Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Новости /
Президент в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам развития юга России и Приазовья.
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы сегодняшнее совещание договорились посвятить задачам развития экономики, жилищной, транспортной инфраструктуры, а также вопросам экологического благополучия юга России и Приазовья.
Речь пойдёт о таких наших регионах, как Республика Крым, город Севастополь, Краснодарский край, Ростовская область и Республика Адыгея, Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области.
Сразу отмечу, что все эти субъекты Федерации располагают большим потенциалом развития, прежде всего в реальном секторе экономики, включая металлургию, машиностроение, агропромышленный комплекс.
На прошлой неделе в ходе Послания говорил о целом ряде мер, которые призваны поддержать деловую, инвестиционную активность на местах, чтобы по всей России открывались новые, сложные, высокотехнологичные производства, создавались эффективные, хорошо оплачиваемые, современные рабочие места.
С учётом этих решений рассчитываю услышать и подробный доклад о конкретных проектах экономического развития, которые уже реализуются или планируется запустить в южных и приазовских регионах.
Безусловно, перспективы для расширения бизнеса, для выхода отечественных компаний на внешние рынки связаны с укреплением транспортной инфраструктуры. Мы с утра уже с некоторыми коллегами на эту тему говорили.
Здесь, на южном направлении, есть узкие места, к сожалению. Прежде всего говорю о железной дороге. Эти узкие места сейчас тоже должны быть в поле нашего зрения. Железная дорога выполняет основную нагрузку по перевозке грузов, железная дорога работает с повышенной нагрузкой. В том числе растёт спрос бизнеса на перевозки в южные порты. Мы с вами хорошо знаем, сколько возможностей перевалки в портах только черноморского бассейна и возможностей железной дороги по транспортировке грузов в эти порты. Они, по-моему, раза в четыре отличаются друг от друга, около четырёх раз. То есть железная дорога может в четыре раза меньше грузов перевозить, чем могут порты перевалить. Прошу сегодня обозначить предложения по расширению пропускной способности железных дорог в сторону Азовского и Чёрного морей. В том числе предлагаю подумать о возможном разделении грузового и пассажирского сообщения на южном направлении.
При этом напомню об уже поставленной задаче. Что имею в виду? Нужно сократить до 16 часов время в пути пассажирских поездов от Москвы до черноморского побережья. Мы уже об этом неоднократно говорили. Азовское и Чёрное моря – это традиционные места отдыха, любимые миллионами наших граждан, и туризм – одна из ключевых отраслей экономики всего региона.
В Послании объявил о запуске масштабного проекта «Пять морей», который в том числе охватит азовские и черноморские регионы. Здесь будут построены современные гостиничные комплексы с отелями, лечебной и реабилитационной инфраструктурой, базами для водного туризма и отдыха.
Подчеркну: нужно сделать так, чтобы как можно больше наших граждан, семей могли отдохнуть в России, выбрать себе отдых по душе: пляжный, горнолыжный, познавательный и так далее. Причём по доступным ценам и с высоким уровнем комфорта.
Сегодня многие туристы едут на юг, на море, что называется, своим ходом: на автомобилях по скоростной трассе М-4 «Дон». В ходе Послания говорил и об идее строительства новой автомагистрали Джубга–Сочи на берегу Чёрного моря со множеством тоннелей и мостов. Мы сегодня тоже уже говорили на эту тему с некоторыми коллегами из Правительства. Мы в ходе совещания тоже остановимся на подходах к реализации этого сложного, капиталоёмкого, но, конечно, важного, востребованного проекта. С Председателем Правительства тоже обсуждали тему, понимаем, с чем это связано. Это капиталоёмкий проект. Нужно подойти к нему очень аккуратно, спокойно. Повторю ещё раз: нужный проект для людей.
В целом отмечу, что у нас большие планы по развитию автодорожной сети Азово-Черноморского региона. В ближайшие пять лет здесь будет построено и реконструировано 460 километров федеральных и 320 километров региональных дорог. Модернизируем съезды с трассы «Таврида» к южному побережью Крыма.
Отдельный вопрос – дальнейшее развитие так называемого азовского кольца, автодороги вокруг нашего уже внутреннего Азовского моря. Обязательно затронем и эту тему. Протяжённость азовского кольца, Марат Шакирзянович скажет об этом, сколько? Одна тысяча 400 километров? Прорабатывается расширение трассы с двух до четырёх полос движения.
Что бы ещё хотел добавить? Новая инфраструктура, дороги, сети – это важнейший фактор социально-экономического развития населённых пунктов, городов, регионов.
