Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Друзья! Уважаемые коллеги!
Я вас приветствую, поздравляю с наступающим Новым годом.
Не буду скрывать, говорить нам сегодня с вами придётся не о праздниках. На последней встрече мы с вами обсуждали задачи по преодолению последствий мирового финансового кризиса, а также по координации законодательной деятельности федеральных и региональных парламентов.
Я думаю, что сегодня мы уже можем подвести некоторые итоги, короткие итоги того, что было. Всё‑таки нам удалось обеспечить скоординированную работу, слаженную работу исполнительной и представительной власти и в центре, и на местах хотя бы в том плане, что мы смогли принять необходимые, на мой взгляд, в общем, достаточные меры нормативного характера для того, чтобы влиять на развитие кризиса в нашей стране. Это не значит, что мы преуспели во всём, но тем не менее основные негативные тенденции, которые образовывались в конце прошлого – начале этого года, в результате такой скоординированной работы нам удалось с вами либо преодолеть, либо остановить.
Своевременно вносились изменения в бюджеты субъектов Федерации, направленные на социальную защиту населения, на поддержку предприятий, на стабилизацию денежного обращения. И такого рода опыт, я считаю по сути уникальным. У нас ещё никогда государственный механизм в таком синхронном порядке в период кризиса не работал, потому что если говорить откровенно, то в 98-м году тот государственный механизм, который тогда действовал, показал как раз, наоборот, свою асинхронность, показал свою неспособность справиться с теми задачами, которые в тот момент стояли. В результате произошел провал в экономической сфере, были упущены многие возможности, у нас «расклеилась» финансовая система. В этом году этого не произошло. Я считаю, это результат нашего с вами совместного труда.
Теперь о том, что предстоит сделать в будущем. Основные идеи были обозначены недавно в Послании Президента Федеральному Собранию. По сути, их несколько, если говорить суммированно – их три.
Теперь о том, что предстоит сделать в будущем. Первая и главная – это модернизация нашей экономики. Вторая задача – это повышение эффективности социальной политики в нашей стране. И, конечно, третья задача – развитие самой политической системы.
Первая и главная – это модернизация нашей экономики. Вторая задача – это повышение эффективности социальной политики в нашей стране. И, конечно, третья задача – развитие самой политической системы. Вот об этом я сейчас и поговорю.
Улучшение качества жизни граждан – это, конечно, несомненный приоритет всей нашей деятельности, вы это хорошо понимаете. Государство в последние годы смогло в полной мере реализовать свои возможности в этой сфере и досконально выполняло все социальные обязательства. Именно поэтому граждане нашей страны доверяют тем решениям, которые принимаются наверху – и в исполнительной власти, и в нашем парламенте. Именно поэтому и представительные органы субъектов Федерации в целом имеют авторитет и уважение граждан нашей страны.
В то же время возможности общества выполнять социальные гарантии напрямую зависят от конкурентоспособности нашей национальной экономики. Она должна быть другой, её нынешнее качество нас абсолютно не устраивает. Она должна быть современной, диверсифицированной, основанной на высоких технологиях. И мы должны будем все вместе именно этим и заняться. Я рассчитываю на вашу активную поддержку в решении этой задачи.
Среди депутатов законодательных органов субъектов Федерации нашей страны тысячи людей, которые именно этим и занимаются. Это представители предпринимательского сообщества, работники науки, образования, юристы, экономисты, то есть на самом деле активная часть нашего населения, как принято говорить, региональная элита. Вы не только в теории, но и на практике знаете о том, что происходит в ваших регионах, в чём слабые места, где есть ещё резервы, которыми можно было бы воспользоваться. Самое главное сейчас для нас – преодолеть технологическое отставание, выйти из того кризисного пике, которое образовалось на рубеже 80–90-х годов и которое, безусловно, усилилось после того, как наша страна вместе с другими странами погрузилась в пучину экономического кризиса. Вот это самое главное. Но выходить из этого кризиса нам нужно иначе, не просто за счёт наращивания объёма поставок энергоносителей, это сделать нетрудно, и это уже проверенный рецепт, но он ведёт в никуда. Нам нужно выходить из кризиса путём реформирования собственной экономики, и, ещё раз повторяю, я рассчитываю здесь на поддержку законодателей всех субъектов Федерации. Это важнейшая задача.
