. Татьяна Алексеевна Голикова расскажет нам и о результатах этой работы, и о том, как идёт этот процесс сейчас, что нужно сделать дополнительно.
Начать я бы хотел с темы достаточно острой. Если вы обратили внимание, я недавно встречался с исполняющим обязанности губернатора Курской области Александром Евсеевичем Хинштейном. Он докладывал о том, что сделано было, для того чтобы поддержать людей, оказавшихся в сложной ситуации, после того как украинские воинские формирования и наёмники зашли в некоторые районы Курской области.
Как докладывал исполняющий обязанности губернатора, все граждане, потерявшие имущество, получили положенные денежные выплаты, компенсации. На сегодняшний день 80 процентов семей, потерявших кров, получили денежные выплаты на приобретение и строительство нового жилья, почти 10 тысячам семей выделены средства, чтобы арендовать жильё.
Тем не менее Александр Евсеевич после встречи с людьми поставил вопрос о том, чтобы помочь людям дополнительно, имея в виду то сложное положение, в котором они оказались. Я просил и исполняющего обязанности губернатора, и Правительство подготовить и внести соответствующие предложения.
Антон Германович, знаю, что с Минфином работали областные власти. О чём договорились?
А.Силуанов: Спасибо, Владимир Владимирович.
Я сначала кратко хотел доложить, что Ваше поручение по оказанию поддержки жителям приграничных районов области выполняется в полном объёме. Осуществляются выплаты пенсий, пособий, социальных выплат. Осуществляется выплата частичной компенсации заработных плат работникам организаций, приостановивших деятельность. Предоставляются жилищные сертификаты, осуществлены выплаты в размере 150 тысяч гражданам за утрату имущества. Всё, что Вы поручали, беспрекословно обеспечивается финансированием, и, главное, деньги доходят до людей.
Теперь вопрос, поставленный исполняющим обязанности губернатора Курской области Александром Евсеевичем Хинштейном в ходе Вашей встречи, о дополнительных решениях по увеличению выплат за утрату имущества. Проработали этот вопрос, предлагается установить для жителей приграничных районов области дополнительную ежемесячную выплату в размере не менее одного минимального размера оплаты труда. Сегодня этот минимальный размер составляет 22 440 рублей. По данным региона, эта выплата коснётся более 112 тысяч граждан. Осуществлять эту выплату предлагается до момента освобождения территории Курской области. Необходимые ресурсы Правительство Российской Федерации в бюджете изыщет для направления региону.
Вот такие предложения, Владимир Владимирович, мы подготовили. Просим рассмотреть.
В.Путин: Александр Евсеевич на связи у нас?
А.Хинштейн: Да, Владимир Владимирович.
В.Путин: Сколько, 22 440 рублей у нас?
А.Силуанов: 22 440.
В.Путин: Александр Евсеевич, а сколько средняя заработная плата в Курской области?
А.Хинштейн: Владимир Владимирович, добрый вечер!
Средняя заработная плата в Курской области по декабрю прошлого года – 64 тысячи. И мне кажется, что сумма в 22 тысячи не отражает реальную потребность людей.
В.Путин: Понятно.
Антон Германович, давайте мы сделаем так. Как Вы и предложили, на период до полного освобождения территории Курской области от украинских формирований всем людям, утратившим своё имущество, жителям региона, будем выплачивать по среднему, по 65 тысяч рублей ежемесячно. И прошу средства такие из федерального бюджета изыскать и обеспечить необходимые выплаты. Хорошо?
А.Силуанов: Ясно, Владимир Владимирович.
Разрешите уточнить просто, правильно ли я понимаю. Выплата, Вы сказали, 65 тысяч. Многие люди сегодня получают заработную плату (из приграничья), которые лишились действительно имущества, лишились мест проживания, дома, крова, но устроились на работу, часть людей получают пенсии, пособия и частичные выплаты, связанные с приостановлением деятельности организаций. Правильно я понимаю, что эти 65 тысяч будут учитывать те выплаты, которые люди сегодня уже получают? Так трактовать Ваше поручение?
В.Путин: Нет, нет. Мы не будем доплачивать до 65 тысяч, если человек что-то уже получает, зарабатывает. Всем, хочу подчеркнуть, всем жителям Курской области, которые оказались в таком положении, это 112 с лишним тысяч человек, да? Александр Евсеевич, 112, да?
А.Хинштейн: Владимир Владимирович, эта выплата в 150 тысяч рублей медленно, но возрастает. Когда я Вам докладывал…
В.Путин: Я спрашиваю, сколько человек?
А.Хинштейн: 112 620 человек на данный момент.
В.Путин: Давайте всем 112 620 человекам будем выплачивать ежемесячно до полного освобождения территории от этих бандформирований по 65 тысяч рублей дополнительно к тому, что сейчас люди получают. Это даст возможность тем, кто собирается обустраивать новое жилище, начать какие-то ремонты, приобретать какое-то дополнительное имущество.
Да, эта мера, это решение неординарное. Ничего подобного раньше мы не делали, но и люди никогда в такое положение раньше не попадали. Нужно помочь.
Я прошу Министерство финансов обеспечить необходимое финансирование, Антон Германович.
А.Силуанов: Есть, будет сделано.
В.Путин: Договорились.
Давайте перейдём к следующему вопросу.
Следующий вопрос у нас связан с энергообеспечением Калининградской области. Александр Валентинович, пожалуйста.
А.Новак: Спасибо, Владимир Владимирович.
У нас исторически, примерно с конца 60-х годов прошлого века, энергосистемы России (в том числе Калининграда), Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии работали в параллельном режиме, в синхронном режиме, как единая энергетическая сеть. В 2021 году было подписано соответствующее соглашение между странами, уже новое соглашение, и это создавало надёжное резервирование, устойчивую работу энергосистем прибалтийских стран в первую очередь.
В июне 2018 года руководством этих стран было принято решение, абсолютно политизированное решение, о выходе из энергокольца БРЭЛЛ и соединении с европейской энергетической системой. За это время был проведён ряд технических мероприятий, и в результате 8 февраля этого года Литва, Латвия и Эстония отключились от параллельной и синхронной работы с российской энергетической системой. Провели при этом такую помпезную акцию в литовской столице с участием Председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и глав прибалтийских стран.
Соответственно, что мы видим на сегодняшний день? В результате этого отделения от российской энергосистемы цены на электроэнергию на оптовом рынке Nord Pool в странах Балтии выросли фактически в два раза по сравнению с тем, что было до отделения. Если раньше это было примерно 100 евро за мегаватт, то сегодня средняя цена, за последние 10 дней, уже 200 евро, а доходило и до 270 в отдельные дни.
То есть фактически жители этих трёх стран – Литвы, Латвии, Эстонии – стали в результате отделения от российской энергосистемы платить в два раза больше, чем до этого. И мы считаем, что это даже не предел, потому что существует ограниченная пропускная способность со смежными энергосистемами Швеции, Польши, Финляндии, то есть туда, куда они переподключились.
Более того, появилась информация буквально на днях о том, что крупнейший эстонский целлюлозно-бумажный комбинат прекратил свою работу из-за высоких цен после выхода из синхронной работы. Что касается вот этого решения прибалтийских стран, это их дело, их потребители за это платят.