В прошлом году в Краснодарском крае, Ростовской области, в Адыгее, Крыму и Севастополе было введено 13 миллионов квадратных метров жилья. Это 12 процентов от общего объёма жилищного строительства в России. При этом градостроительный потенциал на 2030 год, то есть подготовленные и уже запущенные проекты, насчитывает более 74 миллионов квадратных метров.
Очень важно, чтобы набранные темпы строительной индустрии, а также наши инструменты поддержки, включая семейную ипотеку, работали на повышение доступности жилья для граждан, для российских семей. Чтобы они могли улучшать свои жилищные условия, переезжать в новые дома и новые квартиры. И конечно, такая жилая застройка должна идти синхронно со всей социальной инфраструктурой, включая школы, больницы, детские сады. С губернаторами, в том числе с губернаторами этих регионов, с руководителями регионов мы постоянно об этом говорим.
Отмечу также, что при федеральной поддержке наши южные регионы существенно нарастили объёмы расселения аварийного жилья, аварийного фонда. Важно не снижать такую динамику. Правительству уже поручено подготовить новую федеральную программу на этот счёт. Уверен, что коллеги в субъектах Федерации будут активно подключаться к этой работе или продолжать эту работу, где она уже идёт достаточно интенсивно.
Особое внимание надо уделить улучшению городской среды. В рамках соответствующего федерального проекта на юге и в Приазовье уже благоустроено более 2700 дворовых и общественных пространств. Как уже сказал, мы продолжим этот проект, безусловно. Сделаем акцент на поддержке субъектов Федерации, которые реконструируют набережные, парки, скверы, исторические центры городов. Рассчитываю, что регионы юга России также воспользуются этой возможностью.
И в заключение следующее: мы с вами встречаемся в Сочи, столице зимних Олимпийских игр 2014 года. В преддверии игр в городе был обновлён парк общественного транспорта. С тех пор прошло уже 10 лет. Текущее состояние автобусов, их экологический класс уже часто не отвечают требованиям жителей и гостей юга России, гостей Сочи. В этой связи предлагаю проработать вопрос комплексного обновления городского общественного транспорта Сочи – конечно, на основе отечественной техники, с учётом передовых экологических стандартов и высокого качества перевозок. И для сочинцев это важно, для всего Краснодарского края да и для всей страны, поскольку отдыхающие приезжают сюда со всей страны.
Пожалуйста, давайте начнём работать. Слово – Максиму Геннадьевичу Решетникову. Прошу, Максим Геннадьевич.
М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!
Азово-Черноморский регион – одна из ключевых точек роста на карте России. С учётом новых регионов это 12 процентов населения и 6 процентов производства товаров и услуг. Здесь сбалансированы структуры экономики: крупный транспортно-логистический хаб, сельское хозяйство, с которым связана треть обрабатывающей промышленности, развиты нефтепереработка, машиностроение, металлообработка и, конечно, туризм, о чём Вы сказали.
Дополнительным драйвером развития в последнее десятилетие стали Олимпиада в Сочи и возвращение Крыма. Бюджетные вложения в социальную, коммунальную, дорожную инфраструктуру полуострова, Крымский мост с подходами со стороны Краснодарского края, вложения в энергетику стали стимулом для притока частного капитала. В результате инвестиции здесь выросли в три раза по сравнению с 2014 годом, и прирост экономики полуострова также втрое опередил среднероссийские темпы.
В целом же к 2022 году почти все южные регионы опережали среднероссийские темпы роста, быстрее росла и промышленность, и туризм, и реальные денежные доходы населения.
Санкции для большинства южных регионов открыли новые возможности, которыми они активно пользуются. Последние два года все субъекты нарастили инвестиции, причём темпы роста в два раза превышают средний по России.
Быстрее, чем в среднем по стране, растёт промышленность, и здесь действительно много примеров реализации реальных проектов. В Ростовской области реализуется два крупных проекта в нефтепереработке, в этом году запущен завод по производству комплектующих для сельскохозяйственной и дорожной техники. В Краснодарском крае будет построен завод по производству лимонной кислоты, крахмала, кукурузного глютена. Таких примеров много.
И регионы, и бизнес активно используют меры государственной поддержки: и реструктуризацию региональных долгов перед федеральным бюджетом в обмен на инвестиции, и инфраструктурные бюджетные кредиты, и соглашения о защите и поощрении капиталовложений, и другие инструменты.