Улучшение качества жизни граждан – это, конечно, несомненный приоритет всей нашей деятельности, вы это хорошо понимаете. Государство в последние годы смогло в полной мере реализовать свои возможности в этой сфере и досконально выполняло все социальные обязательства. Именно поэтому граждане нашей страны доверяют тем решениям, которые принимаются.
Модернизация экономики невозможна тем не менее без изменения структуры общества, нашего уклада жизни, культуры, в том числе и культуры политической. Напомню, что предыдущее Послание, Послание прошлого года, было посвящено мною в этой части мерам по демократизации политической системы и улучшению качества народного представительства на федеральном уровне, на всероссийском уровне. На следующем этапе считаю принципиально важным сконцентрироваться именно на региональном уровне – и с этим связано и моё обращение в том числе к вам сейчас, – существенно повысив роль партий и региональных парламентов в политической жизни субъектов Федерации, установив дополнительные гарантии равноправия партий и справедливой, как принято говорить, цивилизованной политической конкуренции.
Наше общество уже достаточно взрослое, оно несовершенное, но достаточно взрослое, об этом нужно помнить. Активизировать поэтому внедрение новых технологий, обеспечивающих максимальную прозрачность и избирательного процесса, и деятельности органов власти, установить разумный порядок определения численности региональных парламентов. Я, кстати, сегодня подписал законопроект о внесении соответствующего документа в Государственную Думу, он направлен на установление нового порядка определения численности региональных парламентов. Об этом ещё поговорим. Это, наверное, вторая вещь, о которой я хотел бы сказать.
И ещё одна тема. В ходе наших встреч мы неоднократно обсуждали проблемы координации законотворческого процесса на федеральном и региональном уровнях. Совет Федерации разработал и утвердил соответствующую концепцию взаимодействия с законодательными собраниями субъектов нашей страны. Концепцией предусмотрен механизм отбора и доработки наиболее актуальных законодательных инициатив регионов для их внесения в Государственную Думу совместно с Советом Федерации. Насколько я понимаю, уже сегодня произошло окончательное подписание соглашений с законодательными собраниями, да?
С.Миронов: Да, это так.
Д.Медведев: Это хорошо, потому что это означает, что механизм для работы создан. Надеюсь, что он будет эффективным, будет работающим, будет современным.
Мы встречаемся в канун Нового года, а Новый год, помимо того что это прекрасный, всеми любимый праздник, у нас особенный, и не только своими трудностями, необходимостью трудиться в том направлении, о котором я только что сказал, но и славными юбилеями. Напомню, что в следующем году мы все вместе будем отмечать 65-летие Великой победы. Думаю, что наша задача – обеспечить максимально широкое празднование, по‑настоящему сердечную атмосферу для ветеранов Великой Отечественной войны.
Самое главное сейчас для нас – преодолеть технологическое отставание, выйти из того кризисного пике, которое образовалось на рубеже 80–90-х годов. Нужно выходить из кризиса путём реформирования собственной экономики, и я рассчитываю здесь на поддержку законодателей всех субъектов Федерации.
Я ещё в прошлом году принял решение об обеспечении всех ветеранов квартирами. Знаю, что вы тоже трудились в этом направлении. Во всех субъектах Федерации работа идёт, квартиры выделяются. Я рассчитываю на то, что до праздника Победы все ветераны Великой Отечественной войны, которые встали на учёт, будут обеспечены соответствующими жилыми помещениями. А по тем ветеранам, по которым мы приняли решение недавно, которые встали на учёт после 1 марта 2005 года, все необходимые решения должны быть приняты до конца следующего года, и квартиры должны быть выделены.