Что касается российской энергосистемы и Калининградской области, наша основная задача – надёжное энергоснабжение. Могу сказать, что наши потребители не почувствовали этого отделения прибалтийских стран. Энергосистема работает в штатном режиме, население, объекты промышленности, социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства надёжно обеспечиваются поставками электроэнергии, ценовые последствия отсутствуют.
Это всё стало возможным благодаря Вашему поручению, которое Вы дали ещё в 2014 году, когда мы в этот период – с 2014-го по 2020 год – построили дополнительные энергетические мощности в Калининградской области, четыре крупные электростанции мощностью 900 мегаватт, дополнительные линии электропередачи, подстанции. Фактически была обеспечена двукратная резервная мощность энергосистемы Калининградской области. И это дало возможность не только обеспечить надёжное текущее энергоснабжение, как я уже сказал, объектов промышленной, социальной сферы, но и сделать задел для развития Калининградской области на будущее в рамках социально-экономического роста.
С уверенностью можно сказать, что благодаря заранее принятым мерам созданы все необходимые условия для надёжного энергоснабжения потребителей и обеспечения энергетической безопасности Калининградской области, позволяющие работать сегодня в штатном режиме и, как я уже сказал, иметь задел на будущее. Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Надо внимательно наблюдать за тем, что там происходит. Только что с руководством «Газпрома» это обсуждал, там у них всё заряжено, при необходимости можно поставлять СПГ в нужном объёме. Всё в рабочем состоянии, всё работает, всё отлично. Но я прошу и Вас тоже со стороны следить. Спасибо.
Александр Валентинович, скажите, пожалуйста, два слова о том, что произошло на объектах КТК под Новороссийском и в каком состоянии там сейчас объекты?
А.Новак: Владимир Владимирович, вчера в короткий промежуток времени семь беспилотников атаковали Кропоткинскую нефтеперекачивающую станцию в Краснодарском крае. Это станция, которая обеспечивает прокачку нефти по Каспийскому трубопроводу компанией «Каспийский трубопроводный консорциум». Это компания, учредителями которой являются американские, европейские, казахские предприятия. По данному трубопроводу прокачивалось по прошлому году 62,5 миллиона тонн, более 65 процентов – это нефть, которая принадлежит американским и европейским компаниям.
В результате атаки повреждено энергетическое оборудование, газотурбинная установка, подстанция, и в результате включения резервной схемы прокачки, минуя Кропоткинскую нефтеперекачивающую станцию, мы видим снижение объёмов перекачки примерно на 30–40 процентов по отношению к тому уровню, который был до атаки беспилотников. Предстоит большая работа по восстановлению данного объекта, поскольку там использовалось энергетическое оборудование также западных стран. Это компания «Сименс», газотурбинная установка. Сейчас идёт окончательное обследование этого объекта. Но в целом мы понимаем, Владимир Владимирович, что достаточно длительный период потребуется для восстановления этой работы и объёмы прокачки нефти будут уменьшены.
По оценке, скажем так, экспертов, атака украинских беспилотников – это так называемый, по сути дела, ответ на те обсуждения, которые состоялись на Мюнхенской конференции, и, скорее всего, это такой ответ Соединённым Штатам Америки со стороны Украины относительно тех переговоров, которые были запланированы.
Спасибо.
В.Путин: Это же не российская организация, это международная организация с теми акционерами, которых Вы сейчас упомянули?
А.Новак: Да, абсолютно.
В.Путин: И нефть, насколько я понимаю, по договорам о разделе продукции, собственно, по сути, принадлежит этим иностранным акционерам, та нефть, которая перекачивалась по этому трубопроводу КТК.
А.Новак: Владимир Владимирович, абсолютно верно. Это нефть, которая добывается на территории Казахстана по соглашению о разделе продукции между Казахстаном и участниками этого консорциума. Как я уже отметил, это в основном иностранные акционеры, американские компании Chevron, ExxonMobil, а также ряд европейских компаний. Эта компания не под санкциями, и она прокачивала надёжно через территорию России с использованием трубопроводной инфраструктуры, проходящей через нашу территорию, в Новороссийск. Фактически эта атака была, действительно, ради того, чтобы остановить прокачку нефти, которая принадлежит иностранным акционерам.
В.Путин: Я так понимаю, что представители этих компаний и участвуют в оценке ущерба, который был нанесён в результате этой атаки, и оценивают сроки и возможности восстановления объекта, так?
А.Новак: Владимир Владимирович, да. Сейчас происходит оценка, этим занимается как раз «Каспийский трубопроводный консорциум». Идёт оценка, но это несколько месяцев как минимум, по предварительной оценке, которую мы получили.
В.Путин: Ну да. Но если они сами заинтересованы в восстановлении работы объекта, то тогда пусть, несмотря на все санкции, организуют поставку необходимого оборудования. Сами себе же делают.
Я так понимаю, что вы в контакте, наверное, с партнёрами. Если что-то нужно со стороны российского Правительства, прошу это содействие оказать.
А.Новак: Да, есть, Владимир Владимирович. Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Виталий Геннадьевич, что у нас происходит с танкерами в Чёрном море?
В.Савельев: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Правительственная комиссия продолжает работу по ликвидации последствий чрезвычайного происшествия, вызванного крушением танкеров в Керченском проливе. Совместно с членами Правительственной комиссии дважды выезжали на место ЧС в Краснодарский край и оценили обстановку на месте.
В конце января, как Вы знаете, мы завершили откачку мазута из кормовой части танкера «Волгонефть-239», откачано более 1400 тонн мазута. Приступили к демонтажу кормовой части на месте: сегодня срезано и вывезено 280 тонн металлоконструкций, это около 40 процентов от общего объёма. Срезанный металл вывозится машинами на металлургический завод в Краснодарском крае для дальнейшей переплавки. Вопрос демонтажа кормовой части танкера «Волгонефть-239» находится на постоянном контроле у Министра транспорта Старовойта Романа Владимировича, и мы планируем завершить данную работу до 31 марта.
Также Минтранс до конца февраля готовит предложения по недопущению разлива мазута из затонувших фрагментов танкеров: носовой части танкера «Волгонефть-239», а также кормовой и носовой частей танкера «Волгонефть-212».
На сегодняшний день для ликвидации последствий ЧС на суше задействовано около 3,5 тысячи человек, из которых порядка 600 человек – это волонтёры, более 500 единиц техники. На море работает сегодня сводная водолазная группировка – 70 водолазов и 28 плавсредств. Точечные выбросы мазута на берег оперативно удаляются.
Кроме того, водолазная группа осуществляет обзор нефтесодержащих отходов в прибрежной зоне. Собрано более 185 тысяч тонн загрязнённого песка и грунта, из них порядка 53 тысяч тонн грунта вывезено в специализированные организации. Утилизировано уже около 5 тысяч тонн грунта.
Контроль за проведением работ осуществляется Министром природных ресурсов и экологии Козловым Александром Александровичем.