Развитию регионов помогают преференциальные режимы, которые снижают налогообложение для бизнеса. В рамках свободной экономической зоны в Крыму и в Севастополе сейчас реализуется более 1200 проектов. Только в прошлом году бизнес инвестировал 40 миллиардов рублей.
Также в прошлом году по аналогии с Крымом в соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, была создана свободная экономическая зона в новых регионах, где предусмотрены дополнительные преференции с учётом специфики экономики территорий, в частности по металлургии. Более 70 предприятий уже стали резидентами, они планируют 40 миллиардов рублей инвестиций и создать 5 тысяч новых рабочих мест.
Также по Вашему поручению создаём особую экономическую зону в Ростовской области с профилем «Машиностроение и обрабатывающая промышленность», регион уже нашёл резидентов.
Рост сельского хозяйства в южных регионах связан с мощной поддержкой государства в рамках программы АПК. В частности, при поддержке этих программ в Крыму заложены плодовые сады, построены тепличные комплексы, развивается виноделие и в Крыму, и в Краснодарском крае, в том числе благодаря принятым решениям по защите внутреннего рынка от продукции из недружественных стран.
В туризме показатели чуть снизились. Мы понимаем, что непростая ситуация по Крыму и по Севастополю. В первую очередь это вопрос транспортной доступности. Но чтобы поддержать туристическую отрасль полуострова, по Вашему поручению в 2022-м и в 2023 годах была оказана поддержка туротрасли более 3 миллиардов рублей.
Какие видим тренды и перспективы? Экономика Азово-Черноморского региона продолжит расти быстрее, чем в среднем по экономике России, опережающими темпами.
Одна из ключевых точек роста – логистика. Портовые мощности имеют резерв. На сегодняшний момент они загружены на две трети. Есть потенциал для увеличения объёмов перевалки. К 2030 году прогнозируется рост до 360 миллионов тонн прежде всего за счёт развития портов Новороссийск и Тамань. При этом инвесторы заявляют о планах ещё дополнительно увеличить мощности на 40 миллионов тонн к 2030 году.
Но основная подводящая железнодорожная инфраструктура обеспечивает около трети грузооборота портов, загружена полностью. Сейчас в рамках рассмотрения проекта инвестпрограммы РЖД предлагает нарастить её мощность к 2030 году до 152 миллионов тонн.
В.Путин: Да и то, наверное, всё-таки портовые мощности такие, что они могут перевалить больше.
М.Решетников: Они могут больше перевалить.
В.Путин: Там 400, по-моему.
Реплика: 490.
В.Путин: 490.
М.Решетников: 363 получается, плюс 40 плановых. Там надо по нефти отдельно, там перевалка большая.
Продолжится спрос также и на поездки на юг. К 2030 году число турпоездок увеличится в два раза с учётом новых регионов, а значит, вырастет пассажирский трафик и на железных дорогах, и на автомобильных дорогах.
Но конечно, две трети туристов приезжают сюда авиационным транспортом, поэтому крайне важный сейчас проект – это реконструкция аэропортов Сочи. Минтранс и Росавиация нашли решение, чтобы сокращение потока при выполнении строительных работ было минимальным. Оно по последней схеме составит около двух миллионов пассажиров в год, в начале предполагалось, что почти шесть будет.
Поэтому здесь коллегам огромное спасибо, но реконструкция крайне важна. РЖД предложат компенсирующие мероприятия, чтобы перевезти выпадающий пассажиропоток. Плюс к этому в этом году запланировано окончание реконструкции Геленджика, и на очереди Краснодар и Анапа. Плюс реконструкция аэропортов на новых территориях.
Растущий спрос на поездки потребует наращивания номерного фонда. К 2030 году, чтобы добиться тех цифр, которые обозначены как цель, нужно ввести 90 тысяч номеров дополнительно, и уже сейчас регионы заявляют в своих программах 82 тысячи номеров. При этом активно идут программы поддержки. По программе льготного кредитования уже строится 17 крупных отелей на 6 тысяч номеров, и сейчас мы проводим, заканчиваем новый этап отбора. В заявках ещё 24 проекта на 7 тысяч номеров. То есть 13 тысяч номеров уже крупных проектов. При этом здесь бизнес активно сам инвестирует в небольшие гостиницы.
Жилищное строительство также останется важной точкой роста. Вместе с тем, если раньше численность населения увеличивалась за счёт миграционного прироста, то теперь такого активного притока нет, и в перспективе, по оценкам Росстата, к 2030 году население останется примерно на том же уровне. При этом сохраняется потенциал урбанизации. Причиной этому является опережающий рост производительности в сельском хозяйстве, на сельских территориях. С этой точки зрения в крупных городах население будет расти. Плюс действительно накопился дефицит инфраструктуры, социальной, инженерной, и это надо учитывать при принятии градостроительных решений. Отдельными точками роста станут новые регионы. Здесь масштабные проекты по восстановлению инфраструктуры, Марат Шакирзянович об этом доложит.