Уважаемые друзья, я надеюсь, что действительно сегодня вы сможете обсудить и эти проблемы, и другие проблемы. Ещё раз желаю вам продуктивной работы. По итогам обсуждения того, что я сказал, и того, что ещё вы предложите, я потом подведу краткий итог.
Спасибо.
<…>
Несколько слов сказать по тем вопросам, которые сегодня вы рассматриваете. Хотел бы отметить, что с технологической точки зрения в Совете Федерации и во время встреч с законодателями всё выглядит самым лучшим образом. Вот мы ещё здесь сидим, работаем, мне уже принесли стенограмму моего выступления со всеми аксессуарами типа: «Сергей Михайлович, я попробую уложиться в отведённые рамки. (Оживление в зале.)». (Смех.) Так вот.
На самом деле не так бессмысленно, как может показаться. Почему? Потому что чем быстрее мы работаем, чем быстрее мы оформляем наши решения, чем быстрее эти решения выдвигаются «в поле», что называется, тем быстрее они реализуются. И обязанность как раз законодателя, обязанность и парламента Российской Федерации, и законодательных органов субъектов Федерации заключается в том, чтобы принимать законы, вести дискуссии, обсуждения, и эти дискуссии и обсуждения должны быть тоже в зоне публичного внимания. Так что это неплохо.
Теперь несколько слов по поводу того, что звучало. Я не претендую на исключительность в анализе, тем не менее просто несколько болевых проблем, которые были обозначены.
Социальные проблемы решаются, но тем не менее есть сложности, которые пока остаются и останутся. К сожалению, у нас год был трудный, и будущий год будет явно не лёгким. В этом контексте хотел бы обратить внимание законодателей на необходимость заниматься проблемами безработицы.
В выступлении Сергея Михайловича Миронова было сказано о том, что социальные проблемы решаются, но тем не менее есть сложности, которые пока остаются и останутся. Я с этим полностью согласен. К сожалению, у нас год был трудный, и будущий год будет явно не лёгким. В этом контексте хотел бы обратить внимание законодателей на необходимость заниматься проблемами безработицы.
Мы в какой‑то ситуации смогли принять ряд довольно неплохих решений. Та программа, которая была Правительством подготовлена по моему поручению, она работает, она приносит свой эффект, она работает в регионах. Я имею в виду и создание новых рабочих мест, и, естественно, выплату пособий, и организацию общественных работ. Но, во‑первых, этого мало, нужно проявлять ещё и творческие способности. И, во‑вторых, нынешний кризис так устроен, вы сами хорошо уже, видимо, ориентируетесь внутри этого кризиса, читаете и нашу, и иностранную аналитику, что динамика безработицы, к сожалению, носит довольно пролонгированный характер. И, несмотря на то, что, допустим, производство может расти, и даже валовой внутренний продукт может подниматься, тем не менее количество рабочих мест ещё достаточно долгое время будет нашей большой проблемой.
Поэтому я считаю, что нам нужно самым серьёзным образом и на уровне Российской Федерации, и на уровне федерального центра, и в регионах заниматься проблемами безработицы. Если хотите, это проблема номер один сейчас. Потому что у нас есть рост производства, если говорить, скажем, об аграрной сфере, так вообще всё неплохо, в этом году не то что у нас минуса нет, просто плюс даже, по сути, образовался. Это результат предыдущей работы. А вот безработица, вопросы занятости – проблема номер один. Ещё раз обращаю на это внимание всех законодательных собраний: ваша задача, ваша обязанность принимать необходимые решения в случае, когда вы будете рассматривать те или иные программы по поддержке занятости, и делать это быстро и квалифицированно.