С Роспотребнадзором ведём контроль качества атмосферного воздуха, воды и почвы. С Росрыболовством отслеживаем безопасность рыбы. Росприроднадзор участвует в проверках деятельности специализированных организаций по утилизации отходов.
Под руководством Министра науки и высшего образования Фалькова Валерия Николаевича организована работа по сбору предложений по технологиям и техническим решениям для ликвидации последствий ЧС как в настоящее время, так и в будущем. Специальной межведомственной рабочей группой рассмотрено 223 таких предложения. Провели разбор 36 предложений, которые готовы к внедрению в кратчайшие сроки, из них: 23 предложения для проведения работ на суше, реализуемых Минприроды и региональными властями, и 13 предложений для работ на море, которые находятся в зоне ответственности Минтранса России.
Наиболее массово внедряемая сейчас технология – это полипропиленовые сети. На пляжной территории города Анапы и Темрюкского района для минимизации загрязнения пляжа и вывоза песка обустроен и накрыт полипропиленовыми сетями защитный вал, примерная протяжённость – около 32 километров. Также отобрано около 50 перспективных предложений, требующих последующей доработки. Минприроды, Минтранс и МЧС обеспечивают апробацию готовых сейчас предложений на месте ЧС.
Параллельно ведём работу по восстановлению прибрежной полосы пострадавших от разлива нефтепродуктов районов черноморского побережья. Специалисты Роспотребнадзора до 1 марта текущего года проведут предварительную оценку соответствия пляжей и зон отдыха санитарным требованиям.
На заседании Правительственной комиссии в прошлую пятницу, 14 февраля, дано поручение администрации Краснодарского края, наиболее пострадавшего региона, провести замену загрязнённого песка на пляже. По мнению Роспотребнадзора, это единственный способ приведения пляжей в нормативное состояние в этом сезоне. В Краснодарском крае региональным властям сейчас предстоит провести проверку около 139 пляжей. Решение об открытии и формате летнего туристического сезона будем принимать только после подтверждения соответствия пляжей требованиям Роспотребнадзора.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Отдельно доложу о ходе проработки ранее данных Вами поручений.
Минтранс с причастными министерствами и ведомствами приступил к ревизии нормативной базы, регламентирующей транспортировку морскими и речными судами нефти и нефтепродуктов, а также их хранение и перевалку.
Кроме того, Минтранс силами классификационных обществ (морской и речной регистры, Ространснадзор) и причастных министерств организовал проверку состояния танкерного флота и проверку судоходных компаний, эксплуатирующих танкерный флот. По результатам проверки будут подготовлены предложения по усилению контроля за техническим состоянием таких судов и осуществлением такого рода перевозок.
Проверки также затронут деятельность организаций и положения законодательства, связанные с предотвращением и ликвидацией загрязнения нефтью и нефтепродуктами судов, в том числе в результате разливов. О первых результатах проверочных мероприятий будем готовы доложить отдельно в мае текущего года.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Правительственной комиссией организована системная работа. На еженедельных совещаниях по пятницам правительственная комиссия даёт конкретные поручения и осуществляет контроль над исполнением ранее принятых решений. Непосредственно на месте работу на ежедневной основе координирует оперативный штаб под руководством первого заместителя председателя Комиссии Министра МЧС России Александра Вячеславовича Куренкова.
Благодарю за внимание. Доклад закончен.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Прошу Вас максимально быстро, конечно, качественно, но максимально быстро это всё делать. Надо, конечно, работать над подъёмом, мы с Вами это обсуждали. Ну что там будет это всё лежать, ждать, как мина замедленного действия, когда там дырки появятся. Надо думать на тему о том, как поднять это всё, что на дне лежит ещё.
Вы упомянули и работу Александра Александровича Козлова.
Александр Александрович, как у нас в целом идёт работа в рамках федерального проекта «Чистая страна»? Сколько уже, пять лет эта программа реализуется?
А.Козлов: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович, Михаил Владимирович, коллеги!
272 объекта накопленного вреда окружающей среде ликвидировали благодаря федеральному проекту «Чистая страна». Это городские несанкционированные свалки, шламонакопители, хвостохранилища и нефтяные линзы. То есть то, что было на виду и отравляло жизнь суммарно почти 30 миллионам человек.
Во-первых, 87 опасных объектов были заброшены и находились рядом с населёнными пунктами, где живёт 7 миллионов человек, это 50 населённых пунктов.
Например, хранилище мазута в городе Златоуст Челябинской области. Озеро нефтепродуктов осталось от бывшего машиностроительного завода и находилось всего в 10 метрах от жилого пятиэтажного дома.
Крупнейший в Свердловской области Широкореченский полигон, который считался главной свалкой Екатеринбурга, с 1960 года на нём накопилось более 6 миллионов кубометров бытового мусора. 63 миллиона кубов – это объём полигонов твёрдых коммунальных отходов в Московской области, 27 объектов занимали площадь 450 гектаров и отравляли жизнь 2,5 миллиона жителей области.
Полигоны ликвидированы, соответственно, их негативное воздействие снижено, о чём есть подтверждение лаборатории Росприроднадзора.
Во-вторых, ликвидировано 185 несанкционированных свалок. Они располагались в черте 143 городов с общим населением более 20 миллионов человек. Уборка получилась в действительности масштабной, ведь фактически мы ликвидировали свалки в каждом восьмом городе страны. География – от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Крыма.
Работы велись в совершенно разных природных и климатических условиях. Например, в Архангельске четыре свалки располагались на островах, доставляли туда технику и оборудование по воде. Убрали две свалки в Центральной экологической зоне, Байкальской природной территории, семь свалок в курортных зонах: это Крым, Севастополь, Пятигорск, Белокуриха и Зеленогорск. Ликвидировали самые крупные городские свалки во Владикавказе и Челябинске, площадь каждой превышала 70 гектаров, это почти 100 футбольных полей.
В работе на сегодняшний день осталось шесть свалок, их не успели завершить в прошлом году. По двум, в Брянске и Архангельске, объективные причины задержки: обводнение грунтов потребовало корректировок проектов. Заключены новые контракты. Сейчас готовность около 50 процентов, работы обещают завершить до начала лета.
В Калуге, несмотря на высокую готовность объекта, более 90 процентов, проектная документация уже в третий раз проходит корректировку. До конца февраля ждём завершения экспертиз и к апрелю сдачу объекта.
Ещё в трёх субъектах ситуация сложнее. В Вологде и ростовском Новочеркасске готовность 70 процентов, контракты расторгнуты, подрядчики включаются в реестр недобросовестных. Регионы приступят к работам только в марте-апреле текущего года. В мордовском Краснослободске ликвидацию завершат только после дополнительных инженерных изысканий. По всем трём свалкам губернаторы гарантировали держать ситуацию на личном контроле. Работаем с регионами совместно, где нужно – помогаем.
Параллельно с 2022 года по всей стране проводится инвентаризация объектов накопленного вреда. Для этого нам потребовалось изменить федеральное законодательство и наделить полномочиями по оценке Роспотребнадзор и Росприроднадзор. Они теперь оценивают, как каждый объект влияет на здоровье людей и на природу.
