Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ

pravo.gov.ru

О теплоснабжении
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>гламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.</p><p>4. Организация и осуществление федерального государственного энергетического надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в случаях, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного энергетического надзора федеральным органом исполнительной власти. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора в случаях, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не применяется положение части 5 настоящей статьи.</p><p>5. Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.</p><p>6. В отношении источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, федеральный государственный энергетический надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.</p><p>7. В отношении объектов теплоснабжения, являющихся опасными производственными объектами I, II и III класса опасности, плановые контрольные (надзорные) мероприятия по соблюдению требований безопасности в сфере теплоснабжения проводятся при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 01.05.2016 № 132-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 42. Антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения</p><p> </p><p>1. Антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.</p><p>2. В сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей, в том числе которые совершаются путем:</p><p>1) необоснованного отказа от заключения договоров теплоснабжения, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договоров на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;</p><p>2) создания дискриминационных или более благоприятных условий для деятельности отдельных теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций;</p><p>3) создания препятствий доступу к услугам в сфере теплоснабжения.</p><p>3. Объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в том числе являются:</p><p>1) цены;</p><p>2) распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;</p><p>3) соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.</p><p>4. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.</p><p>5. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правилами недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.</p><p>6. В случае неоднократного нарушения единой теплоснабжающей организацией антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе путем нарушений при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, на основании решения антимонопольного органа органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, принимается решение о принудительном лишении статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.</p><p>7. Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение в сфере теплоснабжения, обязаны:</p><p>1) обеспечивать регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;</p><p>2) предоставлять должностным лицам антимонопольного органа беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения</p><p> </p><p>1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.</p><p>2. К полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся: (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)</p><p>1) реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;</p><p>2) утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, муниципальных округах, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения (в ценовых зонах теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода, за исключением случаев утверждения таких нормативов для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности); (В редакции  Федерального закона от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>3) утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (в ценовых зонах теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода, за исключением случаев утверждения таких нормативов для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности); (В редакции  федеральных законов от 29.07.2017 № 279-ФЗ, от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>4) утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; (В редакции Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ)</p><p>5) утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных исполнительными органами субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления; (В редакции  федеральных законов от 30.12.2012 № 291-ФЗ, от 07.05.2013 № 103-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)</p><p>6) определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; (В редакции  Федерального закона от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>7) составление топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации;</p><p>71) осуществление мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>72) осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ)</p><p>73) осуществление контроля (в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, которые утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), в том числе за достижением этими организациями плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в результате реализации мероприятий таких программ; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 07.05.2013 № 103-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>74) определение плановых и фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ)</p><p>75) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения городов федерального значения, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 19.07.2018 № 220-ФЗ)</p><p>8) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения </p><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 485-ФЗ)</p><p> </p><p>1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: (В редакции  федеральных законов от 29.12.2014 № 485-ФЗ, от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; (В редакции  Федерального закона от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;</p><p>3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;</p><p>4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, муниципальных округов, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; (В редакции  Федерального закона от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ)</p><p>6) утверждение схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; (В редакции  федеральных законов от 29.07.2017 № 279-ФЗ, от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике; (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 291-ФЗ)</p><p>8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)</p><p>9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)</p><p>91) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, муниципального округа, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 19.07.2018 № 220-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 26.02.2024 № 34-ФЗ)</p><p>10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)</p><p>11. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.12.2014 № 485-ФЗ)</p><p>2. Полномочия органов местного самоуправления городов федерального значения по организации теплоснабжения на внутригородских территориях определяются законами указанных субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городских хозяйств с учетом положений настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 61. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации </p><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)</p><p> </p><p>Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 29.12.2014 № 485-ФЗ) </p><p> </p><p>Глава 3. Государственная политика при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения</p><p> </p><p>Статья 7. Принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения </p><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)</p><p> </p><p>1. Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:</p><p>1) обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей;</p><p>2) обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;</p><p>3) обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;</p><p>4) стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;</p><p>5) обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов;</p><p>6) обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;</p><p>7) создание условий для привлечения инвестиций;</p><p>8) определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;</p><p>9) обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя;</p><p>10) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в целях сокращения потерь энергетических ресурсов, в том числе требований к разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов; (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)</p><p>11) осуществление федерального и регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе за установлением и изменением в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность). (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>2. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляет следующие полномочия:</p><p>1) утверждает методические указания по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;</p><p>2) устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организа</p></div>
Показать следующую страницу документа