Сергей Семёнович Собянин говорил о том, как реализуется Послание Президента в Правительстве. На самом деле работа уже развёрнута, я не буду сейчас специально комментировать некоторые вещи, кроме одной: и в моём Послании, и в выступлении руководства Правительства специальное внимание было уделено инвестиционным проектам. Очень тяжёлая для нас тема. Все мы начинали свою работу в регионах, а вы и продолжаете её сейчас, несмотря на то что много, конечно, и в Москве бываете. К сожалению, инвестиционный цикл у нас растянут на годы. Я даже не говорю про наши уважаемые столицы – про Москву и Питер, где вообще эти задачи решаются крайне тяжело, очень трудно. Всё очень забюрократизировано, очень много препятствий – надо обязательно эту ситуацию менять. И даже в более компактных регионах всё равно затягивается это на месяцы, зачастую просто годами это длится. Я сегодня подписал строительный регламент, который был недавно принят. Это уже само по себе неплохо. И вчера ещё подписал законопроект о внесении изменений в закон «О техническом регулировании», в силу которого теперь большинство, надеюсь, новых технических регламентов будет приниматься в упрощённом порядке. Обращаюсь к Правительству с требованием наладить эту работу, чтобы эти регламенты принимались быстро на уровне соответствующих ведомств, не растягивая этот процесс на месяцы вперёд. Почему об этом говорю? Потому что если у нас технические регламенты, я надеюсь, в ближайшее время начнут приниматься в таком упрощённом и относительно быстром порядке, то инвестиционные решения в регионах растягиваются надолго. Предлагаю подумать над тем, чтобы принять в каждом регионе правила по подобного рода инвестиционному циклу в дебюрократизированном сценарии с максимально короткими сроками. Даже если что‑то не поместится в эти сроки, в конце концов немножко можно отступить. Но я хотел бы, чтобы законодатели этим занялись и подтолкнули, кстати сказать, своих коллег, местную исполнительную власть, потому что это от них зависит: там решения принимаются, там взятки берут. Надо заняться этим обязательно – обращаюсь к законодательным собраниям, обращаюсь к нашим региональным парламентам.
[В Послании] специальное внимание было уделено инвестиционным проектам. Я даже не говорю про наши уважаемые столицы – про Москву и Питер, где вообще эти задачи решаются крайне тяжело, очень трудно. Всё очень забюрократизировано, очень много препятствий – надо обязательно эту ситуацию менять.
Хорошо, что у нас появляются новые политические институты, о них говорили наши коллеги, которые выступали, я имею в виду и Людмилу Михайловну, и Бориса Алексеевича, и Ларису Батырбековну, – я имею в виду отчёт Правительства или губернатора перед законодательным органом по той методике, по которой теперь у нас Правительство отчитывается перед Федеральным Собранием, перед Государственной Думой. Но этого мало. Надо подумать над тем, чтобы такого рода контакты не носили эпизодический характер. Я сам помню, как это в Петербурге было организовано ещё в начале 90-х годов. Я думаю, что недостаточно, чтобы председатель местного правительства или губернатор появлялся, скажем, один раз в год. Подумайте, вы партнёры в этом диалоге, – нужно, чтобы такого рода дискуссии были регулярными. Я понимаю, что вы периодически приглашаете и заместителей к себе, обсуждаете в комитетах и комиссиях, на пленарных заседаниях, но нужно всему этому придать регламентную основу, то есть положить на нормативную основу. И мне кажется, это будет способствовать улучшению качества управления.