На сегодняшний день специалисты ведомств уже провели обследование 1200 объектов: от свалок да заброшенных производств. Сейчас они ранжируются в порядке опасности для природы и человека. Работу пообъектно коллеги завершат до июня.
Безусловно, эти списки должны стать настольными документами для губернаторов. Региональные власти обязаны следить за порядком на вверенных им территориях.
Для финансирования можно использовать так называемые окрашенные экологические платежи. Они поступают в региональные бюджеты от административных штрафов и платежей за негативное воздействие, и их можно направлять на ликвидацию накопленного вреда. В прошлый год мы собрали примерно 29 миллиардов рублей.
На самых крупных и опасных объектах по итогам отбора мы, конечно, будем помогать. Федеральное финансирование заложено в новом национальном проекте «Экологическое благополучие».
В ликвидационных работах на больших и сложных объектах нас поддерживает федеральный экологический оператор, госкорпорация «Росатом». Коллеги работают на таких гигантах, как промышленный полигон «Красный Бор» в Ленинградской области, территории «Усольехимпрома» и Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Иркутской области. Также мы привлекаем коллег на новых территориях, где они сейчас ведут проектирование, и в планах последующая ликвидация.
Кроме того, уже в текущем году по Вашему поручению, Владимир Владимирович, они возьмутся за разработку концепции и ликвидации накопленного вреда на территории бывшего Ярославского сажевого завода, который расположен около реки Волга.
Спасибо за внимание. Доклад закончен.
В.Путин: Александр Александрович, а эти шесть регионов, прямо скажем, отстающих, когда должны завершить эту работу?
А.Козлов: Владимир Владимирович, Брянск и Архангельск – до 1 июня, Калуга – к апрелю, Вологда, Новочеркасск (из последнего селектора, который мы проводили во вторник) – это сентябрь, и Мордовия тоже. У нас отстающие пока Вологда, Новочеркасск и Краснослободск – три объекта, которые нужно до сентября доделать, остальные мы к лету сделаем.
В.Путин: В контакте, пожалуйста, с региональными властями эту работу продолжайте. Надо добиться результата окончательного обязательно. Потом, когда всё будет завершено, обязательно мне доложите, хорошо?
А.Козлов: Есть.
В.Путин: Спасибо большое.
Максут Игоревич, по поводу доставки периодических изданий.
М.Шадаев: Добрый день!
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Сегодня «Почта России» у нас по подписке доставляет почти 7 тысяч изданий периодической печати. Количество изданий, которые доставляются, если брать наименования, за последние 5 лет увеличилось на 50 процентов. Это связано с тем, что коммерческие подписные агентства ушли с рынка полностью, и сейчас только «Почта России» доставляет по подписке газеты и журналы. Это связано с общей убыточностью этого вида деятельности.
При этом, Владимир Владимирович, общий объём доставляемой по подписке печатной прессы за 5 лет, если считать в экземплярах, уменьшился в 2 раза. В 2019 году мы доставили почти 500 миллионов газет и журналов по подписке, а в прошлом году только 257 миллионов. Это связано в том числе с развитием инфраструктуры доступа в интернет, то, что в сельскую местность скоростной интернет пришёл.
Самые популярные федеральные издания по подписке – это «Комсомолка», «Аргументы и Факты», «Московский комсомолец», «Российская газета» и на пятом месте журнал «Хозяйство» для тех, кто занимается садоводством.
Среди регионов-лидеров по подписке: на первом месте Москва, на втором – Краснодарский край, третье место делят республики Татарстан и Башкортостан.
Несколько слов про экономику, потому что она, честно говоря, очень тяжёлая. Тарифы на доставку периодических печатных зданий не регулируются, но с 2020 года, понимая социальную значимость этого механизма информирования, росли немножко даже ниже инфляции. То есть в целом тарифы остаются очень доступными, притом что стоимость самих изданий, Владимир Владимирович, за этот период выросла в 1,5–2, иногда и в 4 раза.
Дополнительно «Почта России» по Вашему поручению предоставляет скидку 25 процентов на доставку так называемых социально значимых изданий. Это примерно на каждое третье издание распространяется, но если опять считать в экземплярах доставленных газет и журналов, то порядка 75 процентов газет и журналов доставляется с этой скидкой – 25 процентов.
При этом сам базовый тариф, даже без скидки, не является экономически обоснованным, на что указало Федеральное казначейство по итогам проверки «Почты России» и дало предписание увеличить тариф до экономически обоснованного.
Вы дали поручение, Владимир Владимирович, сохранить льготный тариф для социально значимых изданий по перечню, который определит Минцифры, по тем критериям, которые установит Правительство.
Мы внесли изменения в декабре прошлого года в Закон «О почтовой связи». У нас таких полномочий не было, поэтому сейчас Правительство имеет полномочия устанавливать критерии отнесения изданий, которые доставляются со скидкой, а у Минцифры возникли полномочия утверждать список изданий, которые будут по льготному тарифу доставляться. Соответственно, планируется, что второе полугодие 2025 года – уже мы будем доставлять по новому тарифу издания.
Здесь у нас есть определённые разногласия. «Почта России» предлагает коммерческий тариф поднять в три раза, нам кажется, что экономически обосновано поднятие тарифа для всех не социально значимых в два раза. Это как раз связано с тем, что у нас в два раза уменьшился объём доставляемых экземпляров, как я сказал, со 100 миллионов до 250, а количество почтальонов, Владимир Владимирович, мы сократить не можем, потому что почтальону всё равно, сколько газет у него в сумке, он обязан в нормативный срок их доставить, соответственно, на дом, одна газета, две. Поэтому у нас этот параметр не является сжимаемым. У нас просто коэффициент эффективной загрузки почтальона в два раза за пять лет ухудшился в части доставки. Поэтому нам кажется, что тариф можно поднять в два раза.
Мы в федеральном бюджете предусмотрели средства на льготный тариф, который будет на уровне сейчас льготного плюс инфляция для федеральных изданий, Владимир Владимирович. При этом всё-таки с учётом ограниченных возможностей федерального бюджета мы предлагаем субсидировать льготную доставку региональных и муниципальных изданий за счёт региональных бюджетов. Тем более, как я уже сказал, что лидеры по подписке – это бюджетно обеспеченные субъекты. Ну и надо понимать, что львиная часть региональных муниципальных изданий непосредственно производится при поддержке региональных бюджетов, это обычно дотируемый вид деятельности.
Список мы по закону должны утвердить до 1 сентября, как я уже сказал, со второго полугодия мы предлагаем ввести новую тарифную политику на подписку для социально значимых изданий.
Спасибо.
В.Путин: Да, Максут Игоревич, в целом подход понятный, правильный. Но мы с вами говорим о социально значимых изданиях. Это говорит о том, что социально значимые издания не носят ярко выраженного регионального характера, они социально значимые для всей страны. Поэтому для регионов с хорошей бюджетной обеспеченностью – это понятно, но если это касается регионов со слабой бюджетной обеспеченностью, то здесь, конечно, дело в конце концов сведётся к тому, что они либо тарифы будут задирать до небес, либо распространение этих социально значимых изданий просто прекратится.