Чтобы реализовать весь экономический потенциал южных регионов, нужно снимать три вида ограничений: в энергетике, в ЖКХ и в транспорте. В энергетике к 2029 году прогнозируется дефицит мощности на Юго-Западной части Азово-Черноморского региона. В этой связи будут устраняться сетевые ограничения. Минэнерго и Россети уже запланировали строительство воздушной линии 500 киловольт Тихорецк – Тамань к 2029 году. И сейчас Минэнерго готовит параметры для отбора по строительству новых объектов генерации объёмом почти до 1 гигаватта.
Необходимые объёмы строительства и генерации сетей будут скорректированы с учётом особенностей энергоснабжения Запорожской и Херсонской областей, в первую очередь выдачи мощностей и перспектив работы Запорожской АЭС. Это может дать сильный дополнительный толчок, здесь большая мощность, которая может помочь развитию всего региона.
В крупных городах имеется дефицит мощностей коммунальной системы. Сейчас проблема решается в рамках программ финансирования объектов ЖКХ, в частности по Вашему поручению были выделены средства из ФНБ на поддержку проектов ЖКХ. И на территории Юга 11 проектов на 28 миллиардов рублей в Ростовской области, в Краснодарском крае, в Адыгее и в Крыму поддерживаются.
Также здесь регионы активно участвуют в программе модернизации коммунальной инфраструктуры, реализуется госпрограмма развития Крыма и Севастополя, там много очистных запланировано, тоже идёт работа.
По транспорту. С нашей точки зрения, есть ещё потенциал дополнительной поставки грузов речным транспортом. Мы считаем, что порядка 13 миллионов тонн может дополнительно быть привезено в этот регион именно по реке, учитывая всю логистику. Чтобы этот речной потенциал реализовывать, нужна сбалансированная тарифная политика, координация железнодорожных и водных тарифов, чтобы и то и другое грузить в зависимости от типов грузов, чтобы не было этого перетекания и ненужной конкуренции.
Также запланирован комплекс мероприятий Минтрансом на гидротехнических сооружениях Волго-Донского канала, Волго-Камского бассейна, а также требуется построить около 100 грузовых судов, чтобы провести все эти грузы, здесь Минтранс этим занимается.
Также использование рек позволит нарастить партнёрство с прикаспийскими странами. У нас здесь ещё большой транзитный потенциал. Ну и, конечно, вопросы расширения участков дорожной инфраструктуры. Здесь вопросы юго-западного обхода Краснодара, расширение участка М4 «Дон» на подходах к Ростову, это там, где сейчас узкие места, Вы о них сказали.
В целом, Владимир Владимирович, те решения, которые Вы озвучивали в Послании, создают серьёзный ресурсный потенциал для развития всех регионов, предоставляют и развивают ту палитру инструментов, которая есть. И всё это в совокупности позволит снять ограничения, которые есть, и поддержать тот действительно мощный экономический рост, который мы здесь видим в последние годы. Но это всё требует в дальнейшем согласованной, слаженной работы, что сейчас и идёт.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Марат Шакирзянович, пожалуйста.
М.Хуснуллин: Владимир Владимирович!
В Вашем Послании Вы поставили задачу комплексно подходить к вопросам регионального развития. Поэтому мы, готовясь к этому совещанию, провели определённую работу Правительства, регионов и Администрации, подготовили буклет градостроительного развития, в котором взяли все девять регионов как один макрорегион. В нём посмотрели всё градостроительное, транспортное, экономическое развитие. Сделали большую работу, по сути, это элемент мастер-плана, по которому дальше можно работать. Перспектива до 2036 года.
Хочу отметить, что в девяти регионах, в которых есть у нас четыре новых территории, мы определили 12 основных агломераций, 28 крупнейших значимых городов, определили опорные пункты. Сегодня проживает только в этих определённых населённых пунктах 10 миллионов человек, и 14 миллионов в год приезжает туристов, то есть это огромная территория с огромной перспективой развития.