Большое внимание необходимо уделить и выборам в органы власти субъекта и органы местного самоуправления, проблемам равенства политических партий и голосованию. Я об этом специально говорил в Послании, говорил во время встречи с политическими партиями. Наша система избирательная, она пока не такая совершенная, как нам бы хотелось, хотя она за последнее время тоже сделала шаг вперёд. Я считаю, что нам нужно подумать и над тем, как освещается деятельность политических партий в средствах массовой информации в регионах. На уровне Российской Федерации такого рода решения мною были приняты ещё в порядке реализации предыдущего Послания, я имею в виду представительства парламентских партий в электронных средствах массовой информации. Неидеальная конструкция, но она работает. Я с коллегами разговаривал, они говорят: да, всё‑таки она работает. И в регионах она работает. Мне, кстати, наши федеральные каналы, руководители, таскают сводку – кто, где и сколько выступил. Так что я за этим слежу. Нужно подобные решения принять и в регионах. Это вопрос демократии. А также надо подумать над тем, чтобы контрольные механизмы голосования были более тонкими. Последние, скажем так, выборы показали это со всей очевидностью.
Инновации – крайне важная тема. В Томской области этим занимаются. Я, кстати, только что орден вручил ректору Томского университета. Но мало этим заниматься на университетском уровне, нужно заниматься этим на уровне промышленном. Вы говорили о том, что банки, мол, неплохо работают с кредитами, но не дают банковских гарантий. На мой‑то взгляд, это, честно говоря, абсолютно одно и то же, потому что банковская гарантия – это, как правило, то, что сопровождает процесс получения кредита, поэтому это всё равно вопрос финансирования.
У нас, к сожалению, ситуация довольно тяжёлая. Связана она с тем, что образовался дефицит доверия после начала мирового финансового кризиса. И несмотря на то, что мы сегодня имеем самую низкую ставку рефинансирования за всю историю современной России, тем не менее эффективная ставка кредитования у нас существенно выше. И вот эту разницу наша задача как можно быстрее схлопнуть. Зависеть это будет, конечно, не от наших волевых действий, а от общей ситуации в экономике, которая, конечно, складывается из того, как мы будем работать.
Самая высокая безработица, мы знаем, в кавказских республиках, и для нас крайне важно этими вопросами заниматься. Обращаю на это внимание, естественно, и законодательных органов наших южных республик, потому как нет более важной темы.
Ну и последнее, на что я хотел бы обратить внимание. Мы понимаем, что у нас есть разные регионы, в том числе то, что сегодня у нас есть регионы, где много проблем, скажем, с безработицей не в обычной нашей форме сегодняшней, а исторически накопленной безработицей, в частности, я имею в виду Кавказ. Лариса Батырбековна об этом говорила. Действительно, Кавказ является такой, если хотите, каплей, частью нашей страны, в которой как в капле воды отражаются все наши проблемы, и иногда в гипертрофированном виде, это именно так. И наши пороки, в том числе и преступления, которые совершаются на местах, но и проблемы экономического свойства. Самая высокая безработица, мы знаем, в кавказских республиках, и для нас крайне важно этими вопросами заниматься. Обращаю на это внимание, естественно, и законодательных органов наших южных республик, потому как нет более важной темы. Понятно, что это упирается в деньги, но даже с теми финансами, которые сегодня имеются, необходимо более активно привлекать инвесторов, потому что самое важное, что определяет качество инвестиций, – это климат. Если инвестиционный климат нормальный, благоприятный, инвестиции придут даже в довольно трудные места, а инвестиционный климат в значительной степени зависит от того, какие нормативные акты вы принимаете на уровне законодательных органов, от того, насколько активной является позиция руководителя субъекта Федерации и регионального парламента. Об этом забывать не следует.
Мы с вами в следующем году продолжим работу над всеми этими темами. Конечно, мы за год ничего не решим, но мы должны сделать существенный шаг вперёд. Всех проблем не снять, но существенный шаг вперёд сделать необходимо. Поэтому я очень рассчитываю на то, что в следующем году законодательные собрания, парламенты регионов будут работать с максимальной отдачей.
Я вас сердечно поздравляю с наступающим Новым годом. Передавайте наилучшие пожелания депутатам, передавайте наилучшие пожелания всем жителям наших субъектов Федерации.
С наступающим Новым годом всех!
28 декабря 2009 года, Москва, Совет Федерации