Я прошу Вас вместе с коллегами из Правительства, с Минфином ещё раз посмотреть именно с этой точки зрения, посмотреть на те регионы, которые без федеральной помощи просто не смогут это сделать, не смогут донести до читателя эти издания. Посмотрите, пожалуйста.
М.Шадаев: Есть, Владимир Владимирович, сделаем.
В.Путин: Спасибо.
Перед тем как мы перейдём к основному вопросу – о результатах диспансеризации детей и взрослых в 2024 году, – перед тем как предоставить слово Голиковой Татьяне Алексеевне, хочу вернуться к тому, с чего мы начали – с помощи гражданам, которые проживают в Курской области и нуждаются в особой поддержке со стороны государства. Исполняющий обязанности губернатора определил, что это сколько, Александр Евсеевич?
А.Хинштейн: Владимир Владимирович, 112 620 человек на сегодняшний момент.
В.Путин: Да, 112 620 человек. Когда мы с вами договорились о том, что окажем людям помощь в размере средней заработной платы по региону, это 65 тысяч рублей, то я имею в виду всех граждан этой категории: это и пенсионеры, и работающие, и неработающие, и дети – всем, каждому по 65 тысяч рублей. Прошу из этого исходить, чтобы не было никакого недопонимания. Спасибо большое.
Слово Голиковой Татьяне Алексеевне. Прошу Вас.
Т.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги, добрый день!
Профилактика заболеваний является нашим приоритетом. Это основа национального проекта «Здравоохранение», который завершился в 2024 году, и начавшегося с 1 января нового национального проекта «Продолжительная и активная жизнь».
Основа профилактики – это диспансеризация и профилактические осмотры как главные инструменты раннего выявления заболеваний. Ежегодно Правительство в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания помощи гражданам Российской Федерации принимает решение о повышении качества и доступности диспансеризации.
Что дополнительно сделано в предыдущие годы? Установлена обязанность регионов обеспечивать прохождение диспансеризации или профосмотра в максимально короткий срок, а также в вечерние часы и в субботу, плюс дистанционная запись. Также введена обязанность публикаций на сайтах регионов перечня медицинских организаций, в которых можно пройти диспансеризацию, графики работы таких медицинских организаций.
Для жителей отдалённых регионов России организованы выездные формы работы. Также ежегодно, включая 2025 год, мы увеличиваем тариф оплаты за оказанные медицинские услуги по проведению профилактических осмотров и диспансеризации.
Контроль за порядком прохождения профосмотров и диспансеризации, согласно действующему законодательству, осуществляют регионы и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Но, несмотря на установленные обязательства, не все регионы и медицинские организации в 2024 году исполнили свои обязательства.
В прошлом году я направила всем губернаторам, где мы видели отставания, соответствующие разъяснения ситуации с просьбой взять эту работу под личный контроль. Коллеги эту тему отрабатывали, но, ещё раз повторюсь, не всеми регионами установленные показатели были достигнуты.
Теперь что касается общих итогов 2024 года. По данным регионов, диспансеризацию и профосмотры прошло более 82 миллионов взрослых, из них 42,5 миллиона – это трудоспособное население и 27 миллионов – это дети. Это почти 75 процентов населения Российской Федерации.
Хочу также подчеркнуть, что в Донецкой и Луганской народных республиках, Херсонской и Запорожской областях диспансеризацию и профосмотры прошло 2,5 миллиона человек – это в 1,6 раза больше, чем за 2023 год.
Но важен не только сам факт диспансеризации и профосмотра, важны результаты по дальнейшему ведению пациента, если у него выявлены какие-либо отклонения. Приведу один пример.
В 2024 году выявлено более 630 тысяч лиц с онкологическими заболеваниями, и, что очень важно, 60 процентов – на ранних стадиях. Это значит, что мы смогли своевременно оказать медицинскую помощь. Такую статистику раннего выявления в ходе диспансеризации и профосмотров мы фиксируем и по другим заболеваниям. Важно, что за этими цифрами стоят спасённые жизни наших граждан.
Также хочу отметить, что с 2024 года в программе государственных гарантий впервые предусмотрели возможность работающим гражданам пройти диспансеризацию на рабочем месте. Эта работа начала разворачиваться в 2024 году. По итогам года почти миллион человек прошли диспансеризацию на рабочем месте.
И очень важно отметить такое новое направление, которое мы активно развиваем и которое получило своё продолжение в новом национальном проекте «Продолжительная и активная жизнь», – это промышленная медицина, ещё иногда её называют «цеховая медицина». И здесь я хочу отметить лидерские позиции Федерального медико-биологического агентства, которое, курируя соответствующие критические предприятия, активно отрабатывает соответствующие технологии, которые распространяет не только на предприятия, подведомственные ФМБА, но и на другие предприятия, тиражируя соответствующие лучшие практики.
Ещё одно нововведение, которое было сделано в 2024 году и усовершенствовано нами в 2025 году, – это диспансеризация ветеранов, участников специальной военной операции во внеочередном порядке. Мы эту работу выстраиваем совместно с Государственным фондом «Защитники Отечества». В прошлом году диспансеризацию демобилизованных участников, ветеранов специальной военной операции прошли 33 тысячи человек, 80 процентов из них были взяты на диспансерное наблюдение, 13,5 процента направлены на реабилитацию, и чуть более 1 процента из них была оказана высокотехнологичная медицинская помощь.
В этом году, с учётом опыта прошлого года, Правительство в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год установило особый порядок проведения диспансеризации участникам специальной военной операции, включая порядок довоза в медицинскую организацию участников специальной военной операции, которые проживают в отдалённых населённых пунктах, и также возможность выезда медицинской бригады на дом к участнику специальной военной операции, что в случае с ограничениями здоровья, как мы понимаем, чрезвычайно важно.
Также мы предусмотрели информирование органов социальной защиты населения медицинскими организациями в случае выявления медработником у участника специальной военной операции потребности в социальных услугах.
Также в соответствии с Вашим поручением мы организовали диспансеризацию участников и ветеранов Великой Отечественной войны в год 80-летия Победы. Но это не значит, что мы её начинаем только в этом году. Хочу отметить, что за прошлый год такую диспансеризацию прошло 147 тысяч наших ветеранов и участников Великой Отечественной войны.
Теперь несколько слов о детских профосмотрах. В 2024 году охват осмотрами детей составил свыше 97 процентов. Только среди подростков за 2024 год заболевания были выявлены у 200 тысяч, 141 тысяча подростков были направлены на лечение до развития серьёзных заболеваний. И конечно, это позволяет нам предотвратить дальнейшее развитие заболевания и оказать своевременную помощь.
Также хочу отметить, что с 2024 года была начата диспансеризация граждан 18–49 лет по оценке их репродуктивного потенциала. Должна сказать, что за прошлый год такую диспансеризацию и такую оценку репродуктивного потенциала прошло 7 миллионов наших граждан, из них 2,6 миллиона – мужчины и 4,1 миллиона – женщины. И также некоторые другие категории других возрастов.