Также мы постарались интегрировать в программу новых территорий. Они впервые участвуют в такой масштабной работе. Надо сказать, что главы новых субъектов очень активно в эту работу включились. Мы видим большую перспективу развития именно ещё и новых территорий в увязке со всей прилегающей территорией. Мы видим, что градостроительный потенциал у нас вырастет почти до 100 миллионов квадратных метров, притом что у нас уже сейчас данные территории, например Краснодарский край, Адыгея, являются вообще одними из драйверов развития жилищного строительства, они больше метра строят в последние годы.
Мы определили 105 точек роста, определили 66 площадок под КРТ, увязали эти планы со Стратегией устойчивого развития Приазовья до 2040 года, которую готовит Максим Станиславович Орешкин. Посмотрели все свободные земли, с Росреестром провели анализ земель, нашли тысячи гектаров неиспользованных земель и предлагаем в рамках этого мастер-плана поручение нам с регионами отработать градостроительный потенциал этих территорий.
По жилищному строительству это занимает 12 процентов от нашего объёма. Владимир Владимирович, благодаря тем решениям по аварийке, мы сейчас до 2030 года составляем новую программу. Причём я хочу отметить, что Ростовская область, Адыгея, Севастополь досрочно разрешили прежнюю программу расселения аварийного жилья. То есть мы уже стартуем по новой программе.
Надо отметить, что у нас очень активно развивается так называемое инфраструктурное меню. Регионы выбрали только за 2022–2026 годы в прогнозе 180 миллиардов рублей инфраструктурных объектов. Планируем только на развитие жилищно-коммунального хозяйства 161 миллиард рублей.
Здесь, конечно, надо отметить, Владимир Владимирович, что впервые, наверное, за всю новейшую историю мы комплексно подошли по Вашему поручению к строительству очистных. Сегодня у нас строится 46 очистных на 1 миллион 300 тысяч кубов. Это на территории Черноморского побережья и в Крыму. В основном мы к 2030 году будем эту работу заканчивать. Основные работы будут закончены в 2026–2027 годах.
Но, разрабатывая этот мастер-план, мы видим, что такая же программа необходима по Азовскому морю, так как оно стало нашим внутренним. Поэтому просим поручения отработать до 2030 года постепенно, с учётом градостроительного развития ещё и очистку Азовского моря.
У нас очень активно развивается дорожная сеть. Вообще, Владимир Владимирович, Вы знаете все крупные трассы. Мы до конца года дойдём от Краснодара уже до Крымского моста, у нас дорога полным ходом строится. Все крупные проекты, которые у нас есть, они закончены, такие как дорога М4 «Дон», обход Аксая, «Таврида», съезды с «Тавриды». Мы имеем чёткий план действий. И вообще хочу сказать, что за последние шесть лет у нас в дорожную инфраструктуру данного региона вложено около 1 триллиона рублей. Вообще это самая большая стройка у нас в стране. И мы дальше видим её развитие.
Причём хочу отметить, что регионы активно выполняют свои планы по дорожному строительству. Все намеченные планы либо выполнены, либо перевыполнены, то есть у нас очень слаженная, командная работа в этом вопросе.
Всего общая транспортная сеть составляет 7,5 тысячи километров. Мы выделили внутри этих 7,5 тысячи километров основную опорную сеть – основную дорогу и все подъездные дороги к морю. Посчитали это по деньгам. Мы видим возможность строительства маршрута вокруг Азовского моря – это 1400 километров. Причём мы его разделили на этапы, это не разом будет делаться. Там, где появляется дополнительный поток, там от двух до четырёх полос расширяют. Часть денег в бюджете уже есть, часть мы будем по мере развития работы проводить.
Причём сейчас на новых территориях идёт уже полноценное проектирование по всем этапам, включая обходы Мариуполя и обходы ряда городов.
Большая работа предусмотрена, конечно же, в направлении от Сочи до Джубги. Это мощнейший проект. Мы совершенно точно видим, что без развития этого проекта у нас ни туристы, ни сами местные жители дальше уже заехать и выехать не смогут, потому что развитие продолжается, поток большой. Мы видим, до 10 миллионов приток потока до 2030 года с учётом определённых ограничений и по железной дороге, и по аэропортам. Конечно, у нас часть потока пойдёт автомобильным транспортом. Мы считаем, что эта дорога как ось, как в своё время «Таврида» дала развитие Крыма со всеми съездами – так же даст очень серьёзное развитие со всеми съездами.
Мы глубоко проработали этот вопрос по Вашему поручению. У нас есть и трассировка, и стоимость, и подходы. Готовы эту задачу уже реализовать. Хочу отметить, что эффект от этой дороги, только от Джубги до Адлера, следующий. Мы сократим время в пути с семи часов до полутора часов, обеспечим прирост ВВП – 2,2 триллиона. У нас 50 миллионов квадратных метров недвижимости в зоне тяготения, и это не только жильё, это и санатории, это и места приложения труда.