Было выявлено свыше 230 тысяч заболеваний репродуктивной системы, влияющих на возможность иметь детей. Организовано соответствующее лечение, включая процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). У 1200 женщин, получивших ЭКО, наступила беременность, и хотелось бы пожелать им и их семьям благополучного рождения желанного ребёнка.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Теме профилактики уделяется особое внимание, это наша повестка. Но мы работаем и с обратной связью, с гражданами и отмечаем следующие обращения граждан по этой теме, в том числе и вам на «Прямую линию». Это длительность прохождения диспансеризации, жалобы на очереди в поликлиниках, трудности с записью на приём, в отдельных случаях звучат вопросы по так называемым припискам.
Что в связи с этим делаем и намереваемся делать дальше? В конце 2024 года Вами, Владимир Владимирович, подписаны изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании». Теперь страховые медицинские организации обязаны информировать застрахованных лиц о возможности пройти диспансеризацию или профосмотр, помогать гражданину в прохождении диспансеризации, в том числе записи на приём к врачу.
Для недопустимости приписок дополнительно к проводимым контрольным мероприятиям обеспечили гражданам возможность через личный кабинет на Едином портале государственных услуг посмотреть, когда и в какие сроки ему была оказана соответствующая медицинская помощь, и если это не совпадает с его данными, то информировать соответствующую страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС о том, что он такую помощь не получал.
Учитывая, что сейчас на Едином портале государственных услуг открыто 109 миллионов личных кабинетов наших граждан, мы считаем, что граждане должны активнее пользоваться этой возможностью, и тогда мы совместно сможем своевременно реагировать на те недоработки и недочёты, которые возникают в этой работе.
Также планируем через эти же кабинеты на ЕПГУ информировать граждан по результатам диспансеризации или профосмотра на завершающем этапе. Такие предложения звучат. Мы считаем, что эту работу мы организуем, в случае если в процессе диспансеризации или профосмотра не были выявлены какие-то серьёзные заболевания, которые требуют дальнейшего углублённого осмотра или соответствующих обследований другими узкими специалистами.
В настоящее время Министерство здравоохранения и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования вместе с регионами страны отсматривают соответствующие региональные программы, территориальные программы государственных гарантий на предмет их соответствия тем нововведениям, которые приняты с 1 января 2025 года Правительством Российской Федерации. И я в данном случае обращаюсь к регионам страны, чтобы они всё это учли в своей постоянной работе.
Также я хотела обратить внимание ещё на одну тему, которую мы отрабатываем и замечания по которой также встречаются в рамках нашей обратной связи с гражданами. Речь идёт о маломобильных гражданах, которым тяжело зачастую ходить в поликлиники, добираться до поликлиник. Поэтому мы сейчас совместно с коллегами прорабатываем возможность их госпитализации, краткосрочной госпитализации в стационары на два-три дня, для того чтобы они имели возможность пройти такую диспансеризацию, а при необходимости получить стационарную помощь. Тем более что в ряде регионов стационарные койки недозагружены.
Но важно ещё и сказать о другом – о транспортной доступности, потому что доступность медицинских организаций не всегда зависит только от здравоохранения. Она ещё и зависит от того, как добраться до медицинской организации, а значит, нужны маршруты общественного транспорта внутри региона с соответствующим расписанием. Это также важно для наших граждан.
И в заключение хочу ещё раз обратиться к регионам страны. Мы сейчас находимся в начале реализации национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», мы продолжим профилактические осмотры и диспансеризацию, будем как можно больше вовлекать в эту работу центры здоровья, перезагружая их работу. Исходим из того, что те показатели по национальным целям по ожидаемой продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни будут реализованы, если мы будем совместно работать.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое. Очень важная работа, согласен полностью. Надо только, чтобы потом, после выявления тех или иных заболеваний, реакция была. Мы с вами на этот счёт много раз говорили. Что касается онкологии, видите, реакция хорошая, система здравоохранения реагирует на это. Здорово. Но надо по максимуму, конечно, работать и по другим выявляемым заболеваниям.
Хотел бы послушать Воскресенского Станислава Сергеевича, губернатора Ивановской области, который возглавляет комиссию Госсовета по направлению «Продолжительная и активная жизнь».
Пожалуйста, Станислав Сергеевич.
С.Воскресенский: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания!
В регионах мы понимаем всю важность нормальной организации своевременных проверок здоровья наших граждан. Я остановлюсь на нескольких лучших практиках в регионах, которые повышают именно удобство для наших граждан, о чём говорила Татьяна Алексеевна. Потом буквально три предложения.
Первое. Действительно, регионы активно используют практику проведения диспансеризации в специально отведённый день, либо в вечернее время, либо в субботу. Здесь распоряжения на этот счёт Правительством приняты, их надо просто реализовать.
Далее. Наряду с информированием со стороны страховых организаций в ряде регионов заключены соглашения с крупными страховыми компаниями на предмет того, чтобы человеку, если у него почему-то не получилось или неудобно записаться через поликлинику или колл-центр, могут записаться на диспансеризацию через страховую компанию. Ну, например, крупнейшая компания «Согаз» заключила такие соглашения с 14 регионами.
Далее. Про выездные формы диспансеризации, особенно это актуально для отдалённых населённых пунктов, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, формируются так называемые «Поезда здоровья», поезда и в буквальном смысле, поезда РЖД, поезда в переносном смысле – поезда мобильных комплексов, это активно используется. Мы, кстати говоря, на площадке комиссии Госсовета договорились, что страховые компании будут жителей таких отдалённых населённых пунктов заранее информировать о приближении таких поездов, которые двигаются по железной дороге, и возможности проведения диспансеризации.
Кроме того, в ряде регионов действительно используют возможности так называемой цеховой медицины. Суть в чём? Когда терапевтические участки открываются прямо на предприятии, и в том числе там проводится диспансеризация. Делает это не только ФМБА, это делают также и российские регионы сами.
Ряд регионов использует различного рода стимулы для привлечения граждан для диспансеризации. Например, есть такая практика, когда при прохождении диспансеризации бесплатно выдаётся, например, справка, необходимая для получения водительских прав. Такие практики тоже есть, мы считаем, их возможно тиражировать.
Теперь буквально три предложения, если позволите.
Первое. Портал «Госуслуги», об этом уже говорилось, было бы удобно для людей и полезно, чтобы можно было на этом портале пройти первоначальное анкетирование и получить маршрутный лист на диспансеризацию. Кстати говоря, такие решения реализованы на ряде региональных порталов, например в Москве и Московской области.
Второе. Говорилось о завершающем этапе диспансеризации. Если осмотр врачом проведён, анализы собраны, проходит какое-то время для получения результатов этих анализов, завершающую процедуру можно было бы сделать в форме телемедицинской консультации, чтоб не надо было ехать. Действительно, кому-то можно было это сделать путём уведомления в Госуслугах, но кому-то необходимо всё-таки пообщаться с врачом. Чтобы не ехать, если особенно это далеко, можно было бы предусмотреть такую возможность.
Третье. Многие крупные компании, прежде всего энергетического сектора, обеспечивают диспансеризацию своих сотрудников через добровольное медицинское страхование, но в государственной системе здравоохранения этого не видно.
Получается, человек де-факто прошел диспансеризацию, позаботился о своём здоровье, но поликлиника за ним бегает, просит, чтобы он прошёл повторно диспансеризацию. Получается, если это успешно, то деньги два раза тратятся. Компания уже обеспечила диспансеризацию, а государство тратит их второй раз. Поэтому правильно было бы наладить информационный обмен между государственной системой здравоохранения и крупными компаниями на предмет тех людей, которые диспансеризацию на самом деле прошли. Такие три предложения.
В целом очень просим активизировать информационную кампанию, это врачи просят, по уведомлению людей в целом в стране, что диспансеризация – это удобно, нужно и полезно. Спасибо за внимание.
В.Путин: Хорошо. Спасибо большое, Станислав Сергеевич.
Я попросил бы Кузнецова Михаила Михайловича тоже сказать несколько слов на эту тему, как она смотрится со стороны «Народного фронта», а потом Татьяну Алексеевну прокомментировать, что Вы считаете важным, что, может быть, уже делается, и как на это реагировать.
Пожалуйста, Михаил Михайлович.
М.Кузнецов: Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо большое.
Под руководством Леонида Михайловича Рошаля «Народный фронт» собирает обратную связь от граждан по качеству оказания медицинской помощи. Мы проанализировали в процессе подготовки 2 тысячи обращений на Вашу «Прямую линию» и провели опрос на 26 тысяч пациентов государственных поликлиник.
Несколько проблем, которые были выявлены.
Первая – это отсутствие возможности пройти диспансеризацию хотя бы за два дня. Мы понимаем, что не всегда это можно сделать за один день, потому что лаборатории открываются утром, но хотя бы за два дня. Притом что Трудовым законодательством предусмотрен один оплачиваемый выходной день на прохождение диспансеризации. По нашему опросу 14,5 процента граждан не приходят на диспансеризацию, потому что на это требуется несколько дней.
Позволю себе привести один пример с Вашей «Прямой линии». Пишет женщина: «Приходит сообщение, чтобы я прошла диспансеризацию. Я взяла неделю отпуска, 6 ноября пришла на приём к терапевту, 7-го сдала анализы, на ЭКГ записали на 11-е число, кардиограмму отдали на руки, сказали, расшифровать некому. К гинекологу записали на 25 ноября, на УЗИ по показаниям на 16 декабря». Вот такая история. Конечно, это довольно трудно, и понятно, что есть сложности: есть сложности с дефицитом врачей, с разными корпусами, но всё же важно здесь повышать качество этой работы.
Мы предлагаем рассмотреть возможность повышения удобства прохождения диспансеризации, в том числе с использованием субботних дней. Татьяна Алексеевна уже сказала, что такое принципиальное решение принято. Понятно, что это будут делать только по предварительной записи, но если, действительно, достаточное количество людей записалось на субботний день, может быть, предусмотреть для людей такую возможность.
Вторая проблема – это жалобы на формальный характер диспансеризации. Так получилось, что это самые многочисленные обращения на Вашу «Прямую линию», там порядка 700 обращений, и пока проводили опрос, ещё 1800 человек нам пожаловались. Вектор критики состоит в том, что люди говорят, что отсутствует возможность провести расширенный анализ крови, особенно онкомаркеров. Татьяна Алексеевна говорила о том, что много выявляется, но люди говорят об этом. В ряде случаев невозможность положенных в рамках диспансеризации исследований, например ЭКГ и флюорографии.
В настоящее время 13,6 процента граждан не проходят диспансеризацию и плановые осмотры, так как, по их мнению, они не включают необходимых исследований. То есть здесь можно поработать с глубиной диспансеризации, это тоже подтолкнёт часть наших людей к тому, чтобы прийти и её пройти. Предлагаем предусмотреть возможность корректировки с учётом особенностей здоровья человека. Да, зачастую человек знает, что у него диабет, он говорит: «Можно мне в рамках диспансеризации то-то и то-то?» А формально что-то не срабатывает.
Третья проблема – недостаточная обратная связь от медучреждений и врачей по итогам диспансеризации. Татьяна Алексеевна предложила вариант на Госуслугах. Действительно, зачастую нужно дополнительно прийти к терапевту, чтобы тебе сказали, что ты здоров. Это опять выходной день, это опять надо отпроситься с работы. Есть ряд регионов, как Москва, которые просто в медицинский кабинет отправляют эти данные, если у тебя всё нормально – зашёл, прочитал. Если так будет реализовано на Госуслугах – замечательно, это снимет часть жалоб, которые мы слышим от людей.
Четвёртая проблема – это недостаточная вовлечённость работодателей. У нас 25 процентов граждан говорят, что не получают от работодателей выходной день, просто им отказывают в том, чтобы пройти диспансеризацию. И 35 процентов говорят, что они даже и не просили, потому что не верят, что им дадут. То есть у нас порядка половины граждан либо берут отпуск, либо как-то ещё договариваются, но вот этот законный свой выходной под диспансеризацию они не получают. Мы предлагаем подумать и над стимулирующими мерами для работодателей, и, наверное, над дисциплиной соблюдения Трудового кодекса тоже, потому что, в общем, это очень важная общая задача. И здесь сами врачи, точно совершенно, не могут привести людей в поликлинику, они могут работать с качеством диспансеризации.
И наконец, последняя, пятая проблема, Татьяна Алексеевна тоже на этом остановилась, – это приписки в объёмах прохождения диспансеризации. Плановые показатели, которые доводятся до учреждений здравоохранения, невозможно выполнить усилиями одного Минздрава. Я не буду называть цифры, потому что они носят экспертный характер и разнятся от региона к региону, но факт наличия проблемы подтверждают все: и вертикаль здравоохранения, и врачи, и пациенты. Мало того, что, завышая показатели, мы подталкиваем врачей к нарушению законодательства, потому что они ставят формально человеку, который не пришёл, и перечисляются средства из ОМС, мы ещё и вызываем, действительно, изумление у граждан, которые узнают о прохождении мнимой диспансеризации. Сейчас на Госуслугах можно заказать эту услугу, извините за тавтологию, и там будет написано, какие медицинские услуги ты получал.
Я позволю себе ещё короткий пример привести с Вашей «Прямой линии», что нам пишет женщина. «В больнице сами записывают на приём, как будто мы проходим диспансеризацию, но мы по факту не были в поликлинике и не знаем об этом. В Госуслугах приходит, что мы записаны к врачу, делаем отмену на приём, они записывают задним числом. Многие жалуются, а воз и ныне там». То есть эта проблема пока у нас ещё существует.
Мы предлагаем ставить реалистичные показатели регионам, убрать приписки, учитывать здесь положительную динамику. А также вот то, о чём говорила Татьяна Алексеевна, очень важно, если в Госуслугах ты не будешь заказывать эту опцию, а тебе будет приходить, что ты прошёл диспансеризацию, и там в том числе будет галочка: «не проходил». И тогда мы цифровым образом попробуем с этим побороться.
Мы готовы, Владимир Владимирович, через полгода, несколько месяцев провести повторный опрос и уже, если ситуация не будет меняться, тогда можно, наверное, обращаться в надзорные органы. Но не раньше, чтобы врачи не пострадали, они точно не виноваты в том, что до них доведены показатели, которые они выполнить не могут. Большое спасибо за внимание. Доклад закончил.