Владимир Владимирович, ещё один фактор. У нас более 200 человек ежегодно гибнут на этой дороге, и сотни пострадавших людей. Это жизни людей, они бесценны. Поэтому это тоже очень важный момент, который надо сегодня учитывать.
Мы по Вашему поручению очень активно занимаемся общественным транспортом. Я хочу сказать, что за последние годы мы вышли почти на 70 процентов в целом по регионам, без новых пока территорий, на нормативное состояние общественного транспорта. Благодаря тем решениям, которые Вы приняли по финансированию, благодаря тем инструментам мы ставим задачу до 2030 года обновить общественный транспорт до 85 процентов.
Причём хочу сразу сказать, что ключевая задача всех населённых пунктов Азово-Черноморского кластера – это сделать новые транспортные схемы развития общественного транспорта с учётом парковочных пространств. Это ключевая задача. Мы только лишь легковыми машинами не сможем обеспечить эту территорию. Эту работу мы ведём вместе с коллегами, понимание есть. Вообще у нас 18 тысяч единиц общественного транспорта, и мы за ближайшие годы планируем его практически весь обновить.
Большая работа у нас идёт по обновлению общественного транспорта на новых территориях. У нас сейчас транспорта даже больше, чем водителей, на часть транспорта даже не успеваем водителей найти. Там тоже активно перевозки развиваются, и тоже, я думаю, мы их интегрируем в эту общую сеть.
Большая работа ведётся по аэропортам, мы видим 14 аэропортов в этой зоне, из них мы видим три аэропорта на новых территориях, которые, считаем, в ближайшие годы тоже заработают. Понимание, как это сделать, сколько будет стоить, есть. Здесь большую работу Минтранс ведёт, мы с Министром на связи. Есть планы модернизации до 2030 года семи аэропортов, в том числе в Сочи, Краснодаре и ещё ряда аэропортов. У нас в прошлом году Сочи обслужил 14 миллионов пассажиров, это на 7,6 процента больше.
Для того чтобы дальше развивать всю территорию, – я сегодня и с Министром разговаривал, и с Андреем Рэмовичем разговаривал, – конечно, нам нужно будет сделать транспортный баланс, транспортную схему всех видов транспорта. Эта увязка, сколько мы повезём железнодорожным транспортом, потому что, Вы абсолютно правильно сказали, у нас портов значительно больше, чем мы провозим. Нам нужно определить чёткий баланс между пассажирами, причём дальнего следования, грузами, пригородными перевозками и перевозками, например внутри сочинской агломерации – то, что сегодня работают электрички. Это наша основная точка роста.
Я думаю, что Минтранс в течение ближайшего времени, если будет поручение, вместе с коллегами, с РЖД, с регионами эту задачу отработает.
По водным путям считаем абсолютно правильным предложение Министерства экономики. Это наш недоиспользованный резерв. Я вообще считаю, что при стройке, которая есть, надо реку и припортовую, прибрежную полосу использовать и для грузов, и для пассажиров. Здесь тоже наработки есть и по технике, и по судам, и по развитию портовых зон.
Мы планируем в ближайшие три года построить Багаевский узел. Это даст возможность увеличения по реке Дон пропускной способности до 27 миллионов тонн. Это очень большой объём – почти с 9 миллионов тонн до 27.
Мы по Вашему поручению подготовили документы по комплексной комиссии, в которой заинтересованы все структуры. Есть Ваше решение. Буквально в ближайшее время комиссию выпустим, где совместно посмотрим этот макрорегион.
Вообще, если все планы, которые здесь есть, будут реализованы, Владимир Владимирович, то у нас градпотенциал – почти 100 миллионов, увеличение турпоездок будет в два раза – с 14 миллионов до 28 (это очень много), ввод жилья будет тоже около 100 миллионов; пассажиропоток железной дороги – около 100 миллионов пассажиров, сокращение времени в пути от Джубги до Адлера с 7 до полутора часов. Увеличение пропускной способности на маршруте вокруг Азовского моря в три раза, потому что мы расширяем её серьёзно, и приведение в нормативное состояние 85 процентов подвижного состава общественного транспорта.
Такие планы есть, источники есть, в Послании Вы все эти направления определили. Нам только работать, Владимир Владимирович.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.
Пожалуйста, Александр Александрович Козлов.