В.Путин: Спасибо.
Татьяна Алексеевна, пожалуйста.
Т.Голикова: Спасибо, Владимир Владимирович.
Спасибо, уважаемые коллеги.
Я ещё раз хочу обратить внимание на реализацию регионами и всеми участниками этого процесса тех изменений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые мы принимаем.
Я упомянула в своём выступлении, что я в прошлом году вынуждена была направить соответствующие письма руководителям регионов, для того чтобы они проконтролировали ситуацию с реализацией тех мер, которые приняты на уровне Правительства.
Я не хочу называть регионы, но, к сожалению, в ряде регионов это принято не было. Только после моего письма соответствующая работа была проведена. В данном случае я говорю о работе в вечерние часы и в выходные дни, в субботу, и о доступности той информации, которую коллеги размещают на соответствующих информационных ресурсах. Эту работу и этот контроль мы осуществляем.
Кроме того, я ещё раз хочу подчеркнуть то, что говорил Станислав Сергеевич относительно диспансеризации и профосмотров на промышленных предприятиях. Мы постарались максимально приблизить возможности прохождения диспансеризации к промышленным предприятиям и возможности размещения соответствующих кабинетов на самих промышленных предприятиях с соответствующей оплатой.
Как я уже сказала, мы начали разворачивать эту работу в 2024 году и надеемся, что 2025 год даст свой самый серьёзный вклад в это направление с точки зрения трудоспособного населения.
Мы поддерживаем тему, которая связана с возможностью прохождения диспансеризации передвижным образом. Вы, наверное, все, уважаемые коллеги, знаете, было Ваше поручение, Владимир Владимирович, относительно возможности организации ОАО «РЖД» соответствующего железнодорожного состава, который называется «Святой Пантелеймон», и коллеги эту работу сделали. Сейчас мы завершаем тему, которая связана с механизмом оплаты оказания медицинской помощи при такой передвижной диспансеризации.
Что касается передачи данных в государственные системы, в случае если граждане застрахованы по добровольному медицинскому страхованию, я хочу обратить внимание на следующее. Мы не тратим здесь никаких дополнительных денег. Если такие случаи есть, то скажите о них. Почему? Потому что граждане застрахованы, и данные о том, что гражданин застрахован, у нас есть.
Соответственно, страховая медицинская организация никогда не будет оплачивать дополнительную диспансеризацию, если такая диспансеризация уже оплачена. И после поправок в законодательство, о которых я говорила в своём выступлении, это тоже будет взято дополнительно на особый контроль.
Михаил Михайлович приводил примеры по непрохождению или желанию, наоборот, пройти отдельными гражданами отдельные обследования и нежеланию их приходить на диспансеризацию, в случае если такие обследования не предоставляются.
Хочу обратить внимание, что у нас есть свой стандарт проведения профилактических осмотров и диспансеризации, и в случае отклонений или в случае каких-то подозрений на необходимость прохождения углублённых медицинских осмотров такие направления медицинскими организациями выдаются. Здесь приоритет мы отдаём в первую очередь, конечно, врачу, потому что врач определяет, какие дополнительные обследования нужно пройти.
Что касается не впервые выявленных хронических заболеваний, например, таких, как диабет, то удивительно, что такая тема прозвучала. Мы разберёмся со всеми этими данными, потому что больные, страдающие диабетом, находятся на учёте, поскольку им предоставляется и льготное лекарственное обеспечение, и медицинские изделия. Поэтому они в регионах у всех стоят на учёте.
Действительно, существует тема разрозненных дней направления к узким специалистам, когда это необходимо. Я считаю, что возможности, которые нам предоставляют Государственные услуги, они могут быть эффективно использованы, и мы обязательно с коллегами эту тему отработаем. Минздрав уже занимается этой темой в рамках нашего нового проекта «Продолжительная и активная жизнь», поскольку по Вашему поручению внутри него мы реализуем проект по созданию цифровой платформы в сфере здравоохранения.
Что касается стимулирующих мер для работодателей. Я не знаю, я к этому осторожно отношусь, Владимир Владимирович, потому что мы максимально предоставили возможности работодателям для организации этой работы по диспансеризации и профилактическим осмотрам, включая оплату соответствующего тарифа и так далее. И в этом смысле я бы хотела сказать, что работодатели сами должны быть в том числе заинтересованы, чтобы их работники были здоровы, и тогда у них будет меньше проблем с точки зрения в первую очередь больничных листов.
По припискам. И я останавливалась, и Михаил Михайлович об этом сказал, – мы с коллегами вместе эту тему отработаем. Что касается конкретных случаев, то по конкретным случаям, которые в том числе поступили Вам на «Прямую линию», мы работаем. Коллеги нам поэтапно передают эту информацию, и в индивидуальном порядке мы по ней работаем. А системно здесь мы едины с точки зрения организации учёта через портал Государственных услуг.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Мы, коллеги, все понимаем, что эта работа – работа по диспансеризации и последующей реакции на результаты этой диспансеризации – это очень масштабная работа. Она большая, многогранная, требующая больших усилий со стороны федеральных властей, региональных и предпринимательского сообщества, о чём сейчас все говорили. И, разумеется, здесь не может не быть вопросов, на которые нам следует обратить особое внимание. Поэтому я, Татьяна Алексеевна, Вас очень прошу всё-таки посмотреть то, о чём было сказано и представителями регионов, в данном случае это Воскресенский сделал, и Михаилом Михайловичем. Просто надо проанализировать: что-то, действительно, Вы сейчас прямо ответили, работает, и поправить это невозможно или даже нецелесообразно, там нужно просто последовательно осуществлять те меры, которые и так осуществляются, а на что-то надо обратить внимание. У меня к Вам просьба: Вы, пожалуйста, прикиньте это всё, о чём мы сегодня говорили, и своё видение представьте мне в ближайшее время. Хорошо? Так, чтобы нам в будущем быть уверенными в том, что эта работа проводится на качественно высоком уровне, потому что в целом-то результаты хорошие и отдача хорошая.
Что касается продолжительности и качества жизни. От того, как мы наладим эту работу, тоже многое зависит и для достижения этих параметров, в том числе по продолжительности жизни.
И, завершая, ещё раз хочу попросить исполняющего обязанности Курской области вместе с Правительством не только довести до людей наше решение и средства, соответственно, и потом доложить мне об этом, но ещё и подумать о том, что к моменту изгнания противника из отдельных районов Курской области нужно будет подготовить программу восстановления пострадавших районов.
Нужно предусмотреть оказание поддержки со стороны Правительства в реализации вопросов, связанных с комплексом по восстановлению социальных объектов, дорог, другой инфраструктуры, в том числе транспортной, промышленных, сельхозпредприятий, оказать поддержку пострадавшему бизнесу и так далее.
Эта программа, основные хотя бы параметры этой программы должны быть подготовлены в ближайшее время, с тем чтобы мы понимали, что должны будем делать по отдельным направлениям после того, как будут созданы необходимые условия с точки зрения обеспечения безопасности.
Всем спасибо большое. Всего хорошего.
18 февраля 2025 года, Санкт-Петербург