А.Козлов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Экологическая обстановка девяти регионов, которые входят в Азово-Черноморский кластер, достаточно схожая. Основные направления, которые нужны для устойчивого экологического развития, можно разбить на три блока.
Первый блок – это развитие водного направления. Второй блок – это ликвидация накопленного вреда. И третий – это рациональное использование тех ресурсов, которые мы имеем на этих территориях.
По первому блоку – вода. Безусловно, самое важное здесь – это строительство и реконструкция очистных сооружений. Марат Шакирзянович в своём докладе об этом сказал. Я хотел бы в целом подчеркнуть, что в градостроительных проектах, в планах по развитию агломераций ни в коем случае нельзя забывать о коммунальной инфраструктуре. Для нас важно: система водоснабжения и водоотведения должны быть предусмотрены при любом строительстве, при любом капитальном ремонте.
Также при планировании новой хозяйственной деятельности важно учитывать запасы подземных питьевых и технических вод. Мы ведём их госбаланс, наше Министерство. Сейчас в Азово-Черноморском регионе добывается чуть менее 3 миллионов кубометров в сутки при учтённых запасах в 11,5 миллиона кубов. Конечно, потенциал есть, но запасы по субъектам распределены неравномерно. Нужно учитывать, что в ряде районов – профицит, а в некоторых – недостаток. Тоже очень важно иметь этот баланс при строительстве и в тех планах, которые здесь обсуждаются.
Кроме того, не нужно забывать о богатых запасах минеральной воды. Сейчас добывается всего 4 процента от общего баланса, и те неосвоенные месторождения вполне могут стать основой для развития старых и открытия новых санаториев, в том числе и на берегу моря.
К слову хотел бы сказать, что в конце прошлого года мы приняли федеральный закон, который стыкует отдых людей на пляже с деятельностью, которая ведётся на воде. Приоритет был отдан суше, и до марта следующего года власти прибрежных населённых пунктов должны утвердить правила и границы использования водных объектов для рекреационных целей, то есть синхронизировать занятия на пляже с занятиями на воде, чтобы исключить такие ситуации, какие у нас были. На примере Геленджика: на берегу – детский лагерь, а на воде в это время – стоянка катеров, и, соответственно, между собой это никак не взаимосвязано.
Ещё одна важная задача в водном блоке – это расчистка русел рек. В Крыму, в Ростовской области, в ДНР и ЛНР, в Херсонской и Запорожской областях за пять лет было восстановлено почти 150 километров русел рек, и ещё 16 километров расчистим в этом году в Краснодарском крае, в Ростовской области и в Республике Адыгея.
Строим и ремонтируем гидротехнические сооружения на реках. Они нужны, чтобы защитить людей от разливов рек и наводнений. В ближайшие три года в семи регионах в безопасное состояние приведём порядка 16 инженерных объектов. Это плюс к тем девяти, которые ранее были сделаны.
Мы сейчас видим, те вопросы, которые поднимают главы наших регионов, – это, конечно, гидросооружения на море, что тоже очень важно, нужно строить. Задачи поставлены, с коллегами из Министерства строительства, соответственно, вместе будем прорабатывать.
Сейчас по Вашему поручению, Владимир Владимирович, мы работаем над созданием объединённого водного федерального проекта, Вы о нём говорили в прошлом Послании. В него войдёт оздоровление всех крупных рек страны, Дон и Кубань, безусловно, в этом числе.
Второе направление – ликвидация объектов накопленного вреда. В регионах мы уже ведём подобную работу: в Краснодарском крае ликвидировали 117 заброшенных скважин, в городах Судак, Белогорск и Севастополь рекультивировали три несанкционированные свалки, рядом с ними жили почти 600 тысяч человек. До конца года уберём еще десять свалок: в Ростове-на-Дону, Таганроге, Цимлянске, Донецке, Новочеркасске, Краснодаре, Геленджике, Славянске-на-Кубани, Горячем Ключе, Севастополе. И благодаря этому для 2 миллионов человек улучшится качество жизни.
Сейчас готовится проектно-сметная документация на ликвидацию опасных объектов – могильников Горловского химического завода в Донецкой Народной Республике и полигона промышленных отходов около Волчеяровки в Луганской области. Полигон эксплуатировался с конца 60-х годов прошлого века, на нём скопилось свыше 900 тонн различных отходов, подземные воды загрязнены солями, хлоридами и азотными соединениями. И в стадии заключения контрактов разработка ПСД на ликвидацию четырёх мусорных полигонов и старых очистных сооружений в Запорожской и Херсонской областях.
По всем контрактам работаем с нашим партнёром – Федеральным экологическим оператором. Это ведомственное учреждение Росатома, которое создано специально для развития этих компетенций. Спасибо большое коллегам за то, что помогают нам.
Сейчас по всей стране инвентаризируем объекты с точки зрения влияния на природу и здоровье людей. В девяти регионах Роспотребнадзор и Росприроднадзор уже оценили 53 таких объекта. Ещё 16 обследуем до конца года, и все эти объекты включим в Государственный реестр объектов накопленного вреда, и уже из него проведём приоритизацию, чтобы ликвидировать самые опасные свалки и накопленный вред за счёт «окрашенных» платежей. Я могу Вам чётко сказать, что сейчас в рамках этой инвентаризации мы увидели такой объект, как шламонакопитель Сакского химического завода в Крыму, который говорит о том, что это нужно делать уже сейчас, можно ничего не ждать и тратить на это деньги. Потому что там и озёра загрязняются, а он в районе мыса Красный находится. Глава региона подтвердит это.
Налаживаем комплексное обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Чтобы регионы достигли национальной цели и двукратно снизили полигонные захоронения, у них должны появиться мусоросортировочные и перерабатывающие заводы. Общая мощность по планам субъектов – 6 миллионов тонн обработки и 3 миллиона тонн утилизации. Это с учётом выбывающих мощностей, когда приходит амортизация. Потребность учитывает текущий турпоток, и, безусловно, при его кратном росте наши коллеги из регионов должны будут скорректировать свои территориальные схемы, по которым и рассчитывается мощность будущих объектов. Это важно учитывать в стратегии, которая будет акцептована.
По закону за создание мощностей отвечают регионы, но мы некоторым помогаем и выделили финансирование на проектирование и уже строительство. В Крыму появятся три комплексных объекта, и на проектировании – по одному в ДНР, в ЛНР, в Херсоне и в Запорожье.
Также помогли регионам закупить почти 300 машин и 20 тысяч контейнеров для организации уборки мусора, чтобы эти территории, очень важные для развития, как здесь обсуждается, с точки зрения туризма, убирались и не загаживались.
Третье. Рациональное использование природных ресурсов. Самый лесистый регион – это Краснодарский край, на него приходится почти половина земель лесного фонда Азово-Черноморского макрорегиона, это свыше 1 миллиона гектаров. Меньше всего в Запорожье – 47 тысяч. Лес в основном защитный, то есть он выполняет водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции.
Учитывая небольшие площади и их защитный статус, особенно тщательно нужно контролировать использование лесов. Владимир Владимирович, Вы лично занимались тогда вопросом в Краснодарском крае, как раз увидели эту проблематику, и тогда было изъято девять таких документов, которые были получены под развитие каких-то проектов, которые, к сожалению, и, может быть, к радости для леса, не подтвердились.
Борьба с инвазивными вредителями. Насекомые практически уничтожили самшитовые рощи в Сочинском национальном парке и в Кавказском заповеднике.
С 2021 года мы начали борьбу с инвазивными вредителями, параллельно высаживаем самшит в лесничествах нацпарка, у нас примерно сейчас план – по 5 тысяч саженцев ежегодно. Пока говорим только о восстановлении, как и для естественного воспроизводства. Нам нужно будет не одно десятилетие – цвести самшит колхидский начнёт минимум через 30 лет.
Конечно, Сочинский нацпарк и Кавказский заповедник – одна из самых популярных особо охраняемых природных территорий этого макрорегиона. На их долю приходится большее число туристов – свыше 2 миллионов человек за прошлый год из 2 миллионов 600 тысяч.
Всего в Азово-Черноморском бассейне расположено 16 национальных парков и заповедников федерального значения. Сейчас мы проектируем ещё 11 в Донецкой и Луганской Республиках, в Херсонской и Запорожской областях. До конца года они будут созданы.
К слову, на азово-черноморских заповедных землях мы вместе с детьми проводим определённые смены, и в прошлом году 351 ребёнок побывал в экспедиционных сменах в наших заповедниках: в Кавказском и Ростовском заповеднике, в Утрише. В этом году кратно увеличим, таких детей планируется тысяча. В свою очередь 300 ребят из Донецка, ЛНР, Херсона и Запорожья побывают в национальных парках Валдайский, Кисловодский, Угра, «Плещеево озеро» и Крым. В прошлом году их было 185, мы эту планку себе ставим больше.
Спасибо за внимание. Доклад закончен.
В.Путин: Спасибо большое.
<…>
6 марта 2024 года, Сочи